Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие и взаимодействие




Социальное взаимодействие и социальное действие — явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодей­ствии — как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие — двунаправ­ленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Что же есть в социальном взаимодействии и чего нет в социальном дей­ствии? Механизма обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, кото­рое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызыва­ет обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодей­ствие.

Одна из форм взаимодействия — присоединение к точке зрения другого человека или группы людей, а в конечном итоге, стремление стать такими, как и они. Воздействие других людей, «поселившихся» в воображении ин-

дивида, т.е. рефлексии типа «Я думаю о том, что думают обо мне другие», известно давно. Еще в 1513 г. Н. Макиавелли сформулировал своеобразный «закон мнений»: «Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, не­многим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют ос­порить мнение большинства»9. Великий английский философ Джон Локк (1632—1704) сформулировал «закон доброго имени». В трактате «Опыт о человеческом разумении» (1690) он писал: «Законы, к которым люди обычно обращаются, чтобы судить о правильности и неправильности своих дей­ствий, бывают, мне кажется, следу­ющих трех родов: 1) законы боже­ственные; 2) законы гражданские; 3) законы общественного мнения, или доброго имени, если можно их так назвать»10.

Расширенную версию «закона доб­рого имени», превратившегося в «за­кон мнений», предложил Дэвид Юм (1711-1776). В «Трактате о человече­ской природе» он писал о том, что даже «людям величайшей рассуди­тельности и ума... бывает очень труд­но следовать собственному разуму и собственным наклонностям вопреки мнениям их друзей и ежедневных со­беседников»".

Суть закона мнений состоит в том, что каждый индивид находится под пристальным взором социального ок­ружения, которое формирует о нем оценочные суждения, судит его с по­зиции общепринятых норм и ценностей. Любой человек, поскольку он на­веки связан со своим окружением и зависим от него, постоянно принимает в расчет эти суждения, даже если они не высказаны вслух, но присутствуют лишь в его воображении. Нам приходится учитывать, что говорят о нас люди, что они, как нам кажется, думают о нас, успевая в то же время поучаст­вовать в процессе оценивания других людей, своими суждениями достраи­вая бесконечную цепочку коммуникативного процесса взаимных оценок и суждений. Принимая к сведению мнение других людей о нас, мы вместе с тем редактируем их, подправляя оценку в зависимости от степени нашего доверия к источнику суждения, его близости к нам, идейного сходства, объективности позиции, умения здраво судить, быть критичным или при­страстным в своих высказываниях о других людях, наконец, что, воз­можно, перевешивает все прочее, в зависимости от того, нравится нам его суждение о нас или нет, раздражает оно нас или подбадривает, вооружает на

9 Макиавелли Н. Государь. СПб., 2000. С. 101.

10 Локк Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1985. С. 406.

" Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 2. М., 1995. С. 54—55.

преодоление трудностей или деморализует. Человеческая психика устрое­на так, что легко пропускает оптимистические оценки и поддерживает пес­симистические.

В XX в. основоположник символического интеракционизма Джордж Мид (1863—1931) дал этому феномену название «обобщенный другой» и указал истоки его возникновения. Они кроются в особенностях освоения ребенком норм и правил общественной жизни, в ходе которого ему прихо­дится прибегать к помощи посредников, своих первых наставников и со-циализаторов — «значимых других».

Мы всегда считаемся с мнением «обобщенных других»

В дальнейшем «обобщенный другой» уточняется и трансформируется за счет постоянного внимания индивида к мнениям других. Немецкая иссле­довательница Элизабет Ноэль-Нойман полагает, что каждый человек ведет «статистику мнений», собирая данные из всех доступных ему источников, будь то общение, книги, пресса, телевизор и т.д. Причина кроется в инстин­ктивном стремлении человека избегать социальной изоляции и потому присоединяться к тем мнениям, которые, как ему кажется («по данным» субъективной статистики), имеют широкий «охват»12.

Изучению структуры социального взаимодействия много внимания в первом томе своей книги «Система социологии»13 уделил П. Сорокин. Вся общественная жизнь у него состоит из взаимодействий индивидов. На от­ношения взаимодействия распадаются у Сорокина все социальные отноше­ния, начиная с производственных и кончая религиозными, правовыми и

2 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. С. 165—170. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1—2. М, 1993; Он же. Система социологии: В 4 т. Сыктывкар, 1991-1998.

научными отношениями. Структуру «социального взаимодействия» он оп­ределял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступа­ющих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг дру­га, «актов» (или действий их) и «проводников» этих действий. Все акты Со­рокин делит на следующие ряды: интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные. Каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жиз­ни, с другой — стимулом, раздражителем, вызывающим ту или иную реак­цию у других лиц. Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток со­циальных акций и психологических реакций14.

Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным (кос­венным) социальным действием. Например, акт купли вещи — это непо­средственное взаимодействие с продавцом. Здесь социальный характер дей­ствия очевиден. Косвенное взаимо­действие не столь очевидно. В этом случае вторая сторона может быть не видна, более того, действующий субъект может активно отрицать ее наличие. Удачен пример В.И. Ильи­на15. Девушка, находясь в одиноче­стве, тщательно покрывает свое лицо косметикой. Является ли такое дей­ствие социальным? Она может гово­рить, что красится, одевается только для себя. При этом она, возможно, говорит это вполне искренне. Однако если посмотреть более внимательно на этот акт, то мы увидим, что ее целью может быть просто выглядеть хоро­шо, но в чьих глазах? В одиночестве она не носит макияж. Она красится для собственного душевного равновесия, которое достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения окружа­ющих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является социальным.

Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и ин­тересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократ­ное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.

Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг. Рынок — это форма социального вза­имодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка яв­ляется рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.

Действие — однонаправленное контактное или бесконтакное соприкос­новение одного актора с другим, не обязательно предполагающее ответную реакцию.

14 Подробнее анализ взглядов П. Сорокина см.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской
социологии XIX-XX вв. М., 1995.

15 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.

Воздействие — однонаправленное бесконтактное соприкосновение од­ного актора с другим, обязательно предполагающее ответную реакцию (фи­зическую или духовную, поведенческую, вербальную или психологиче­скую).

Взаимодействие — двунаправленное контактное или бесконтактное со­прикосновение двух акторов, содержащее в себе ожидание ответной реак­ции.

Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о де­ятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — штоп­ка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объе­диняются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. За­нятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действиеединица деятельности. Отдельное движениеэлемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и лю­дям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это дей­ствие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а кдействию применимы.

Действие — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в кото­ром достигается заранее определенная цель. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части:

• принятие решения;

• реализация;

• контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполни­тельные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит ис­пользование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, кото­рые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюда­емая деятельность, в то время как деятельность — осознанное «произволь­ное поведение».

Основными элементами социального поведения выступают: потребно­сти, мотивация, ожидания (экспектации). Сравнивая деятельность и пове­дение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели

и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознагражде­ния, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, го­норара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как глав­ный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним по­будителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а по­ступок нет.

Социальные действия исполняются только социальным субъектом (ин­дивидом как представителем большой социальной группы). Далее, это дей­ствие ориентировано на другого чело­века, т.е. мысленно предполагается его реакция на ваше действие. Вы ведете себя с оглядкой на других людей. Но это мысленное действие еще не реали­ зовалось, поэтому действие, как пове­денческий акт, одностороннее. Если другой человек отвечает на социальное действие таким же действи­ем, то происходит социальное взаимодействие, которое предполагает два поведенческих акта: прямой и ответный. Это двусторонний процесс. Он соединяет двух социальных субъектов. При социальном действии ориента­ция на другого является мысленной, а при взаимодействии — реальной, так как вы получаете ответное действие.

Таким образом, социальное взаимодействие предполагает два поведен­ческих акта: первый — это прямой поведенческий акт и второй — ответный. Когда вы подаете заявку на проведение демонстрации, вы мысленно предполагаете, как поведет себя милиция: будет бить дубинками или нет. Это социальное действие. Но когда вы вышли на демонстрацию, а милиция на самом деле вступила с вами в «контакт», социальное действие переросло в социальное взаимодействие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.