Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие и социальная система 1 страница




Т. Парсонс

Общая концептуальная схема действия

Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, куль­турном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности пред­полагают способность системы действия — индивидуального или коллек­тивного — модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении.

Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «поведение», поскольку нас интересуют не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец.

Человеческое действие является «культурным» постольку, поскольку смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических си­стем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответству­ющих образцах), связанных главным образом с языком как обшей принад­лежностью человеческих обществ.

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существен­ные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма является не анато­мия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуали­зируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результа­ты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, имен­но общие свойства больших человеческих групп — включая их дифферен­циацию по полу — образуют органическую основу действия.

Было бы неверным считать, что генетическая конституция организма модифицируется под влиянием внешней среды. Скорее, генетическая кон­ституция включает в себя общую «ориентацию», которая развивается в спе­цифические анатомические структуры, физиологические механизмы и по­веденческие образцы, а также взаимодействует с окружающей средой на протяжении всей жизни организма. Факторы окружающей среды можно аналитически разбить на две категории: во-первых, факторы, определя­ющие ненаследственные элементы физического организма; во-вторых, фак­торы, обусловливающие те элементы поведения, которые усваиваются че­рез механизмы научения. Именно на них нам следует сосредоточить внима­ние. Хотя организм, конечно же, способен к научению, непосредственно в окружающей среде, в которой отсутствуют другие поведенческие организ­мы, теория действия прежде всего исследует такой процесс научения, при котором другие организмы этого же вида составляют наиболее важную черту окружающей среды.

Символически организованные культурные образцы, как и все другие компоненты живых систем, конечно же, возникают через эволюцию. При этом человеческий лингвистический уровень их развития является феноме­ном, абсолютно специфическим для человека. Способность научаться языку и использовать его, очевидно, зависит от специфической генетической кон­ституции человека, как это показали попытки обучить этому другие виды (особенно приматов и «говорящих» птиц). Но генетически предопределе­на только эта общая способность, а не специфические символические сис­темы, которым в реальности обучаются, которые используют и развивают конкретные человеческие группы.

Более того, несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и, на самом деле, к созданию культурных элементов, ни один инди­вид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколе­ний, их всегда придерживаются относительно большие группы людей.

Они никогда не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов. Индивид всегда лишь научается таким образом, что он может внести в них разве что побочное творческое (созидательное или разруши­тельное) изменение. Более общие культурные образцы обеспечивают, таким образом, системы действий высокоустойчивыми структурными опорами, в полной мере аналогичными тем, которые обеспечиваются генетическими материалами вида. Они связаны с познавательными элементами действия точно так же, как гены связаны с врожденными элементами.

В границах, определяемых генетикой вида и упорядочивающими куль­турными образцами, располагаются возможности для данных индивидов и групп развивать независимые структурированные поведенческие системы. Поскольку деятель в негенетическом плане является человеком и посколь­ку его научение происходит в контексте определенной культурной систе­мы, его усвоенная посредством обучения поведенческая система (которую я буду называть его личностью) имеет общие с другими личностями черты, например язык, на котором он привык говорить. В то же время его организм и его окружение — физическое, социальное и культурное — всегда в опре­деленных аспектах уникальны. Следовательно, его собственная поведенче­ская система будет уникальным вариантом культуры и ее специфическими

образцами действия. Поэтому существенно важно рассматривать систему личности как не сводимую ни к организму, ни к культуре. То, чему науча­ются, не является ни «структурой» организма в обычном смысле слова, ни свойством культурной системы. Личность образует аналитически независи­мую систему.

Процесс социальной интеграции, хотя он внутренне связан с личностя­ми взаимодействующих индивидов и образцами культурных систем, обра­зует четвертую систему, которая аналитически независима как от систем личности и культуры, так и от организма. Эта независимость становится особенно очевидной при рассмотрении тех требований интеграции, кото­рые навязываются системам социальных отношений из-за внутренне при­сущей им предрасположенности к конфликту и дезорганизации. Речь идет о том, что иногда обозначается как проблема порядка в обществе, поставлен­ная в классической форме Томасом Гоббсом. Система взаимодействия со­ставляет социальную систему, эта та подсистема действия, которая являет­ся основным предметом анализа в данной книге.

Вышеприведенная классификация четырех общих подсистем человече­ского действия — орынизм, личность, социальная система и культурная система — представляет конкретный случай применения общей парадигмы, которая может быть использована при анализе всей сферы действия и ко­торую я буду применять в дальнейшем для анализа социальных систем.

При помощи этой парадигмы любая система действия анализируется в терминах следующих четырех функциональных категорий, связанных с обеспечением: 1) главных «руководящих» или контролирующих образцов системы; 2) внутренней интеграции системы; 3) ее ориентации на достиже­ние цели в отношении к окружающей среде; 4) ее более обобщенной адап­тации к широкому набору условий окружающей среды, т.е. к физическому окружению. В рамках систем действия культурные системы специализиру­ются на функции поддержания образца; социальные системы — на интег­рации действующих единиц (человеческих индивидов) или, точнее, лично­стей, исполняющих роли; системы личности — на достижении цели; пове­денческий организм — на адаптации.

Понятие социальной системы

Поскольку социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и деятелем (обла­дающим определенными целями, идеями, установками и т.д.), и объектом ориентации как для других деятелей, так и для себя самого. Система интер­акции является определенным аспектом, аналитически абстрагированным от тотальной совокупности процессов действий участников интеракции. В то же время эти «индивиды» являются также организмами, личностями и участниками культурных систем.

При такой интерпретации каждая из трех других систем действия (куль­тура, личность, поведенческий организм) составляет часть окружающей среды или, можно сказать, окружающую среду социальной системы. За пределами этих систем находятся окружающие среды самого действия, они располагаются выше и ниже общей иерархии факторов, контролирующих действие в мире жизни.

Ниже действия в иерархии располагается физико-органическое окруже­ние, включая дочеловеческие виды организмов и «неповеденческие» ком­поненты человеческих организмов. Это особенно важная граница действия, поскольку как люди мы знаем физический мир только через свой организм. Наше сознание не имеет непосредственного опыта восприятия внешнего физического объекта, если мы не восприняли его через физические процес­сы и мозговые информационные «процессы». В плане же психологическо­го знания физические объекты являются аспектами действия.

В принципе сходные рассуждения применимы к внешней среде, распо­лагающейся выше действия — «высшей реальности», с которой в конечном счете приходится иметь дело при обращении к тому, что Вебер называл «про­блемами смысла» (например, проблемы зла и страдания, временных границ человеческой жизни и т.п.). В этой области «идеи» как культурные объекты являются в некотором смысле символическими «репрезентациями» высших реальностей (например, представлениями о богах, сверхъестественном), но не самими этими реальностями.

Фундаментальный принцип организации витальных систем состоит в том, что их структуры дифференцируются в соответствии с различными требованиями, предъявляемыми им внешней средой. Так, биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации яв­ляются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных от­ношений между организмом и его окружающей средой. Мы используем этот принцип для построения нашего анализа социальных систем.

Мы рассмотрим социальные системы в их отношениях с наиболее важ­ными окружающими средами. Я утверждаю, что функциональные диффе­ренциации среди трех подсистем действия (исключая социальную) — куль­турной системы, системы личности и поведенческого организма — и связь двух из них с двумя средами всей системы действия служат основными ори­ентирами для анализа различий между социальными системами. Это зна­чит, что анализ будет развертываться на базе фундаментальных отношений системы и ее окружения.

В функциональных терминах нашей парадигмы социальная система яв­ляется интегративной подсистемой действия в целом. Три другие подсис­темы действия составляют главные ее окружающие среды. При анализе обществ и других социальных систем может быть применен вышеозначен­ный принцип. Мы увидим, что три из первичных подсистем общества функ­ционально специализируются на взаимодействии с тремя главными окру­жающими средами социальной системы. При этом каждая из подсистем имеет непосредственную связь с одной из окружающих сред. Каждая из этих трех сочетательных подсистем может быть также рассмотрена как отдель­ная окружающая среда подсистемы, которая является интегративным цен­тром общества.

Сокращено по источнику: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494-526.

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ

Абитуриент — поступающий в высшее учебное заведение.

Авторская школа — экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогиче­ских и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родствен­ники и другие представители первичной группы.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Агрессия — действие или поведение, нацеленные на причинение мораль­ного, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) дру­гому существу или объекту.

Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социаль­ного приспособления к среде.

Адаптивная школа — модель образовательного учреждения, ориентиро­ванная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям).

Академическая задолженность — неудовлетворительный результат атте­стации учащегося по какой-либо учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года.

Академическая мобильность — обеспечение свободного выбора студентом места, формы и средств обучения.

Академическая свобода — предоставление определенных прав препода­вателям, ученым и студентам: излагать учебный предмет по своему усмот­рению, выбирать темы и методику для научных исследований, получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Академический час — единица измерения учебного времени, равная 45 астрономическим минутам.

Аккомодация — приспособление схемы поведения человека к конкрет­ной ситуации за счет его активности, в результате чего эта схема изменя­ется.

Аккультурация — адаптация индивидов или групп к какой-либо куль­туре.

Акторы — субъекты действия.

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, про­тиворечием между провозглашенными целями и невозможностью их реа­лизовать.

Ассимиляция — усвоение материала за счет его включения в уже существу­ющие схемы поведения; этническое поглощение, почти полное растворе­ние одного народа (иногда нескольких народов) в другом.

Аффективное действие — неконтролируемое, эмоциональное действие, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий.

Базовый учебный план — учебный план, включающий все виды учебной нагрузки по государственному образовательному стандарту, общий объем каждого из них в академических часах, объем аудиторных и самостоятель­ных занятий, распределение объемов учебной нагрузки по семестрам и виды промежуточного и итогового контроля.

Бакалавр — ученая степень, которая присваивается студенту после осво­ения им программы базового образования; степень выпускника старших классов средних учебных заведений во Франции и ряде других стран Запад­ной Европы.

Бакалавриат — четырехлетнее высшее образование, иначе, незакончен­ное высшее.

Балансовый метод — метод определения объема учебной программы на основе соотношения времени, отведенного на обучение, и времени, требу­ющегося в соответствии с темпом усвоения знаний.

Барьер социализации — любое естественное (врожденные дефекты) или искусственное (социальные институты и практики) препятствие, наруша­ющее нормальное протекание социализации на индивидуальном уровне.

Беженцы — категория вынужденных мигрантов.

Бомж — лицо без определенного места жительства.

Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей.

Вариативная (элективная) часть образовательной программы — часть об­разовательной программы, предлагающая выбор учебных дисциплин, из которых могут быть составлены различные варианты учебного плана.

Вторичная социализация — социализация, на которую решающее влия­ние оказывает вторичная группа.

Вторичные группы — большие социальные множества людей, между ко­торыми существуют только формальные отношения (государство, суд, уч­реждение, предприятие и др.).

Высшее образование — уровень знаний, получаемый в высших учебных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различных отраслях хозяйства, на­уки и культуры.

Высшие учебные заведения — учебные заведения, готовящие специалис­тов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, а также ведущие научно-исследовательскую работу теорети­ческого и прикладного характера.

Геттоизация (от слова «гетто») — создание локальных замкнутых, изоли­рованных поселений; полная изоляция от окружающей культурной среды; ситуация, когда человек прибывает в другое общество и оказывается вынуж­ден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чу­жой культурой.

Гимназия — учебное заведение гуманитарного типа с повышенным стан­дартом требований, обычно гуманитарно-филологического направления.

Глоссарий — словарь, объясняющий малоизвестные слова, употреблен­ные в каком-нибудь сочинении.

Глоссы — комментарии к средневековым юридическим документам.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — нормативный доку­мент, определяющий содержание и уровень подготовки специалистов с высшим образованием.

Грамматическая школа — начальная школа в древности (Греция, Рим), средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в универ­ситет, в современной Великобритании.

Группа вторичная — группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Гувернёр, гувернантка — домашний наемный воспитатель, наставник детей в дворянских семьях.

Девиантное поведение — отклоняющиеся от общепринятых норм дей­ствия человека, нарушающие их.

Девиация — отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Дезадаптация — одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) «большого» общества, выпадения из его коммуникативных сетей.

Делинквентное поведение — не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений и т.п.

Делинквентность — в социологии обозначение административно, реже — уголовно наказуемых деяний.

Деловая игра — вид активного семинара, учебная коллективная игра, схожая с ролевой, однако предполагающая принятие решений на основе расчета экономических и (или) организационных параметров.

Демонстративное поведение — показное поведение, выражающееся у праздного класса в приобретении роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Деперсонализация — изменение восприятия самого себя.

Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценно­стей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.

Децентрализация образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников фи­нансирования и т.д.

Дидактическая единица (тема) — небольшая тематическая часть учебной дисциплины.

Дискриминация — система коллективных действий, которые могут воз­никать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями.

Дискурс — публичный или личный разговор, законченный, целостный текст устной или письменной речи, процесс языковой деятельности; стиль, манера или способ говорения.

Дискуссия — вид активного семинара, учебная коллективная игра, пред­полагающая обсуждение студентами спорных утверждений, относящихся к определенной учебной дисциплине, по каждому из которых возможны две диаметрально противоположные точки зрения.

Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предостав­ляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образо­вательных учреждений.

Дистанцирование — сознательное отгораживание, отдаление одного че­ловека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом.

Дисфункции института — неспособность социального института выпол­нять свои основные задачи, предназначение.

Дисциплинатор — тот, кто занимается укреплением дисциплины.

Достигаемый статус — статус, который приобретается в результате сво­бодного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Досуг — определенная часть свободного времени, период любительской деятельности, просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров и т.п.

Доход — поток денежных поступлений за определенный календарный период; любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д.

Единичное действие — по Т. Парсонсу — простейшая элементарная сис­тема действия, служащая отправным пунктом для построения аналитиче­ской теории человеческого действия.

Жизненные шансы — вероятность получить большие или меньшие блага (высокооплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноцен­ное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благода­ря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда.

Жизненный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.

Жизненный путь — совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека.

Жизненный цикл — понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.

«Зеркальное Я» — теория Ч. Кули о том, что общество служит своеобраз­ным зеркалом, в которое смотрится каждый человек и благодаря этому кор­ректирует свое поведение.

«Значимые другие» — по Дж. Г. Миду — родители, учителя, товарищи и другие люди, играющие решающую роль в процессе первичной социализа­ции ребенка и интернализации им окружающего социального мира.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Индивидуальный учебный план — учебный план, составленный для каж­дого обучающегося в отдельности.

Институты посредничества — репетиторы и подготовительные факульте­ты, помогающие абитуриентам успешно подготовиться к поступлению в вуз.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социали­зации и направляющие его.

Институционализация — закрепление практики или области обществен­ных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Институциональный кризис — процесс, характеризующий падение авто­ритета данного института, снижение доверия к нему.

Интеракция — взаимодействие.

Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Инфантицид — умерщвление детей.

Инфильтрация — проникновение индивида в более высокий по статусу со­циальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.

Каналы вертикальной мобильности (каналы социальной циркуляции) — «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Каузальная атрибуция — приписывание причин: наделение своего соб­ственного поступка или поступков других людей истинными или ложны­ми причинами («он успешно сдает экзамены лишь потому, что ему все вре­мя везет»); списывание причин на кого-то, приписывание своих неудач другим людям или объективным обстоятельствам. Элемент «Я-концепции».

Квадривиум — средневековый набор изучаемых предметов, включающий арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Классическое образование — тип общего среднего образования, ориен­тированный на изучение древних языков и математики в качестве главных предметов.

Классно-урочная система — организация учебного процесса, при кото­рой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрас­том и уровнем знаний; основной формой обучения является урок.

Классный руководитель — педагог, занимающийся организацией, коор­динацией и проведением внеурочной воспитательной работы.

Когнитариат — интеллигенция и наемные работники, занятые исключи­тельно умственным трудом.

Колледж — высшие закрытые учебные заведения, из которых состоят британские университеты; самостоятельное учебное учреждение (в других странах), подразумевающее три основных типа: 1) соответствующие уров­ню высшей школы; 2) занимающие промежуточное положение между сред­ними и высшими учебными заведениями; 3) соответствующие уровню сред­ней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет.

Комит — высокопоставленный чиновник в Византии.

Коммерциализация образования — расширение платной основы обучения.

Конформизм — внешнее согласие с общепринятыми нормами.

Конфронтация — противоборство, столкновение групп, классов, людей, а также их интересов и убеждений.

Кризис — любая точка перелома в социальном процессе, где старые ме­ханизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые меха­низмы или способы решения еще не действуют.

Культурный капитал — знания и квалификация.

Культурный релятивизм — идея о том, что нормы — относительны своей культуры; в каждой культуре они свои и потому понять их содержание мож­но только при сопоставлении норм с содержанием данной культуры.

Куррикулум (англ. curriculim — резюме, от лат. currere — бежать) — сумма всей практики обучения, являющаяся результатом выполнения учебного плана, направленного на достижение определенных задач; курс обучения, краткое изложение программы курса (резюме); краткое описание своей трудовой биографии, учебы и знаний, curriculum vitae (лат.) [куррикулум витэ] — жизнеописание, краткие сведения о чьей-либо жизни.

Курс обучения — наименование образовательной программы, рассчитан­ной на определенный срок обучения с последующей выдачей документа об образовании.

Курсовой учебный план — учебный план, рассчитанный на один год обу­чения.

Латентные функции — непредумышленный (скрытый) результат деятель­ности социального института или лиц, представляющих его.

Линк — связь нового понятия с каким-либо другим старым понятием.

Лицей — среднее общеобразовательное и профессиональное учебное заведение, работающее по собственным учебным программам с повышен­ным стандартом требований, ориентированное на естественные или точные науки либо подшефное вузу и делающее особый акцент на его профилиру­ющих предметах.

Малограмотные — функционально неграмотные.

Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальность (от лат. Margo — край) — «пограничность», промежуточ­ность положения индивида или социальной группы в социальной структу­ре общества.

Матрикул — перечень учебных дисциплин, соответствующих базовому учебному плану, с указанием общего объема дисциплины в академических часах и формы итогового контроля.

Менталитет — характерный склад мышления, восприятия и оценки со­бытий, присущий группе (народу, классу, слою), реже — индивиду. «Нам американцев не понять, у них иной менталитет».

Метаквалификация — система знаний, облегчающая поиск и усвоение новых знаний.

Монашество (от греч. monachos — отшельник), форма религиозной жиз­ни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов.

Мотивация — относительно стабильная система мотивов, определяющих поведение субъекта.

Навык — умение, соединенное с моторикой и доведенное до автоматиз­ма, сочетание интеллектуальных и мускульных действий.

Направление — изучаемая в институте отрасль знаний по квалификаци­ям: бакалавриат и магистратура, внутри которых возможна дальнейшая специализация студента.

Неполная (монородительская) семья — семья с одним родителем; обра­зуются в результате развода родителей или смерти одного из них.

Неравенство — неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, соци­альным благам и политической власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.