Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

X. Патнэм Мозги в бочке




Врезка

Одна из научно-фантастических возможностей, обсуждаемых философами, такова. Представим себе, что человеческое существо (допустим, вы сами) подверглось операции, сделанной злоде­ем-ученым. Ваш мозг был отделен от тела и помещен в бочку с питательным раствором, под­держивающим этот мозг живым. Нервные окон­чания были присоединены к некоему супернауч­ному компьютеру, поддерживающему у той лич­ности, которой принадлежит этот мозг, полную иллюзию, что все в порядке. Как будто вокруг люди, предметы, небо и т.д.; но в действитель­ности все, что ощущает наш герой, т.е. вы, яв­ляется результатом электронных импульсов, передающихся от компьютера к нервным окон­чаниям. Компьютер такой умный, что если наш герой пытается поднять руку, то реакция компь­ютера послужит причиной того, что он «увидит» и «почувствует», как рука поднимается. Более того, меняя программу, злодей-ученый может заставить жертву «почувствовать» (или прогал-люцинировать) любую ситуацию или окружение, какие хочет. Он может также стереть память об операции на мозге, в результате чего жертва будет считать, что всегда была в таком состоя-


нии. Жертве даже может казаться, что она сей­час сидит и читает вот эти слова о забавном, но совершенно абсурдном предположении, что есть такой злодей-ученый, который удаляет людям мозги и помещает их в бочки с питатель­ным раствором, поддерживающим эти мозги живыми.

Вместо одного-единственного мозга в бочке те­перь представим себе, что все человеческие су­щества (возможно, все существа, наделенные ощущениями) являют собой мозги в бочке (или нервные системы в бочке для тех существ с ми­нимальными нервными системами, которые уже считаются «чувствующими»). Конечно же, зло­дей-ученый должен находиться снаружи. Или не должен? А может быть, нет никакого злодея-ученого, а просто вселенная (хотя это и абсур­дно) состоит из автоматических механизмов, об­служивающих бочку с мозгами и нервными сис­темами?

На этот раз предположим, что автоматические механизмы запрограммированы так, чтобы дать нам массовую галлюцинацию, а не множество от­дельных, не связанных галлюцинаций. Таким об­разом, когда мне кажется, что я разговариваю с вами, вам кажется, что вы слышите мои слова. Конечно, это не значит, что мои слова действи­тельно достигают ваших ушей — поскольку у вас

В отечественной психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного от­ношения к объективному миру, т.е. оно есть осознанное бытие.

Деятельность человека постольку целесообразна и целенаправленна, по­скольку ее средства и способы мотивируются заранее поставленной целью. Цель — это идеально представляемый результат деятельности, требующий для своего осуществления изменения объективных обстоятельств, разрешения противоречий в самих материальных условиях бытия, в процессе достижения которых удовлетворяются и образуются новые потребности человека. Иными словами, идеальное представление о будущем, предшествующее каждому отдельному виду деятельности и мотивирующее ее, формируется на основе общих всем значений предметов, средств и способов деятельности, в которых отражено и выражено знание закономерностей объективного мира. Именно знание опосредствует отношение человека к действительности. Деятельность со знаемыми предметами объединяет и преобразует всю сферу живого, чув­ственно-эмоционального отношения субъекта к объективным условиям его бытия, проявляя и осуществляя себя в таких своих формах, как воображение, целенаправленное внимание, воля, эстетические эмоции и др. Единство и цело­стность всех психических функций, возникающих на основе целеобразующей деятельности мышления, определяет способ целесообразного отношения че­ловека к действительности. Сознание — это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

(в действительности) нет ушей, а у меня рта и языка. Скорее, когда я порождаю слова, проис­ходит следующее: центробежные импульсы про­ходят от моего мозга к компьютеру, что застав­ляет меня «слышать» мой собственный голос, произносящий эти слова, «чувствовать», как мой язык двигается, и т.д., а вас заставляет «слы­шать» мои слова, «видеть», как я говорю и т.д.

В этом случае мы, в некотором смысле, действи­тельно общаемся. Я не заблуждаюсь относитель­но вашего действительного существования (толь­ко относительно существования вашего тела и «внешнего мира», отдельно от мозгов). С опреде­ленной точки зрения, даже неважно, что «целый мир» — это лишь коллективная галлюцинация; поскольку вы, в конце концов, действительно слышите мои слова, когда я говорю с вами, даже если механизм этого процесса не таков, как мы предполагаем.

Теперь я хочу задать вопрос, который покажет­ся очень глупым и очевидным, но который до­вольно быстро заведет нас в настоящие фило­софские бездны. Предположим, что вся эта ис­тория — действительно правда. Могли бы мы, если бы мы были такими мозгами в бочке, сказать или подумать, что мы таковы? Я буду доказывать, что ответ на этот вопрос отрицательный. Фактически я буду утверждать, что предположение о том, что мы на самом деле мозги в бочке, не может быть истинным, хотя оно не нарушает физических законов и вполне со­вместимо со всем нашим опытом. Оно не может быть истинно, потому что в определенном смыс­ле оно само себя отрицает. «Самоотрицающее предположение» — это такое утверждение, ис­тинность которого предполагает его же лож­ность. Я покажу, что предположение о том, что мы представляем собой мозги в бочке, обладает именно этим свойством. Если мы вообще можем оценивать его с точки зрения истинности или ложности, то оно не истинно.

Патнэм X. Разум, истина и история. М., 2002. С. 19-22.

Момент осознания характеризуется тем, что осваивается, делается своим, нечто новое, а значит, чужое. Став окончательно своим, потеряв новизну и войдя в привычку, оно выпадает из сознания. Сознание не связано с каким-то специфическим предметом — и в этом смысле беспредметно, сознание не связано с каким-то определенным образом действия — и в этом смысле оно не есть какая-то особая деятельность. Сознание есть настоящая деятельность, дело, целью которого является вещь. Когда человек сам чувствует, что он за­нят не тем, он делает то же самое, пытается прийти в себя, осмотреться, от­резветь. Это требует усилий как любая остановка внутри потока, как шоки­рующий отказ от прежней ориентации, как риск не обрести новой10.

Сознание выражается в словах, но одновременно само оно, если верить Л.С. Выготскому, является внутренней речью. Сознание указывает на себя в языке, и в этом смысле оно нуждается в нем, как и языку небезразличны проявления сознания в нем. Сознание и язык имеют между собой то общее, что как об одном, так и о другом в целом нельзя судить предметно. Но каж­дый из них предоставляет другому такую возможность. С помощью языка

мы рассуждаем об особенностях сознания: созна­ние действия-поступка, разорванное междисцип­линарное сознание, сознание «коммуникативно­го разума», сознание чувствующего мышления". Сознание оставляет свои следы в языке, обна­жая и препарируя язык в предметных его состав­ляющих. Синтаксис языка представляет сознание в его наиболее очевидных ментальных репрезен­тациях. Семантика языка представляет собой про­странство, в котором сознание «засекается» в про­цессах порождения и существования смысла. На­конец, прагматика языка демонстрирует сознание как синтетическое деятельное начало. Сознание в языке, язык, представляющий сознание, не ме­шают друг другу быть попеременно прозрачными. Невидимость среды, через которую мы видим все, что видим, не исключение, а скорее правило в классической традиции. Свет, который высвечи­вает, но сам не видим. Человек не случайно пони­маем как «lumen naturalise2. Не все психические образования (например, потребности, способности, эмоции и даже сами знания) в каждый данный момент непосредственно уча­ствуют в осознании предмета, на который направлено внимание человека. Но и они могут оказывать при этом иногда весьма сильное влияние на мо­тивацию и направление осознанной деятельности. «Сознательное отраже­ние, в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к субъекту, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устой­чивые свойства»13. А. Пуанкаре указывал на то, что определенная работа

10 Глухое А.А. Прийти в сознание (www.philosophy.ru).

" Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? (http://www.philosophy.ru).

12 Там же.

13 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 272.

сознания происходит вне нашего рефлексивного контроля. Однако такая работа не является целиком бессознательной, поскольку она объяснима и фиксируема на уровне системы значений.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышле­ния, выработанные предшествующей историей, осваивает действитель­ность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты бу­дущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Со­знание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Можно говорить также о сознании как о способе восприятия мира и о способе протекания «внутренней» жизни человека. В этот способ входят, во-первых, система значений, в которых происходят видение и мышление, во-вторых, механизм формирования ожиданий на основе увиденного, в-тре­тьих, механизм соотнесения ожиданий и восприятия, в рамках которого система значений меняется14.

Рассматривая сознание как базисную философскую категорию, следу­ет сказать, что оно представляет собой высшую, свойственную только че­ловеку и связанную с речью функцию мозга, состоящую в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыс­ленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание человека отличается от психики животных тем, что: 1) человеку свойствен­но абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) че­ловек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески конструкторская функция.

Социальная обусловленность возникновения и развития сознания опи­сывается теорией антропосоциогенеза, согласно которой определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совмест­ный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения меж­ду людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельнос­ти наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осоз­нанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Созна­ние на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную де­ятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление.

Труд предполагает способность мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств дости­жения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в станов­лении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове

Нуждин Г.А. Сознание и его структуры (www.philosophy.ru).

человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побужде­ние и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий труда, способствовал формированию абстрактного мышления, поскольку требовал абстрагирования от непосредственных, биологических потребно­стей и был направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потреб­ностей. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, есте­ственно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, ана­лиза и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза. Наряду с трудом огромную роль в становлении сознания сыграл язык. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представ­ляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противо­речий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е. выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрам­ления. В роли материальной, чувст­венной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс об­щения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Вступая в общение между собой, люди фор­мируют понятия, служащие для обозначения предмета, средств и самого процесса труда. Акты обозначения суть не что иное, как акты выделения идеальной стороны объектов.

Сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство язы­ка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логичес­ким законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален. Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не гово­ря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержа­ние. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учи­тывать не только в живой речи, но и в речи письменной.

Концепция А.Н. Леонтьева. По выражению А.Н. Леонтьева, язык является не демиургом сознания, а формой его существования. При этом слова, язы­ковые знаки — это не просто заместители вещей, их условные субституты. За словесными значениями скрываются общественная практика, преобразован-

ная и кристаллизованная в них деятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку объективная реальность. Развитие сознания у каждо­го отдельного человека не повторяет общественно-исторического процесса формирования сознания. Но сознательное отражение мира не возникает у него и в результате прямой проекции на его мозг представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями. Его сознание тоже являет­ся продуктом его деятельности в предметном мире. В этой деятельности, опосредованной общением с другими людьми, и осуществляется процесс присвоения им духовных богатств, накопленных человеческим родом и воп­лощенных в предметной чувственной форме15.

Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая высту­пает как человеческий способ существования в мире. Этим способом бы­тия является деятельность, прежде всего практическая, преобразующая де­ятельность, в ходе которой человек создает «вторую природу», социокуль­турную среду обитания. Опыт этого созидания находит свое выражение и отражение в человеческом сознании. Но само созидание второй природы, а значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через коллективную деятельность.

Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически-преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре­лигиозное, философское сознание, а также в виде науки.

Обобщив существующие в отечественной литературе определения созна­ния, можно предложить наиболее известные и употребительные формули­ровки для определения сознания человека16.

1. Сознание формируется, развивается, проявляется в социальной дея­тельности. Труд создал психику человека. Он же создал сознание.

2. Сознание — это интеллектуализированная психика. Сознание обле­кает вещи в пространство, время, энергию как пища помещается между ртом и зубами.

3. Сознание возникает, когда индивид овладевает языком, свойственным какой-либо общине, и выражает свои состояния на уровне знаний, которым владеет эта община.

4. Сознание — это состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях, намерениях. В конце процесса труда получа­ется результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально.

5. Сознание абсолютно автономно, самостоятельно по отношению к внешнему миру в своих нормах и принципах независимо от действительно­сти. Это нормы и привычки, которые трансцендентальны, априорно пред­шествуют всякому опыту.

6. Сознание — идеальное отражение, формирующееся в процессе исто­рического развития человека.

См.: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Юрьев А.И. Трансформация сознания в эпоху Интернета (http://political.psychology.spb.ru).

7. Сознание — как тотальность впечатлений, мыслей и чувств, которые создает личность. Это целостная установка, которая объединяет эпизоды умственной жизни индивида.

8. Сознание есть общественный продукт и остается им, пока существу­ют люди.

9. Сознание — это состояние бодрствования. Сознание — отчетливое понимание окружающих обстоятельств, своего места в них и осмысление сути дела.

 

10.Сознание — способ, которым существует сознание и каким нечто су­ществует для него, — это знания. Помыслить о чем то — значит осуществить акт сознания.

11.Сознание проявляется, когда сталкивается с конфликтом, для кото­рого старые формы недостаточны, и необходим переход к более совершен­ным формам.

12.Сознание — это совместное знание. Вне знания нет сознания. Бытие не просто отражается в сознании, а преломляется в нем.

13.Сознание — форма психической деятельности, коренным образом отличающая человека от психики животного.

14.Сознание порождается и формируется как психологический меха­низм включения бытия в жизнь общества и общественного бытия в жизнь члена общества.

15.Сознание — результат превращения бессознательного в процедурах психотерапии. Акт перехода бессознательных психических состояний в отчетливо осознаваемые.

16.Сознание — это соотнесение индивидом своего опыта с социально выработанными образцами. Сознание — способность субъекта логически обосновать и адекватно мотивировать свои замыслы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.