Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное мнение: определение и функции




Тж

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 15—16. Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1983. С. 161.

Древнего мира Аристотель в трактате «Категории» определил такое знание как совокупность общих определений бытия, т.е. наиболее обобщенных и высших родовых понятий об объективном мире. В еще более общей фор­ме, чем категории, истинное знание о бытие выразить уже невозможно. Это предельные абстрактные отвлечения.

Платоновский тип мышления, положивший начало диалектике и иде­альному конструированию теорий, способных вопреки очевидному отра­жать объективную реальность, есть прежде всего прорыв за рамки обыден­ного и случайного. Статистика и подсчет арифметической средней в опрос­ной социологии такого прорыва не дают. Это всего лишь технические процедуры, и к науке они имеют ровно такое же отношение, как телескоп к астрофизике или камера Вильсона к микрофизике, но диалектика как ме­тод идеализации явлений и обнаружения истинной структуры явлений, до поры скрытой от чувственного опыта, имеет к науке самое непосредствен­ное отношение. Другое дело, что ею можно легко злоупотреблять, как лег­ко злоупотребляют и самой наукой.

Позитивистская социология Конта и неопозитивистская методология науки не являются выходом за пределы очевидного. Они представляют со­бой методологию эмпирического исследования, философию измеритель­ных процедур, но никак не логику те­оретического мышления о социаль­ном действии. Теоретическое, т.е. подлинно научное знание должно, видимо, строиться на иных принци­пах. В строгом смысле слова нет эмпи­рической социологии и социологии теоретической. Существует одна социо­логия, в которой механизмом роста научного знания выступает теория, а эмпирические методы служат подспорьем. Иначе говоря, эмпирия — это до­бывающая промышленность, а теория — обрабатывающая, т.е. собственно промышленность.

Мимо обсуждаемой нами проблемы, естественно, не могло пройти ев­ропейское Просвещение — прогрессивное идейное течение эпохи пере­хода от феодализма к капитализму, послужившее идеологической подго­товкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской). В ряде стран Западной Европы оно распространилось в XVIII в. (в Анг­лии — со 2-й половины XVII в.). Крупнейшие представители: Дж. Локк — в Англии; Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гель­веций, Д. Дидро — во Франции; Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете — в Германии. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политичес­кую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний и формированию общественного мнения, которое они часто понимали как синоним коллективной воли народа. Жан Жак Руссо (1712-1778) в трак­тате «Об общественном договоре» писал: «Общая воля... стремится всегда к пользе общества, но из этого не следует, что решения народа имеют все­гда такое же верное направление... Часто существует немалое различие между волею всех и общею волею. Эта вторая блюдет только общие инте-

ресы; первая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъяв­лений воли частных лиц»30.

В переводе на современный язык «воля всех», т.е. сумма, точнее — на­бор воль отдельных индивидов, в определенном смысле аналогична тому, что мы сейчас называем общественным мнением. Всеобщая же воля — это та единственная точка пересечения различных воль, находящихся в состо­янии противоборства, та равнодей­ствующая векторов направления этих воль, в которой фиксируется момент общественного согласия. Это не пози­ ция большинства в общественном мнении, а приемлемый для всего об­щества баланс соотношения воль, который должен быть основой законо­дательства. В общественном же мнении представлена не эта, говоря слова­ми Руссо, общая воля народа, а суммарное выражение различных изменчи­вых суждений определенной совокупности индивидов.

Много позже в советской социологии распространилась точка зрения, согласно которой «общественное мнение не является суммой индивидуаль­ных мнений»31. При таком подходе предполагалось, что из сложения выяв­ляемых в ходе опроса индивидуальных мнений (а именно таковой и явля­ется процедура определения общественного мнения) вырастает (непонят­но, почему и как) нечто качественно иное, характеризующееся большей, чем просто сумма мнений, степенью всеобщности. Именно на подобных недо­разумениях и основано представление о том, что общественное мне­ние непосредственно выражает ту общую волю, которая является основой всеобщего законодательства.

Для понимания истоков различия между общественным мнением и об­щей волей важно иметь в виду следующее. Законодательный орган как ин­ститут государственной жизни базируется на воле и мандате сформировав­шего его народа (в лице избирательного корпуса, электората), а не на измен­чивом и текучем общественном мнении. Ведь свои полномочия законодатель получает не от общественного мнения, не от членов гражданского общества как частных лиц, а от граждан как политических субъектов (точнее — от из­бирателей, т.е. граждан, наделенных избирательным правом). И хотя обще­ственное мнение формируется теми же людьми, они выступают здесь уже в другом качестве — не как граждане-избиратели, а как частные лица.

В свое время К. Маркс, анализируя эту проблему вслед за Гегелем, отме­чал, что «раскол между политическим государством и гражданским обще­ством» означает вместе с тем «раздвоение человека на публичного и част­ного человека — на гражданина государства и члена гражданского обще­ства». В условиях отделения государства от гражданского общества, человек, по оценке Маркса, ведет двойную жизнь: в государстве (политической об­щности) он выступая как всеобщее, родовое существо, как «равноправный участник народного суверенитета», а в гражданском обществе «он действу­ет как частное лицо»32.

JU Руссо Ж.Ж. Трактаты. М. 1969. С. 173.

31 Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. С. 12.

32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390-391.

Сам термин «общественное мнение» {public opinion) появился в Англии в XVI в., а с XVII в. становится общепринятым. В числе первых теоретиков общественного мнения называют французского социолога Г. Тарда (1843-1904)33. Он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, так как общество — это продукт взаимодействия индивидуаль­ных сознаний. Тард разводит два весьма похожих явления — толпу и пуб­лику, отдавая свои симпатии второй. Толпа — темное начало общественной жизни, она иррациональна и агрессивна. Напротив, публика — светлое начало коллективной жизни. Она предсказуема и спокойна. Решающим фактором возникновения публики выступают газеты. Они выполняют в

обществе интегрирующую и регули­рующую функции. Вполне можно со­гласиться с ним в том, что субъек­том общественного мнения выступа­ет именно она, публика. А рождается она только на высшей стадии развития человеческого общества — при массо­вом обществе. Выделив несколько ти­пов публики, Г. Тард подчеркивал их общность: все они, взаимодействуя, формируют общественное мнение34. Г. Тард предвосхитил будущие науч­ные поиски и находки в этой области, не забыв обратить наше внимание на роль статистики в деле эмпирического изучения мнений.

Рост популярности массовой периодической печати в конце XIX — на­чале XX в. предопределил возникновение новой индустрии в США — оп­росов аудитории органов массовой информации. Первоначально они полу­чили наименование «соломенные опросы» {strawpolls). Впервые сообщение о «соломенном опросе» появилось в 1824 г. в Вилмингтоне (штат Делавэр), а затем в Северной Каролине (газета «Стар» может считаться пионером этого начинания). Систематические опросы были проведены «Бостон глоб» (1883), «Нью-Йорк геральд» (1908, 1912 и 1916). Бланк опроса публиковал­ся на газетной полосе, и читатель должен был заполнить его, вырезать и по­слать в редакцию35.

В XX в. необычайно возросло количество эмпирических исследований, изучающих под разным углом общественное мнение жителей планеты. В 1935 г. в США создан Институт Гэллапа — Американский институт обще­ственного мнения (American Institute of Public Opinion). Тогда это была одна комната, стол, телефон и пишущая машинка. Энциклопедии и справочни­ки представляют Джорджа Гэллапа создателем совершенной технологии изучения общественного мнения, статистиком, журналистом и политичес­ким обозревателем, в течение десятилетий державшим руку на пульсе на­ции, бизнесменом, мыслившим стратегически и создавшим ряд аналитичес­ких и информационных структур, успешно действующих и в нынешней

33 Тард Г. Законы подражания. СПб., 1890; Личность и толпа. СПб., 1903; Преступник и преступле­
ние. М., 1906; Сравнительная преступность. М., 1907.

34 Тард Г. Общественное мнение и толпа. М, 1905.

35 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов. М 1995.
С. 19-20.

высококонкурентной среде Америки. За 15 лет институт задал американцам свыше 5 тыс. вопросов по многим актуальным темам, сделал 8 прогнозов относительно итогов общенациональных выборов и 237 — по поводу локаль­ных голосований; среднее отклонение от итогов выборов не превысило 4%; в общенациональных опросах 7 раз из 8 победители были названы верно, и средняя ошибка составила 3,2%. В 1999 г. Институт Гэллапа организовал и провел «Опрос тысячелетия», которым было охвачено 57 000 взрослых рес­пондентов в 60 странах мира. В 20 странах мира, суммарно имеющих 75% мирового ВНП, действуют аналитические фирмы, входящие в The Gallup Organization. В 1936 г. создан ведущий в этой области профессиональный журнал The Public Opinion Quarterly*. К середине XX в. в рамках социальных обследований и массовых опросов выделились маркетинговые обследова­ния. Работа была начата Генри Линком, который создал проект «Брэнд ба­рометр» для изучения потребностей домохозяек.

Организация массовых опросов населенияважный инструмент познания многих сторон жизни страны

Огромный вклад в исследование общественного мнения внес П. Лазаре-фельд (1901—1976). С 1937 по 1940 г. он возглавляет Бюро по исследованию радио в Принстонском университете, созданное под эгидой Рокфеллеров­ского фонда. В 1940 г. проект под его руководством был перенесен в Колум­бийский университет в Нью-Йорке и получил название Бюро прикладных социальных исследований (Bureau of Applied Social Research). В середине XX столетия это было одно из крупнейших в мире исследовательских учреж­дений. Его сотрудники во главе с П. Лазарсфельдом сами создавали теории и методологию изучения общественного мнения, сами рождали новые про-

6 Веб-адрес: http://www.journals.uchicago.edu/POQ/home.html.

граммы полевых исследований, где проверяли выдвинутые ранее гипотезы и предположения. Коллектив Бюро включал специалистов самого разного профиля. Здесь были социологи, политологи, математики, экономисты, статистики, психологи.

Ближайшая сотрудница и вторая жена Лазарсфельда Герта Герцог изуча­ла аудиторию дневных «мыльных опер» на радио, а также тех ра­диослушателей, которые в 1938 г. поверили знаменитой передаче Орсона Уэллеса о вторжении марсиан, в его коллективе Эдвард Зухман и Теодор Адорно измеряли социальные функции популярной и серьезной музыки, Бернард Берельсон изучал газеты, а Лео Левенталь провел контент-анализ биографий современников в популярных журналах37. Собственной темати­кой Лазарсфельда, в течение 30 лет возглавлявшего Бюро, было сравнитель­ное изучение воздействия на аудито­рию радио и прессы. Результаты опубликованы им в соавторстве с Р. Мертоном в работе «Массовая ком­муникация, популярные вкусы и орга­ низованное социальное действие» (1948). Здесь проанализированы со­циальные функции, выполняемые СМИ, отмечается, что они, обладая высо­ким статусом, утверждают и закрепляют социальные нормы и одновременно вызывают «наркотизирующие дисфункции». В работе делается вывод о том, что воздействие СМИ эффективно по отношению к социальным пробле­мам, находящимся на периферии общественного внимания, и что СМИ на самом деле не оказывают такой степени власти и способности изменять общественное мнение, как это иногда им приписывается. Одним из круп­ных достижений Лазарсфельда в области методики является создание им панельного метода, в котором выборочная совокупность респондентов многократно интервьюируется с интервалом во времени38.

В России первые работы по интересующей нас проблеме появились в начале XX в. Речь идет прежде всего о монографии В.М. Хвостова «Обще­ственное мнение и политические партии» (М., 1906), где зарождение обще­ственного мнения автор связывает с интересами определенных социальных групп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мне­ния и политических партий. Затем последовал значительный перерыв во времени, и изучение общественного мнения продолжилось только в сере­дине XX в. Среди основополагающих следует назвать работы А.К. Уледова «Общественное мнение советского общества»39; Б.А. Грушина «Мир мнений и мнения о мире»40 и др.41 В это же время активизируются и прикладные исследования общественного мнения. В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начал работать Институт общественного мнения под руководством

37 Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда: Введение в научную биографию // Вест. Акад. наук
СССР. 1990. № 8.

38 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 365—368.

39 Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963.

40 Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы исследований общественного мнения. М:
Политиздат, 1967.

41 Личность и массовая коммуникация. Тарту: ТГУ, 1969; Ценностные ориентации личности и мас­
совая коммуникация. Тарту: ТГУ, 1968.

Б.А. Грушина. За первые два года своей деятельности Институт провел 8 все­союзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева, после чего были сформи­рованы аналогичные исследовательские структуры более чем при 40 обла­стных, краевых и республиканских комитетах комсомола. Самое широкое распространение в этот период получают опросы разных групп о досуговых занятиях, предпочитаемых способах проведения свободного времени, жиз­ненных планах. По инициативе В.Э. Шляпентоха были проведены опросы читателей центральных газет по общенациональной (рандомизированной) выборке. При обследовании читателей «Литературной газеты» также с по­мощью почты было разослано 80 000 анкет, а получено обратно по почте около 500042. Институт конкретных социальных исследований в 1967 г. начал фундаментальное исследование «Общественное мнение»43 в г. Та­ганроге, которое продолжается с некоторыми перерывами до сих пор. Всего анкетными опросами были охвачены 16 159 респондентов, прове­дено 10 762 личных интервью и заполнено 8882 бланка дневников.

Столь же значительную роль сыграло исследование, проведенное под руководством В.Э. Шляпентоха44. Уникальность этого исследования в том,

что здесь впервые в отечественной практике изучения общественного мнения была предпринята попытка разработки общенациональной тер­ риториальной вероятностной выбор­ки. В начале 80-х годов в Институте социологических исследований (ИСИ) АН СССР создан Центр изучения общественного мнения. Серьезным шагом на пути к гласности в опросах общественного мнения стало советско-французское исследование (В.А. Мансуров) в 1987 г. Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к ан­тиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, на­чавшихся в стране по инициативе М.С. Горбачева и получивших название «перестройка». В рамках исследовательского проекта «Барометр мира» (В. Коробейников)45 прошло несколько совместных с зарубежными колле­гами опросов общественного мнения. Впоследствии этот общеевропейский проект с российской стороны возглавила Е. Башкирова.

В декабре 1987 г. при Министерстве труда СССР и ВЦСПС был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во главе с Т.И. Заславской, заместителями которой стали Б.А. Грушин и Ю.А. Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). В стране создается несколько сетей ин­тервьюеров на базе региональных опросных структур и областных и регио­нальных партийных школ, связанных с Академией общественных наук при

42 Читатель и газета (итоги изучения читательской аудитории центральных газет). Вып. 2: Читатели
«Известий» и «Литературной газеты». М.: ССА, 1961.

43 47 пятниц. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государ­
ственных и общественных институтов (программы и документы исследования). М.: ССА, 1969.
Вып. 1; Массовая информация в советском промышленном городе. М.: Политиздат, 1980.

44 Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.: Наука, 1980.

45 Что показывает барометр // Новое время. 1987. № 47.

ЦК КПСС, продолжает работать созданная ранее сеть интервьюеров. Свою сеть имело ЦСУ, часто проводившее обследования совместно с ИСИ АН СССР; периодически проводятся опросы республиканскими и областны­ми комитетами по радио- и телевещанию. Их методологическим центром становится социологическая служба Всесоюзного телевидения. Аналогич­но и Минвуз СССР создал сеть интервьюеров для опроса студентов (руко­водитель — А.А. Овчинников).

Систематическое изучение общественного мнения в СССР началось в 1989 г., когда тоталитарное государство и механизм цензуры ослабели на­столько, что стали возможными и сама политика, и формирование граждан­ского общества, и общественные движения, явившиеся первыми субъекта­ми общественного мнения.

В первой половине 90-х гг. возникло множество новых опросных цент­ров, в том числе «Фонд общественного мнения» (А.А. Ослон, Е.С. Петрен­ко), «Службы Voxpopuli профессора Грушина», «Мониторинг общественного мнения» (ИСИ АН СССР) и др. В 90-е гг. исследования общественного мнения все чаще ведутся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, расширяется от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям, поли­тических и электоральных ориентации46.

С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представ­ляет собой его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным со­бытиям действительности, а также позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам. Оно определяет и регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает опреде­ленные нормы общественных отношений47.

Общественное мнение следует понимать как общую точку зрения боль­шинства людей в большой социальной группе или территориальной общ­ности, которая выражает осознанную позицию. Общественное мнение под­разумевает осознанную позицию, которую члены этой группы выражают по отношению к крупным, общественно значимым явлениям, событиям, про­цессам. Это достаточно высокий уровень проявления коллективного созна­ния48.

Общественное мнение есть в производственном коллективе, небольшом поселке, оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное. Пос-

46 Подробнее по истории проблемы см.: Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мне­
ния в России и СССР // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. С. 569-586.

47 Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов,
1986.

48 Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

ле Второй мировой войны в США вошло в моду курение. Курить в кварти­ре или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 г. медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Общественное мнение американ­цев резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж, курильщиков не принимают на некото­рые работы. С ними борются всем обществом.

Другой пример — осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек, наблюдавшееся в конце 80-х гг. Против государ­ственной монополии, огромного числа научных институтов, получающих от проекта денежные средства, и чиновников вначале поднялась небольшая группа интеллигенции. Затем, после поддержки этого осуждения телевиде­нием и прессой, оно переросло в ши­рокое общественное движение. Мне­ние большинства изменилось, а вско­ре было принято государственное решение о приостановлении финан­сирования проекта.

Таким образом, общественное мне­ние мы понимаем как общую точку зрения большинства людей в одной или нескольких социальных группах, производственных или территориаль­ных общностях, которая выражает более или менее сформировавшуюся позицию по жизненно важным вопросам человеческого существования. Общественное мнение подразумевает осознанную позицию, которую чле­ны этой группы выражают по отношению к крупным, общественно значи­мым явлениям, событиям, процессам. Речь идет об осознанной, рефлексив­ной позиции по поводу какого-либо значимого события49. Вместе с тем об­щественное мнение — это достаточно высокий уровень проявления коллективного сознания.

Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организация­ми, средствами информации. Например, в 30-е гг. средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания.

Общественное мнение — особая субстанция. Она приходит в движение и четко обозначает свое направление только в экстремальных ситуациях — когда происходит потрясающее всех событие или наблюдается экстраорди­нарное явление. Общественное внимание европейцев и американцев в XX в. приковывали к себе такие явления, как, например, пренебрежительное от­ношение к женщине, эмансипация женщин, расизм или угнетение мень­шинств. Как только подобное случается, социологу пора выходить на охо­ту. К сожалению, сниматься с места его гораздо чаще вынуждают обстоятель-

Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.