Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуалы и праздники




Ранее уже отмечалась посредническая функция Митры. Как посред­ника его призывают во время жертвоприношений. К нему обращались с мольбой о богатстве, силе, победе, благосостоянии, мудрости и позна­нии того, что приносит счастье.

Митре приносили в жертву белое животное, дикий рис, выращен­ный на необработанной земле, кипяченое молоко, мясо, сваренное на пару. Собственно митраическим жертвенным животным и символом был петух — символ утренней зари и солнца, небесного огня, послан-


ника, возвращающего начало дня, проводника солнца как в годовом, так и в суточном циклах.

Существует в митраизме представление о бессмертии, которое во многом связывают со священным напитком хаомой. Хаома — растение, напиток из него приготовлявшийся, и одноименное божество. Хаома, согласно митраизму, гарантирует бессмертие для верующих, устойчи­вый порядок в обществе и космосе. Это — напиток богов. Наиболее полное представление о хаоме содержится в «Младшей Ясне» и «Михр-яште». Высказано много гипотез относительно растения, из которого приготовляли хаому (конопля, ревень, эфедра, мухомор). Уже древние иранцы приготовляли этот напиток из сока растения эфедры (хвойник) и смешивали с молоком. Хаому сначала замачивали в воде. Затем жрец совершал несколько обходов вокруг ступки, декламируя при этом строфы из «Младшей Ясны». Затем хаому толкли в ступке. Выжа­тый сок смешивали с молоком и ячменными зернами, оставляя на бро­жение на несколько дней. Питье хаомы оказывало возбуждающее дей­ствие. Считалось, что он делает воинов бесстрашными. По преданию, сам пророк Заратуштра был зачат родителями после того, как они испи­ли хаому. По Авесте хаома нисходит с небес на землю в виде дождя и проникает в растение. Потом возвращается на небо и ее пьют боги. В зороастризме хаома посвящена Ахура-Мазде, а в митраизме еще и Мит­ре.

При приготовлении хаомы всегда читалась молитва «Ахуна-Варья», означающая буквально «Как Господь наилучший». Авторство этой мо­литвы приписывается пророку Заратуштре. Значение «Ахуна-Варья» для зороастрийцев и митраистов часто сравнивают со значением молит­вы «Отче наш» в христианстве. Верующий в этой молитве заклинает бога, чтобы утвердилась его воля и наступило его царствие. Молитвы в честь Митры совершались от зари до полудня. Митре был посвящен 16-й день недели. В этот день читали гимны в его честь и честь Солн­ца.

Существовали в митраизме и праздники. В основном они опять же были посвящены Митре. По древним обычаям в праздник Митры сам царь должен был всенародно совершить танец и начать всеобщее весе­лье. Главный праздник митраизма проходил 25 декабря, в «день возрож­дения Солнца» — возрождения «доброго пастыря Митры», начинающе­го новый календарный круг. В этот день все семь родов митраического жречества совершали богослужение, во время которого изображалось таинство космогонического рождения Солнца. Митра появлялся из зо­лотого яйца, плававшего в водах. Параллельно с этим его представляли богом, вырвавшимся из хтонической скалы. Известны изображения


Митры в виде ребенка, вырастающего из камня с факелом в руках. Вто­рое важнейшее празднество совершалось во время весеннего равноден­ствия. Солнце в этот момент входило в зодиакальное созвездие Быка, и священнодействие отражало принесение его в жертву.

Сохранилось множество древневосточных изображений Митры на рисунках, статуях. Чаще всего его изображали в виде человека с голо­вой льва или убивающего быка. В Дура-Европос находился храм, по­священный Митре. Здесь роспись изображает охоту Митры, сопровож­даемого священными животными. Митру в большей части представля­ли молодым человеком в восточном костюме. Одним коленом он при­держивает поверженного быка, откинув ему голову левой рукой, а пра­вой вонзает в его шею нож. Собака, змея и скорпион пьют кровь, струя­щуюся из раны быка. Картину дополняют изображения по обеим сторо­нам основной фигуры луны и солнца. Этот барельеф, хранящийся в Британском музее, указывает на символическую связь быка с жертвоп­риношениями и обрядами очищения. На памятниках в честь Митры изображались диск солнца, палица и бык как символы высшей творче­ской деятельности и жизненной силы.

Как и во всех древних религиях в митраизме зафиксировано пред­ставление об умирающей и воскресающей природе.

Митраисты считали, что во время весеннего равноденствия солнце вступает в знак Быка, и его кровь, как плодотворная сила природы, льется на землю. В период осеннего равноденствия солнце вступает в знак Скорпиона. Теперь производящая сила природы исчезает. Вот по­чему на некоторых изображениях Митры иногда появляется скорпион, грызущий тело быка. Во время принесения быка в жертву митраисты были обязаны съесть по куску жертвенного мяса.

В митраизме собака — священное животное. Собака охраняет скот. Авестой предусматривается специальное наказание за увечья, нанесен­ные собаке, или ее плохое кормление. В «Видевдате» написано» «Кто нанесет стерегущей скот собаке ушиб, или отрежет ей ухо, или порежет ей ногу, а из-за этого вор или волк незаметно утащит из стада скотину, тот должен вред тогда искупить: искупить наказанием за умышленно совершенное ранение собаки» (Видевдат. 13.10). Однако и собака дол­жна была понести наказание, если она покусала человека.

Собаке отводилась большая роль, так как она своим взглядом изго­няла дэва смерти Насу. Духа смерти представляли в облике отвратите­льной мухи, прилетающей с севера, чтобы завладеть душой умершего человека и тем самым осквернить его. Наиболее действенным средст­вом против Насу считался взгляд желтой четырехглазой собаки (с пят­нами над глазами).


Существовали и другие священные животные: еж, истребляющий мышей, ящерица, уничтожающая муравьев, лиса, поедающая грызунов и насекомых, выдра, поедающая лягушек. Их иногда называли «собака­ми», скорее всего по характеру питания.

В честь Митры совершались различные культовые действия, боль­шей частью в подземельях. До сих пор археологи находят остатки мит-раических алтарей. Находились они в скалах, называемых «скалистыми Митрами». Митраические культы в значительной степени заимствова­ны из зороастрийской религии. Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали, как покойника, а ночью его изваяние клали в камен­ный гроб. Утром вынимали и пели прославляющие Митру гимны. Здесь ясно прослеживается распространенное в Египте, Месопотамии, Финикии представление о смерти и воскресении богов, символизирую­щее умирание и воскресение природы.

В честь Митры ели хлеб и пили вино или сладкое питье, что означа­ло предвкушение митраистами блаженства в будущей жизни. Этот об­ряд схож с обрядом причащения в христианстве.

Митраические святилища находились в подземельях, пещерах и в каждом была лестница в семь ступеней, по которой входили в обитель блаженства и там проходило посвящение. Число семь было священным в митраизме, как впрочем во многих религиях Древнего Востока. Счи­тается, что сам Зороастр посвятил Митре пещеру. На стенах пещеры изображались все знаки Зодиака, символы стихий, например, пламя огня (встречающееся наиболее часто), а также рисунки кровопролит­ных битв, что отображало политические реалии того времени.

Кандидата для посвящения подвергали многочисленным обрядам очищения посредством огня, воды, холода, бичевания. Зимой и в стужу посвящаемые ходили без теплой одежды и обуви, жили уединенно, схо­дились только для совершения обрядов. В митраизме существовало 80 видов испытаний. Испытания заканчивались постом в пятьдесят дней. Все испытания следовало вынести глубоко в подземелье, где испытуе­мый был осужден на постоянное безмолвие и совершенное уединение. Иногда это приводило к тому, что испытуемый лишался рассудка. Кто выдержал испытания, тот удостаивался величайших почестей. В знак принадлежности к мистериям ему давали эмблемы солнца и луны. Его снабжали талисманом, чтобы он был готов к борьбе со всеми вредонос­ными силами, вызванными злыми духами для преграждения ему пути. Введенный во внутреннее помещение, он очищался водой и огнем, по­сле чего проходил степени посвящения. Прежде всего его взору откры­валась бездна, над которой он стоял; здесь малейший неверный шаг мог привести к падению. Идя ощупью по лабиринту темной пещеры, он


вскоре видел священный огонь, который сверкал в глубине и освещал его путь. При этом он постоянно слышал отдаленный рев зверей, вой волков, рычанье львов, яростный и грозный лай собак. Внезапно отво­рялась дверь, и он оказывался в логовище диких зверей. Жрецы, наря­женные львами, тиграми, леопардами, медведями, волками, другими лютыми зверями, нападали на него со свирепым ревом. В этих сраже­ниях он подвергался большой опасности, мог получить достаточно тя­желые ранения.

Далее испытуемый переходил в другую пещеру, где царствовала мгла, слышались грозные раскаты грома и непрестанно сверкала мол­ния. Чтобы кандидат немного оправился, его вели в другое помещение, где звучала успокоительная музыка. Когда он выражал готовность под­вергнуться следующим испытаниям, немедленно появлялись три жреца, и один из них бросал ему на грудь живую змею, как знак перерожде­ния. Змея во многих повериях, в том числе и в митраизме, служила символом вечности. Далее отворялась дверь потаенной комнаты, откуда вырывались стоны и крики отчаяния. Обернувшись в ту сторону, откуда раздавались звуки, он видел все ужасающие муки нечестивых. Потом он надевал мантию, на которой изображались знаки зодиака. Занавесь скрывала его от всех взоров. Но, когда она открывалась, он оказывался в окружении страшных грифов. Если мужество не изменяло ему как и при других испытаниях, его приветствовали «Львом Митры», что означало намек на знак зодиака, когда солнце достигает своей самой большой силы. Далее его проводили сквозь извилистый лабиринт, со­стоящий из семи обширных сводов, по которому он достигал святили­ща, ярко освещенного и сиявшего золотом и драгоценными камнями. Здесь его встречали поздравлениями, взяв обещание хранить тайну по­священия.

Эти мистерии изображали переход от мрака к свету, символически выражали идею избавления от зол и бед жизни. Такие таинственные мистерии были распространены во всех провинциях Малой Азии, Ар­мении, Капподокии и держались вплоть до IV в. н. э. Многие христиан­ские учителя, в частности Тертуллиан, находили в митраических обря­дах сходство с христианскими таинствами. В связи с этим митраизм был одним из самых грозных соперников христианства. Сходство до­полнялось тем, что в митраизме существовало крещение, которым сни­мались грехи прощаемого и он мистическим образом приобщался Мит­ре. При этом приносили в жертву хлеб. Одновременно прощаемому на­мазывали руки и язык медом, чтобы предотвратить в дальнейшем про­никновение грехов в душу и тело человека.


В митраизме было представлено сословие жречества. Существовало семь уровней жрецов. Первый уровень — «Ворон», «оглашаю­щий» — вестник Солнца. Он свидетельствовал о Солнце всем, кто на­ходился за пределами храма, то есть непосвященным. Второй — «Мо­лодожен», символизирующий мистическое бракосочение душ людей, входящих в храмовый притвор с Митрой. Третий — «Воин», олицетво­рение тягот посвящаемого, дисциплины адептов Солнца. Четвер­тый— огненный, очищающий «Лев». Пятый — «Перс», держащий в руках серп и косу, по всей видимости, являющийся одним из судей за­гробного мира. Шестой — «Гелиодром», посланник Солнца, возница с ореолом из солнечных лучей и факелом, выводящим души посвящае­мых из преисподней. Наконец, седьмой уровень — «Отец», земное во­площение верховного божества. Лицезрение его было равносильно ли­цезрению Митры. Он имел серп Сатурна, фригийский колпак, посох и перстень — тайные символы высшей мудрости.

Митраизм повлиял прямо на многие религиозные и философские системы, в частности, на манихейство с его дуализмом добра и зла, а косвенно — и на христианство.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.