Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ислам в России и странах СНГ




Русь столкнулась с народами, исповедующими ислам, вскоре после его выхода за пределы Аравийского полуострова. Более близкие контак­ты были установлены в эпоху татаро-монгольского нашествия, после принятия Золотой Ордой ислама, а затем в русско-турецких войнах и войнах с Ираном. Роль ислама учитывалась в ходе присоединения По­волжья, Кавказа, Средней Азии к России. Территории Российской Им­перии, населенные исламскими народами, стали ее важной составной частью.

К XIX в. в России сформировалась развитая и продуктивная тради­ция изучения ислама и исламской культуры. В мусульманских регионах России развивалась религиозно-общественная мысль, ставшая частью мирового исламского наследия. Заметную роль на рубеже XIX—XX вв. сыграли деятели джадидизма — исламского просветительского и ре­форматорского движения, идеологи которого, например, Исмаил Гасп-ринский, Шихаб ад-Дин Марджани, занимали лояльные по отношению к России позиции.

К настоящему времени для России ислам является религией суще­ственной части ее населения (по различным данным от 12 до 20 млн. человек). Ислам представляет собой господствующую религию ряда го­сударств СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан), которые в научной литературе получили на-


звание исламских государств Средней Азии и Закавказья. Многие стра­ны, границы которых прилегают к России, являются мусульманскими.

Зона ислама в России представлена территорией Поволжья и Приу-ралья с татарским и башкирским населением, Северным Кавказом, ря­дом районов Сибири. Значительные мусульманские общины находятся во многих областях европейской части России. Мусульмане составляют в России немногим более 8 % населения, по большей части они пред­ставлены не мигрантами, а коренными жителями. Оживление религиоз­ной жизни в мусульманских районах СССР в преддверии его распада сопровождалось процессом реисламизации, получившим мощный им­пульс с дезинтеграцией единого союзного государства. Этот процесс также затронул мусульманские народы самой России. Характер процес­са реисламизации определяется степенью приобщенности к исламу тех народов, которые его исповедуют. Те, кто принял ислам давно, напри­мер, татары, обладают развитой религиозной культурой и знанием ша­риата. Для них реисламизация сводится прежде всего к попыткам ис­пользовать накопленный за века религиозный опыт и восстановить ут­раченные позиции ислама. Другие народы, приверженные в прошлом в большей степени обычному праву, нежели шариату, обладали ограни­ченными знаниями о религии, третьи сохраняли свою приверженность исламу по традиции. При этом обрядовая сторона ислама доминирует над проблемами догматики, усвоение которой представляет сложный и долговременный процесс. При таких условиях лидеры мусульманских общин отдают приоритетное внимание исламскому просвещению и ши­рокому распространению знаний об исламе. Ислам в определенном смысле противостоит конфликтам в их местных проявлениях. Однако ему не удалось преодолеть дезинтегрирующие тенденции в общинах. Одновременно ислам используется в целях этнической консолидации. Большинство российских мусульман принадлежит к тюркским народам, проявляющим определенное желание к сближению между собой и с близкими себе народами из СНГ и дальнего зарубежья. Основная часть мусульманского населения России — татары. Второе место среди му­сульман Российской Федерации по численности занимают башкиры.

В дореволюционную эпоху у народов Российской империи сущест­вовали различия между так называемым «официальным» и народным исламом, основанным на синтезе классических исламских ценностей и религиозных представлений с элементами доисламских верований и культов. Эти различия сохранились в советскую эпоху. Значительную роль в жизни исламских народов продолжают играть суфийские братст­ва, которые представляют собой не только мощную религиозную, но и социально-политическую силу.

41 - 3430 641


События в мусульманском ближнем и дальнем зарубежье оказыва­ют непосредственное воздействие на ситуацию в исламских регионах России. Иногда руководство республик с мусульманским населением стремится занять самостоятельную позицию, расходящуюся с позицией центральных властей России. В целом исламский фундаментализм не получил широкого распространения на территории России и республик СНГ, однако тенденция к политизации ислама сохраняется. На террито­рии России официально действует Партия исламского возрождения. Наиболее развита тенденция к политизации ислама в некоторых рес­публиках Северного Кавказа, однако в большинстве случаев речь идет об апеллировании к исламу определенных политических сил национа­листической направленности. Новые реальности общественно-полити­ческой и культурной жизни общества оказывают большое влияние на ислам. За последнее время наблюдается рост числа мечетей, расшире­ние сети мусульманских школ и медресе, академий и институтов, уве­личение числа исламских изданий и т. д. Концепция России как свет­ского многонационального и поликонфессионального государства пред­полагает обеспечение равных прав всем национальным группам и рели­гиозным общинам, предоставление им свободы конфессиональной дея­тельности.



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.