Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные нетрадиционные религии и культы




История человечества хранит свидетельства появления, распростра­нения и исчезновения бесконечного числа религий и систем верований. Каждое из новых религиозных объединений представляет собой свое­образную субкультурную общность, в которой особым образом прелом­ляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы на вопросы времени, убедительные для приверженцев этих религий.

«Нетрадиционные культы», «неорелигии», внеконфессиональные, неканонические верования, «альтернативные культы» — так обознача­ют религиозные движения, получившие распространение в США и Ев­ропе в 60—70-е годы XX в., а затем в России.

Причины, по которым люди примыкают к новым религиозным дви­жениям, и причины, по которым они остаются его членами, бывают разными. Они зависят от общественно-политической и духовной атмос­феры общества, состояния каждого индивида, его готовности и способ­ности отозваться на то, что данное религиозное движение ему предла­гает. Привлекательность того или иного религиозного новообразования может возникнуть от того, что здесь новичок надеется наполнить свою жизнь смыслом, избавиться от чувства неуверенности. Молодежи мо­жет импонировать вызов движения обществу, суровое осуждение мир­ских пороков. На фоне социального конформизма традиционных веро­ваний подобные осуждения порой воспринимаются как проявление ис­креннего желания изменить мир к лучшему.

Классификация и особенности новых религиозных движений

В отечественном и зарубежном религиоведении нет общепризнан­ной типологии новых религиозных движений. Во многом это объясня­ется трудностями, возникающими при выделении сущностных призна-


ков огромного многообразия вероучений, способов их функционирова­ния, отношения к миру новых религиозных образований.

Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Ев­ропы. От традиционных верований новые религиозные движения отли­чаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительны-ми установками исторических религий. Вероучительная и обрядовая новизна обуславливаются обстоятельствами возникновения конкретно­го типа нового религиозного образования, наличием квалифицирован­ных теологов. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основа­телей или авторитетных лидеров новых религиозных движений сооб­щается о радикальной новизне учения, видоизменяющего или отверга­ющего вовсе вероучительные доктрины традиционных религий, и даже если вероучение религиозного новообразования заимствовано из раз­ных источников, оно провозглашается уникальным, никогда ранее не существовавшим. Настойчивое подчеркивание неповторимости основ исповедания порой сочетается с признанием принадлежности к той или иной традиционной религии или конфессии. Так, приверженцы Между­народного общества сознания Кришны считают себя последователями одного из направлений индуизма. В то же время отмечается, что «А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) принес на Запад в 60-е годы нашего века древнюю традицию бхактислужения Бо­гу с любовью и преданностью»1.

Последователи новых религиозных движений — верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют мно­гие поколения народов данной страны, региона, нации и т. д. При этом приобщение к вере происходит постепенно — через семейное воспита­ние, культурные и национальные традиции, образование. В более широ­ком плане приобщение к традиционным религиям выступает как со­ставная часть социализации личности, включения человека в многооб­разные связи и отношения.

1. По содержанию вероучительных доктрин значительная часть но­вых нетрадиционных религий может быть отнесена к неохристиан­ским течениям — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.

Матвеев И., Сидоров И., Яковлев Р. Ведическая традиция в России. М., 1997. С. 13.


2. Неоориенталистские объединения — «Международное обще­
ство сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного
Света», «Ананда Марга». Объединения такого типа ведут свою родо­
словную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буд­
дизма.

3. Синкретические и универсалистские движения — «Церковь
объединения», «Вера Бахай», «Саентологическая церковь», «Аум Син-
рике». Одни из данных движений призывают к объединению всех церк­
вей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психи­
ки.

 

4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового
Века).
Они представлены внушительным конгломератом самых разно­
родных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких
формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Но­
вого Века» разделяют представления восточных религий о безличности
Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о бли­
зости рождения «Нового Века», которое связывается с приходом Спаси­
теля.

5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа
принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских ве­
рований как основы гармонического взаимодействия с природой и об­
ществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков кото­
рого— Порфирий Корнеевич Иванов.

6. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», «Зеленый орден»,
«Южный крест», «Общество сатаны». В центре доктрины сатанинских
культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как лич­
ностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы
человеческой природы.

В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироис-целяющие (мироисправляющие). Миротерпимые движения в достаточ­ной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к не­му. К данной разновидности движений относятся разнообразные тант­рические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая докт­рина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых за­конов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскритского — хитросплетение, сокровенный смысл) свободна от утопических идей построения идеального общества.

В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей на­правленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы — светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорад-


ка» — постоянная актуализация библейского повествования и событий, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, доктрина «Белого братства» осуждает существующие власти, не верящие в миссию «живого Бога» — Марину Цвигун. Мироотрицание так же являлось характерной чертой первых лет существования «Церк­ви Последнего Завета». Ее основатель Виссарион заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра. Умножаются свидетельства торжества дикости и ничтожества. И спасение возможно через восприятие учения Виссариона.

Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляю-щим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным по­рядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления от наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь).

В отличие от традиционных религий приобщение к новым религи­озным движениям происходит не постепенно, эволюционно, а внезап­но, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к родителям. По утверждению неофитов, после обращения в «новую веру» они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в ре­лигиозное и нравственное пространство.

Внезапность, с помощью которой люди становятся приверженцами новых религиозных движений, побуждает многих усомниться в истин­ности их религиозных переживаний и предположить, что внезапное об­ращение возможно лишь в результате воздействия на сознание подопеч­ных. Подобные предположения обычно подкрепляются утверждениями о подчинении новообращенных жесткому и изнурительному распоряд­ку внутри группы, в которой почти не остается личного времени.

Новые религиозные движения характеризуются наличием централь­ных фигур — основателей этих движений или их лидеров. Создатели движений могут принадлежать к различным социальным и возрастным группам, быть обладателями университетских дипломов или иметь все­го лишь школьное образование. Но при всем разнообразии статусных характеристик все они заявляют о своих особых отношениях с божест­венным миром. Основатели религиозных движений провозглашают се­бя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир но­вое единственно истинное учение. Признавая за основателями движе­ния эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.


Отмеченные типы отношения новых религиозных движений к миру не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда присущими то­му или иному религиозному новообразованию. Бескомпромиссное осуждение мирских порядков, отказ от всяких контактов с внешним ми­ром обычно характерны для начальных этапов существования движе­ния. Его основателям и лидерам, как правило, не удается длительное время поддерживать в движении состояние осажденной крепости, тре­буется держаться строго обособленно от общества. Переход к компро­миссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью сопровождается или молчаливым отказом от прежних жестких мироот-вергающих формулировок, или мягким их истолкованием. «Церковь Последнего Завета» сегодня избегает высказывать какие-либо суждения относительно предсказанного Виссарионом неизбежного наступления (с точным указанием сроков) различных бед — землетрясений, наводне­ний и т. д.

В отечественной и зарубежной литературе новые религиозные дви­жения нередко именуются «тоталитарными или деструктивными куль­тами». В качестве основных критериев отнесения религиозных новооб­разований к тоталитарным и деструктивным обычно выступают: сокры­тие истинных целей объединения, полный контроль над сознанием и поведением человека, нанесение серьезного вреда здоровью неофитов, вовлеченных в тоталитарные секты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.