Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обычные, ни с чем не связанные, дополнительные намазы. 9 страница




Также сообщается, что, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со своими сподвижниками. Во время молитвы он вдруг снял обувь, увидев это, сподвижники сделали то же самое. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он спросил: «Почему вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы увидели, как ты снимаешь обувь и сделали то же самое». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Джибриль пришел ко мне и сообщил, что на моей обуви нечистоты» [468]. Это указывает на то, что одежду обязательно нужно очистить от нечистот (наджасы).

б) Очищение места молитвы — доводом является история о бедуине, который пришел и помочился в мечети. Люди стали кричать на него и выгонять из мечети, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по мудрости своей сказал: «Оставьте его». Когда бедуин закончил, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его к себе и сказал: «Поистине, эти мечети не подходят ни для того, чтобы в них мочиться, ни для того, чтобы загрязнять их как-нибудь иначе! Они предназначены только для поминания Всемогущего и Великого Аллаха, совершения молитв и чтения Корана». Тогда бедуин сказал: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!» Это по причине того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ним мягко, а сподвижники начали ругать. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” — имея в виду милость Аллаха. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел принести воду и облить ею то место, где помочился бедуин[469].

в) Очищение тела — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Их подвергают мучениям, но не за большой грех” [470], (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: “Да, конечно, мучают их за тяжкие грехи! Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни” [471].

Этот хадис указывает на то, что обязательно нужно очищаться от мочи и от других видов нечистот (наджасы).

 

Вопросы, касающиеся обтирания “хуффов” [472] и носков.

Мы уже говорили о том, что очищение (тахарат) связано с четырьмя частями тела: лицо, две руки, голова и две ноги. Что касается лица и рук, то их необходимо мыть. Что касается головы, то ее следует протереть. Что же касается ног, то их либо моют, либо протирают.

Лицо можно обтирать только в том случае, если на лице есть рана, на которую наложена повязка, и из-за этого нельзя использовать воду.

Руки тоже необходимо помыть, если только нет каких-то вынужденных обстоятельств (дарура), которые не дают использовать воду. Например, у человека аллергия на воду, или же на руку наложена повязка.

Что касается головы, то её не моют, а протирают.

Что же касается ног, то иногда они моются, иногда обтираются. Всевышний Аллах сказал:

إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ

И в том месте, где речь идет о ногах, есть два варианта чтения аята[473]. Иногда слово «أرجلكم» — “арджулякум” — читается с «кесрой» над буквой «лям», а иногда с «фатхой».

Если читать это слово с «фатхой», говоря “арджулякум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток».

Если же читать это слово с «кесрой», говоря “арджуликум”, то аят будет переводиться так: «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и оботрите ваши ноги до щиколоток».

Однако, ноги обтираются только тогда, когда на них есть носки или “хуффы”. Такое обтирание имеет четыре условия:

1 — Чистота — носки и “хуффы” должны быть чистыми, то есть не должны быть изготовлены из таких материалов, которые являются нечистыми (наджасой). Если материалы нечистые, то протирание (масх) не будет действительным, ибо от того, что человек их протрет, они не перестанут быть нечистыми. Более того, всем известно, что человеку нельзя совершать намаз в таких “хуффах”.

2 — “Хуффы” (или носки) должны быть надеты после того, как человек совершил омовение водой — Например, человек был в пути, совершил очищение землей (таямум), надел носки, а затем прибыл в какой-то город и нашел воду. Так вот, такому человеку уже не разрешается обтирать на носки, ибо он не совершал омовение водой перед тем, как надеть носки. Нельзя протирать носки, надетые после очищения землей (таямума), ибо такое очищение связано только с лицом и руками, и не имеет отношения к ногам.

На это условие указывает хадис, который передал Мугъира ибн Шу‘ба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал аль-Мугъире ибн Шу‘бе, когда тот хотел снять с него кожаные носки: “Оставь их, ибо я надел носки на чистые ноги”, после чего протёр их[474].

3 — “Хуффы” (или носки) можно протирать только во время малого омовения (вуду) — если же человек нуждается в полном омовении (гъусле), то ему нельзя протирать ни носки, ни “хуффы”. Человек, совершая полное омовение (гъусль), обязательно должен помыть обе ноги.

4 — Обтирание имеет установленный шариатом срок — этот срок составляет сутки для того, кто находится в своем городе (мукъим), и трое суток для путника (мусафира).

Срок начинается с того момента, как человек первый раз протер “хуффы”. Например, человек, находясь в состоянии омовения, одел “хуффы” во вторник утром и его омовение не нарушалось вплоть до ночного намаза (‘иша). Затем он лег спать и проснулся в среду утром на утренний намаз (фаджр), а совершая омовение, он протер свои “хуффы”. Так вот срок его протирания начинается в среду утром, так как именно в среду утром он протер “хуффы” первый раз. А вторник вообще не относится к этому сроку, ибо вторник был до протирания (масха). Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) установил для путника срок в три дня и три ночи, а для живущего на одном месте — в день и ночь” [475].

Если срок протирания (масха) закончился, человек все равно остается в состоянии чистоты. Но когда омовение нарушилось, человек уже должен снять “хуффы” и помыть свои ноги. Важно понять, что само по себе окончание срока не нарушает омовения.

Точно так же омовение не нарушается, если человек протер “хуффы”, а затем снял их. Однако, если теперь он пожелает совершить омовение, ему уже нужно помыть ноги, так как “хуффы” уже сняты.

 

3-ье условие: Обращение в сторону Каабы.

Обращение лицом к Каабе является условием намаза, без которого он недействителен, ибо Аллах Всевышний приказал данное действие в Своей Книге. Аллах Всевышний сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону» [476].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыв в Медину, первое время совершал намаз в сторону Йерусалима. То есть, Кааба была позади него в молитве, а лик был направлен в сторону Шама. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал того дня, когда Аллах Всевышний изменит направление молитв. Аллах Всевышний сказал: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети» [477]. В этом аяте Аллах Всевышний повелел обращаться во время молитв в сторону Запретной мечети.

Исключением являются только три случая:

3 — Если человек совершает добровольные намазы в пути, он может обратиться лицом в ту сторону, в которую едет. Например, человек летит на самолете, или едет на автомобиле, или же путешествует верхом на верблюде. Например, намаз “уитр”, ночной добровольный намаз или намаз “духа”[482].

В этих трех ситуациях человек не обязан поворачиваться в сторону Каабы, совершая намаз.

Что касается человека, который не знал о том, в какой стороне Кааба, но приложил все силы, чтобы выяснить это[483], и все равно ошибся, то ему не нужно заново совершать молитву. Доводом тому служит история о сподвижниках, которые не знали о том, что направление молитв изменено. Некоторые сподвижники совершали утреннюю молитву (фаджр) в сторону Иерусалима. Затем пришел некий человек и сказал: «Поистине, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были ниспосланы аяты, в которых приказано обращаться во время молитв в сторону Каабы». Услышав это, они прямо во время молитвы повернулись в сторону Каабы. Получается, что часть намаза они совершали не в сторону Каабы, а это было во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но он не осудил их действия. Из этого мы делаем вывод, что человек, который по ошибке повернулся во время намаза не в ту сторону, не обязан затем возмещать этот намаз. Но когда он узнал, в какой стороне Кааба, то уже должен повернуться в эту стороне, даже если это будет во время молитвы.

 

4-ое условие: Намерение (ниййат).

Намаз недействителен без намерения (ниййат), ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» [484].

Также благородные аяты указывают на необходимость намерения во время поклонения. Например, Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству» [485]. А также: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха» [486]. А также: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха» [487]. Подобных аятов очень много.

Поэтому, намерение (ниййат) является одним из условий действительности намаза. Намаз недействителен, кроме как с намерением. И взятие намерения не является чем-то тяжелым. Каждый разумный человек, делая какое-либо деяние, имеет намерение его сделать. Поэтому, нет нужды в том, чтобы произносить намерение языком, ибо место намерения в сердце. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произносил намерения и не приказал своей общине произносить его. Никто из сподвижников также не произносил намерения. Следовательно, произнесение намерения является нововведением (бид‘а). Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, совершая намаз, никогда не говорили: «О Аллах, я намереваюсь совершить такой-то намаз».

Мы знаем, что намазы делятся на три вида:

В этих намазах нет нужды в каком-либо намерении, кроме намерения на совершение намаза, так как это простые дополнительные молитвы, которые ни с чем не связаны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.