Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 2 страница




всей жизни. Вы согласны с этим? Если да, то с какими проблемами идентичности может

сталкиваться человек в ранней зрелости и в старости?

4. Дайте объяснение четырем статусам эго-идентичности, описанным Марсиа. Какой из

них лучше всего характеризует вас и ваших друзей?

5. Согласны ли вы с мнением Фромма о том, что большинство людей сегодня наслаждаются

значительной свободой и автономией, но платят за это одиночеством, отсутствием чув ства безопасности и отчужденностью?

6. Считаете ли вы, что ≪рыночная≫ ориентация характера по Фромму представляет собой

доминирующий тип личности в нашем обществе? Если нет, то какая или какие ориента ции характера, по-вашему, наиболее распространены сегодня? Поясните вашу позицию.

7. Как объясняет Хорни различия между нормальной и невротической личностью с пози ции невротических потребностей или тенденций?

8. Какой тип родительских установок в теории Хорни угрожает или подрывает потреб ность ребенка в безопасности? Считаете ли вы, что большинство современных родителей

чутко относятся к потребности своих детей в безопасности?

9. Теперь, когда вы познакомились с взглядами Эриксона, Фромма и Хорни, можете ли вы

увидеть некоторое сходство в их теориях по вопросу личностной динамики? Приведите

концепции, подтверждающие ваше мнение.

10. Сравните и укажите различия по взглядах Эриксона, Фромма и Хорни по вопросу

влияния событий раннего детства на формирование структуры личности взрослого.

ГЛОССАРИЙ

Автономия (Autonomy). Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность

в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

Базальная враждебность (Basic hostility). В теории Хорни —чувство злости у ребенка по

отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.

Базальная тревога (Basic anxiety). В теории Хорни —всепроникающее чувство одиноче ства и изоляции во враждебном мире.

Базальное доверие (Basic trust). Внутреннее ощущение, что социальный мир —это безо пасное и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны.

Верность (Fidelity). Психосоциальное позитивное качество, вытекающее из эго-идентично сти, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения.

Взаимозависимость (Mutuality). Термин, использовавшийся Эриксоном для выражения

представления, согласно которому потребности и способности разных поколений нахо дятся во взаимной зависимости.

Вина (Guilt). Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родите ли не склонны давать им возможность действовать самостоятельно.

Гуманистический общинный социализм (Humanistic communitarian socialism). Описан ное Фроммом утопическое общество, в котором находят удовлетворение базисные по требности человека и где он может максимально развивать свой потенциал.

Гуманистический психоанализ (Humanistic psychoanalysis). Сформулированная

Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, полити ческих, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и фор мировании характера индивидуума.

Диффузия идентичности (Identity diffusion). Статус эго-идентичности, при котором моло дой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не

делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор.

Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни •265

Достижение идентичности (Identity achievement). Статус эго-идентичности, характери зующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических

убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

Жизненный цикл (Life cycle). Последовательность психосоциальных стадий, следую щих друг за другом от рождения до смерти.

Забота (Саге). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Изоляция (Isolation). Чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее

в результате неспособности достичь интимности.

Инертность (Stagnation). Состояние поглощенности самим собой, при котором индивиду ум заботится только об удовлетворении своих потребностей.

Инициатива (Initiative). Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе

других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способно сти предпринимать активные действия.

Интимность (Intimacy). Сопровождает раннюю зрелость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку.

Компетентность (Competency). Психосоциальное качество, означающее силу и уверен ность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку

осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

Кризис идентичности (Identity crisis). В теории Эриксона —период времени, в течение

которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как ≪что я

собой представляю?≫, ≪куда я иду?≫ Молодым людям, мучительно переживающим

кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной

роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной

ситуации.

Любовь (Love). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря

которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит вер ность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.

Мораторий (Moratorium). Статус эго-идентичности, при котором девушка или молодой

человек переживает кризис идентичности, связанный с выбором профессии и идеологи ческих убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.

Мудрость (Wisdom). Психосоциальное качество, связанное с чувством целостности ≪Я≫

(эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, при обретенных на протяжении жизни.

Надежда (Норе). Психосоциальное качество, сопрялсенное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Накапливающий тип характера (Hoarding character type). В теории Фромма —скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

Недоверие (Mistrust). Чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у ма ленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благода ря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания.

Неполноценность (Inferiority). Чувство неуверенности и некомпетентности, являющееся

следствием недостаточной успешности; низкая самооценка.

Ориентация к людям (Moving toward people). В теории Хорни —стратегия оптимизации

межличностных отношений, нацеленная па совладание с базисной тревогой посред ством чрезмерной зависимости от других людей; другое название уступчивый тип.

Ориентация от людей (Moving away people). В теории Хорни —стратегия оптимизации

межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством

эмоциональной обособленности от других людей; другое название обособленный тип.

Ориентация против людей (Moving against people). В теории Хорни стратегия оптими зации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой по средством доминирования и эксплуатации других людей; другое название —враждеб ный тип.

266 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Отчаяние (Despair). Свойственное пожилым людям чувство, что их жизнь была последо вательностью нереализованных способностей и упущенных возможностей.

Потребность в идентичности (Need for identity). По Фромму —уникальная человече ская потребность воспринимать себя отличным от других.

Потребность в корнях (Need for rootedness). По Фромму экзистенциальная челове ческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощу щать свою принадлежность к нему.

Потребность в преодолении (Need for transcendence). По Фромму —базисная челове ческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни.

Потребность в системе взглядов и преданности (Need for frame of orientation and

devotion). По Фромму —потребность индивидуума в стабильной и значимой системе

убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.

Потребность в установлении связей (Need for relatedness). По Фромму —базисная

человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.

Предрешенность (Foreclosure). Статус эго-идентичности, благодаря которому юноша или

девушка не переживают кризиса, связанного с выбором карьеры или идеологических

убеждений, но, тем не менее, уверенно делают определенный выбор.

Продуктивность (Generativity). Связанная со средним возрастом черта, отражающая забо ту о благополучии следующего поколения и благополучии общества, в котором это поко ление будет жить и работать.

Продуктивный тип характера (Productive character type). В теории Фромма целост ный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель

в развитии человечества.

Психоистория (Psychohistory). Тип исследования, в котором предпринимается попытка

связать важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими события ми и обстоятельствами.

Психосоциальный кризис (Psychosocial crisis). Критический период в жизни индивидуу ма, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может

завершиться как позитивно, так и негативно.

Психосоциальный мораторий (Psychosocial moratorium). Период позднего подростково го возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии

ролей и ответственности взрослого.

Рыночный тип характера (Marketing character type). В теории Фромма человек, оцени вающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно от чужденный от других.

Сила воли (Willpower). Психосоциальное качество, связанное с автономией, благодаря ко торому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.

Стыд (Shame). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не

позволяли ему развивать свою автономию.

Трудолюбие (Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление про двигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.

Цель (Purpose). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря

которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.

dro-идентичность (Ego identity). Совокупность представлений о себе, дающих возмож ность чувствовать свою уникальность и аутентичность.

Эго-интеграция (Ego integrity). Чувство завершенности на кульминационном отрезке

жизненного цикла; проявляется в осознании того, что реализовано главное дело жизни, в том числе работа, достижения и дети.

Эго-психология (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на

психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути пони мания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории

Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни •267

Фрейда. В эго-психологии скорее эго (понимаемое как рациональность), чем ид, рас сматривается в качестве фундамента человеческого поведения и функционирования.

Эксплуатирующий тип характера (Exploitative character type). В теории Фромма — человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.

Эпигенетический принцип (Epigenetic principle). Предположение о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных

для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологи ческим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной

стадии.

БИБЛИОГРАФИЯ

Adams G. R., Fitch S. A. (1983). Psychological environments of university departments: Effects of

college students' identity status and ego stage development. Journal of Personality and Social

Psychology, 44, 1266-1275.

Adams G. R., RyanJ. H., Hoffman J.J., Dobson W. R., Nielsen E. С (1985). Ego identity status, conformity behavior, and personality in late adolescence. Journal of Personality and Social

Psychology, 47, 1091-1104.

Войте Е. (1978). The state of research on ego identity: A review and appraisal. I. Journal of

Youth and Adolescence, 7, 223-251.

Coles R. (1970). Erik H. Erikson: The growth of his work. Boston: Little, Brown.

Crosby F., Crosby, T. I. (1981). Psychobiography and psychohistory. In S. Long (Ed.). Handbook

of political behavior (Vol. 1). New York: Plenum.

Cross H.J., Allen J. G. (1970). Ego identity status, adjustment, and academic achievement. Journal

of Consulting and Clinical Psychology, 34, 288.

Erikson E. H. (1937). Configurations in play —Clinical notes. Psychoanalytic Quarterly, 6, 139-214.

Erikson E. H. (1945). Childhood and tradition in two American Indian tribes. In The Psychoanalytic

study of the child (Vol. 1, pp. 319-350). New York: International Universities Press.

Erikson E. H. (1958). Young man Luther: A study in psychoanalysis and history. New York:

Norton.

Erikson E. H. (1963a). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton.

Erikson E. H. (1963b). Youth: Change and challenge. New York: Norton.

Erikson E. H. (1964a). Insight and responsibility. New York: Norton.

Erikson E. H. (1964b). Memorandum on identity and Negro youth. Journal of Social Issues, 20,29-42.

Erikson E. H. (1968a). Identity: Youth and crisis. New York: Norton.

Erikson E. H. (1968b). Life cycle. In International Encyclopedia of the Social Sciences (Vol. 9, pp. 286-292). New York: Crowell Collier & Macmillan.

Erikson E. H. (1969). Gandhi's truth. New York: Norton.

Erikson E. H. (1970). Reflections on the dissent of contemporary youth. Daedalus, 99, 154-176.

Erikson E. H. (1973). In search of common ground. New York: Norton.

Erikson E. H. (1975). Life history and the historical moment. New York: Norton.

Erikson E, H. (1977). Toys and reasons: Stages in the ritualization of experience. New York:

Norton.

Erikson E. H. (1978). Adulthood. New York: Norton.

Erikson E. H. (1979). Identity and the life cycle: A reissue. New York: Norton.

Erikson E. H. (1982). The life cycle completed. New York: Norton.

Erikson E. H., Erikson, J. M., Kivnick H. Q. (1986). Vital involvement in old age. New York: Norton.

Evans R, I. (1967). Dialogue with Erik Erikson. New York: Harper and Row.

Fromm E. (1941/1956). Escape from freedom. New York: Avon.

268 •Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Fromm E. (1947). Man for himself: An inquiry into the psychology of ethics. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Fromm E. (1955). The sane society. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Fromm E. (1956/1974) The art of loving. New York: Harper and Row.

Fromm E. (1962). Beyond the chains of illusion: My encounter with Marx and Freud. New York:

Touchstone.

Fromm E. (1968). The revolution of hope. New York: Harper and Row.

Fromm E. (1973). The anatomy of human destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Fromm E. (1981). On Disobedience and other essays. New York: Seabury Press.

Funk R. (1982). Erich Fromm: The courage to be human. New York: Continuum.

Gilligan С (1982). In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Goldberg H. (1983). The new male-female relationship. New York: Morrow.

Horney K. (1926/1967)..Feminine psychology. New York: Norton.

Homey K. (1937). The neurotic personality of our time. New York: Norton.

Horney K. (1939). New ways in psychoanalysis. New York: Norton.

Horney K. (1942). Self-analysis. New York: Norton.

Horney K. (1945). Our inner conflicts. New York: Norton.

Horney K. (1950) Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York:

Norton.

Johnston L. D., O'Malley P. M., BachmanJ. G. (1988). Illicit drug use, smoking and drinking by

America's high-school students, college students, and young adults, 1975-1987. Washington, DC: National Institute on Drug Abuse.

Kahn S., Zimmerman G., Csifazentmihalyi M., GetzelsJ. W. (1985). Relations between identity in

young adulthood and intimacy at midlife. Journal of Personality and Social Psychology, 49, 1316-1322.

Leavitt F. (1982). Drugs and behavior. New York: Wiley.

Maccoby E. E. (1990). Gender and relationships: A developmental account. American Psychologist, 45, 513-520.

Maccoby M. (1981). The leader. New York: Simon and Schuster.

Maccoby M. (1988). Why work: Leading the new generation. New York: Simon and Schuster.

MarciaJ. E. (1966). Development and validation of ego-identity status. Journal of Personality and

Social Psychology, 3, 551-558.

MarciaJ. E. (1967). Ego identity status: Relationship to change in self-esteem, ≪general adjustment

≫, and authoritarianism. Journal of Personality, 35, 118-133.

MarciaJ. E. (1980). Identity in adolescence. In J. Adelson (Ed.). Handbook of adolescent psychology.

New York: Wiley.

MarciaJ. E., Friedman M. L. (1970). Ego identity status in college women. Journal of Personality, 44, 675-688.

Moraitis G., Pollack G. H. (Eds.) (1987). Psychoanalytic studies of biography. Madison, CT:

International Universities Press.

Papalia D., Olds S. (1986). Human development (3rd ed.). New York: McGraw-Hill.

Peplau L A., Perlman D. (1982). Perspectives on loneliness. In L. A. Peplau, D. Perlman (Eds.).

Loneliness: A sourcebook of current theory, research, and therapy. New York: Wiley.

PiagetJ. (1983). Piaget's theory. In P. H. Mussen (Ed.). Handbook of child psychology (Vol. 1).

New York: Wiley.

Roazen P. (1973). Sigmund Freud. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Rubins J. L. (1978). Karen Horney: Gentle rebel of psychoanalysis. New York: Dial Press.

Runyan W. M. (1982). Life histories and psychobiography: Explorations in theory and method.

New York: Oxford University Press.

SantrockJ. W. (1985). Adult development and aging. Dubuque, IA: W. С Brown.

Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 269

Waterman A. S. (1982). Identity development from adolescence to adulthood: An extension of

theory and a review of research. Developmental Psychology, 18, 341-358.

Waterman A. S., Waterman С (1970). The relationship between ego identity status and satisfaction

with college. The Journal of Education Research, 64, 165-168.

Westkott M. (1986). The feminist legacy of Karen Homey. New Haven, CT: Yale University

Press.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Baumeister R. F. (1986). Identity: Cultural change and the struggle for self. New York: Oxford

University Press.

Domino G., Affonso D. D. (1990). A personality measure of Erikson's life stages: The inventory of

psychosocial balance. Journal of Personality Assessment, 54, 576-588.

Fromm E. (1976). To have or to be? New York: Harper and Row.

Quinn S. (1987). A mind of her own: The life of Karen Horney. New York: Summit Books.

Roazen P. (1976). Erik H. Erikson: The power and limits of his vision. New York: Free Press.

Slugoski B. R., MarciaJ. E., Koopman R. F. (1984). Cognitive and social interactional characteristics

of ego identity statuses in college. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 646-661.

Stevens R. (1983). Erik Erikson: An introduction. New York: St. Martin's Press.

Глава

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЗЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК

В основе диспозиционального ____________направления в изучении

личности лежат две общие идеи. Первая заключается

в том, что люди обладают широким набором предраспо ложенностей реагировать определенным образом в раз личных ситуациях (то есть черт личности). Это означа ет, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от тече ния времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые

люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат

им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направле ния связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Этот вопрос мы уже рас сматривали в главе 1, где понятие личности раскрыва лось отчасти путем подчеркивания характерных черт, от личающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы

оставаться жизнеспособным на рынке психологической

науки, в той или иной мере должно рассматривать пробле му различий между индивидуумами.

Многие персонологи придавали особое значение трак товке личности в свете склонностей к чему-либо или тен денций, присущих данному индивидууму. Один из наи более влиятельных приверженцев диспозиционального направления —Гордон Олпорт —полагал, что каждая

личность уникальна и что ее уникальность наилучшим

образом может быть понята через определение конкрет Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •271

ных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделя ется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотиваци онные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гума нистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.

Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого суще ства, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию, Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности [Allport, 1968b]. Олпорта можно в зна чительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего поня тия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления

включены в описание богатства и сложности человеческой личности. Отличитель ной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации

личностных черт. Далее в этой главе мы рассмотрим его теорию черт личности.

Некоторые другие персонологи также приняли участие в решении проблемы

построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концепту альных и эмпирических подходах Ганса Айзенка и Рэймонда Кеттела. Используя

сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти тео ретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на на блюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрез вычайно важны два основных параметра: интроверсия —экстраверсия и стабиль ность—нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм —сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре лично сти. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определя ют по крайней мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания

поведения можно выводить уравнения, основываясь на точных измерениях тех

личностных особенностей, которые релевантны данной ситуации. Кеттел и Айзенк

придерживаются научного подхода в построении модели человеческого поведе ния. Далее в данной главе будут рассмотрены характерные особенности их тео рий. Наконец, следует отметить, что далеко не все психологи разделяют диспози циональную точку зрения. Последние основываются на том, что поведение чело века с течением времени и обстоятельств обнаруживает лишь незначительное

постоянство личностных проявлений. Мы обратимся к этой точке зрения в разде ле главы, посвященном эмпирическому подтверждению теоретических положе ний. Теперь перейдем к рассмотрению теоретических взглядов Олпорта.

ГОРДОН ОЛПОРТ: ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport), младший из четырех братьев, родился в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордо на его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт

получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда. Он

272 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Гордон Олпорт (1897-1967).

описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привя занности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.

С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя

как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывше го в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает

после окончания школы в тот же университет.

Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специа лизировался он все же в экономике и философии. Учась на старших курсах, он

участвовал в разработке ряда проектов волонтерской службы. После окончания

учебы в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и анг лийский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную науч ную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.

В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его дис сертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт

занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Гер мании и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал

преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики.

Здесь он вел курс ≪Личность: ее психологические и социальные аспекты≫. Это

был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.

В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил

приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете соци альных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание профессора психоло гии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За

свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влия ние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •273

получил также признание как ≪старейшина американских научных изысканий

по проблемам личности≫.

Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций

такие, как ≪Личность: психологическая интерпретация≫ (1937); ≪Человек и его религия≫ (1950); ≪Становление: основные положения психологии личности≫

(1955); ≪Личность и социальные конфликты≫ (1960); ≪Стиль и развитие лично сти≫ (1961) и ≪Письма Дженни≫ (1965). Он является также соавтором двух

широко используемых личностных тестов: ≪Изучение реакции A-S≫ (совместно с

Ф. X. Олпортом, 1928) и ≪Изучение ценностей≫ (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень

его трудов можно найти в работе ≪Человек в психологии≫ (1968а). Его авто биография представлена в 5-м томе ≪Истории психологии в автобиографиях≫

[Allport, 1967, р. 3-25].

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

В своей первой книге ≪Личность: психологическая интерпретация≫ Олпорт опи сал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает

вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: ≪Человек —это объективная реальность≫ [Allport, 1937, р. 48]. Данное

определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. При знавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что ≪лич ность —это нечто, и она что-то делает. Личность —то, что лежит за конкретны ми поступками внутри самого индивидуума≫ [Allport, 1937, р. 48]. Избегая опре деления личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.