Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества специализированной системы обучения детей с нарушенным зрением




1. Педагоги школ для слепых и слабовидящих имеют тифлопедагогическое образование, либо большой опыт работы с

детьми с нарушенным зрением. Ученики постоянно общаются с педагогом, имеющим возможность удовлетворить их

 

 

специфические потребности. Совсем иная ситуация у ребенка с нарушенным зрением, работающего по интегрированной программе. Возможно, что учитель общеобразовательной школы — прекрасный педагог, но не имеет знаний об обучении слепых и слабовидящих детей. Он не в состоянии самостоятельно решить возникшие у ребенка проблемы, связанные со слепотой.

2. Так как в специализированной школе обучаются толь
ко слепые и слабовидящие дети, школа имеет намного боль
ше возможностей приобрести спец. Вспомогательные средства: книги со шрифтом Брайля и увеличенным шрифтом,разных моделей тифлотехнику.Общеобразовательной школе, в к-рой учатся только несколько незрячих,решить эти проблемы значительно труднее.

3. В классах специализированной школы обучаются лишь до 12 детей,что создает учителю условия больше времени уделить каждому отдельному ребенку.В классах общеобразовательной школы обучаются от 25 до 35 детей.Учитель не имеет возможности уделить столько времени каждому ребенку,как в специализированной школе.

4. Так как обычно дети живут в интернатах, они имеют
больше времени до и после уроков, что создает условия для
усвоения таких важных навыков для незрячих, как ориенти
ровка в пространстве, самообслуживание и т. п. Незрячему,
обучающемуся в общеобразовательной школе, трудно найти
для этого время, возможности и специалистов.

5. В школе для слепых можно подготовить спец.программы по отдельным учебным дисциплинам,к-рые труднее усваиваются детьми с нарушенным зрением.В общеобразо­вательных школах для этого мало возможностей,т.к.все уч-ся (и зрячие, и с нарушенным зрением) обучаются по единой программе (В. Гудонис).

Интеллект [лат. ШеПе&шз — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умствен­ных способностей индивида. В широком значении вся познавательная деят-ть человека, в более узком — мышление.

В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертхей-мер, В. Кёлер), разработавшими понятиеинсайта. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством спец. тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагма-тистской трактовке И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом вы­двигается представление о существовании базовых структур И., независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики И. были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное кол-во базовых «факторов И.»: от 1—2 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих пре­пятствует пониманию его целостности. Многие представители психологии исходятиз принципа единства И., его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность расистских утвер­ждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития представителей различных наций и социальных групп. Содержательное определение самого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой ак-

тивности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

Заболевания (генетические, внутриутробные и постна-тальные), к-рые затрагивают мозг и могут нарушить его функции, отражаются на развитии и состоянии интеллекта.

Сенсорные нарушения (слуха и зрения-), хотя и создают неблагоприятные условия для развития познавательной де-ят-ти и усвоения общественного опыта, не исключают возможности высокого уровня развития интеллекта при правильной постановке обучения и воспитания, направленной на компенсацию нарушения.

Интеллектуализация — защитный механизм, действие к-рого прояатяется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характеризующемся чрезмерным преувеличением роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, эффективных, чувственных составляющих анализа. При функционировании механизма И. жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (напр., раковый больной высчитывает вероятность выживания, мать детально и «равнодушно» рассказываете гибели ребенка). Однако И. не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональный компонент, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.

Интервью [англ. т1еп>1ен> беседа, встреча] — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело впо­следствии к созданию психологических консультаций; б) использование И. в конкретных социологических и социаль-

но-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов И. в достоверности получаемой информации; в) современный этап, характеризующийся координацией практических, теоретических и методологических проблем И. в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) И. ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов И. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются И. клиническое и И. диагностическое.

И. диагностическое [греч. Ша§пот — распознава­ние] — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. И. д. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы И. оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям, искажениям, то к личности веду­щего И. д. предъявляются высокие требования: он должен

владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, несогласие, понимание и др. Диагност должен хорошо знать словарь своего пациента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого. Различают И. д.: 1) управляемое — от полностью запрограммированного (по типу анкеты — неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при совершенно свободной тактике); 2) неуправляемое («ис­поведальное» — инициатива на стороне отвечающего). Стандартизированное И. д. позволяет количественно выразить результаты и занимает мало времени; к его недостаткам относятся: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта с пациентом, активизация механизмов защиты. Поэтому в клинической работе полностью стандартизированное И. д. применяется очень редко.

И. клиническое [греч. ЫМШ— уход за больным, лечение] — метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и меди­цинской психологии И. к. используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. И. к. относится к наиболее свободным формам беседы, т. к. поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.). Существенной предпосылкой успешности И. к. является установление по­зитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях И. может иметь непосредственный психотерапевтический эффект; при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и

определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход И. к. строятся на предварительных данных диагноза.

Интерорецептор [син.: интероцептор] — нервное окончание, специализированное для восприятия информации от к.-л. внутреннего органа; обширная группа рецепторов, рассеянных в различных внутренних органах — сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, дыхательном аппарате, пищеварительном тракте и т. д.

Интерорецепция [син.: интероцепция] — процесс возникновения, проведения и переработки ЦНС импульсов, образующихся вследствие возбуждения интерорецепто-ров.

Интерференция — взаимодействие двух или большего числа процессов, при к-ром происходит подавление одного из них.

Интоксикация [тЮх1саПо; ин- + греч. ЮхШоп — яд; син.: отравление — нрк.] — патологическое состояние, вызванное общим действием на организм токсических веществ эндогенного или экзогенного происхождения.

Инфантилизм [лат. т/апиШ — детский] — регрессия в эволюции организма. Психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Субстанциональный признак И. — это корреляция физического и психического недоразвития, напр., у ребенка задерживается рост, могут долго сохраняться детские пропорции тела, а также могут быть недоразвитыми половые органы, различные половые предикаты-свойства-признаки, а само психическое развитие находится на стадии ниже возрастного уровня; сами формы-матрицы И. имеют генотипи-ческо-врожденную обусловленность, а детерминантами И. могут быть различные инфекционные заболевания, длительные кишечные аберрации; И. может быть детерминирован и аномалиями-повреждением-катаклизмами самого плода, и

той или иной деформацией интраутробной эволюции плода; субъекту же, коему свойствен И., присущи несамостоятельность в актах поведения, решениях, действиях, также может проявляться инфантилизм в ментальных операциях, в осмыслении индивидом мнимо мистифицированной незащищенности или же уклон — аберрация в сторону эгоцентризма, иррационально-фантомического восприятия действительности.

Выделено два основных варианта психического И. у детей и подростков: гармонический и дисгармонический (М. И. Буянов).

Гармонический вариант психической незрелости — это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7—8-летнего возраста, когда становится заметным отстава­ние темпа психического созревания ребенка от возрастных норм. В его поведении преобладают реакции, свойственные более младшему возрасту: капризность, жажда удовольствия, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладание игровых интересов. В школе такие дети неусидчивы, больше стремятся к развлечениям, беспечны. Их эмоции поверхностны и бурны.

Детский психиатр М. И. Буянов отмечает, как важно педагогу ориентироваться в проблеме психического И. и предотвращать развитие этого сложного явления, причину к-ро-го составляет сложное переплетение социальных и биологических факторов, причем социальным механизмам (особенно воспитанию в семье и школе) придается особое значение. Черты личностной незрелости обнаруживает значительное число несовершеннолетних правонарушителей. В школе почти в каждом классе есть дети-инфантилы. Психический И. обнаруживает себя в слабоволии, неспособности к минимальному волевому усилию. Эти дети требуют постоянного контроля, не способны противостоять давлению извне, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны, склонны к чрезмерному подчинению.

Всем инфантильным субъектам, пишет М. И. Буянов, свойственна сенсорная жажда, т. е. стремление как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Романтическая с т р а с т ь к приключениям — еще одна важная черта психически незрелых людей — приводит многих из них к бродяжничеству. Склонность подражать кому-то тоже превращает их в бродяг. Особенно если этот «кто-то» сильный, яркий. Они чрезмерно обидчивы, ранимы, поэтому могут убегать из дому в знак протеста. Такие реакции иногда закрепляются, и «побеги» могут случаться по любому поводу, а чаще без повода.

К 11—12 годам у большинства таких детей черты психической незрелости уменьшаются и в подростковом возрасте проходят бесследно.

Однако иногда темп психического созревания оказывается слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут сохраняться и быть резко выраженными. Слабоволие, чрезмерная внушаемость, подчиняемость более сильным приводят к нарушениям в поведении. Такие подростки попадают в дурные компании, приобщаются к алкоголю, курению и т. п. (Н. И. Лифинцерова).

И. гипофизарный [1.НурорНу51аШ\ — см. Карликовость гипофизарная.

И. дистрофический [/. АузШрЫсш] — И., обусловленный нарушениями питания.

И. личностный [лат, т/апйШ — младенческий, детский] — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен И. л., при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

И. половой [/. зехиаПг, син.: инфантилизм психосексуальный; инфантилизм сексуальный] — сочетание гипогонадизма с психологическими особенностями, характерными для детского возраста.

И. психический [/. рзусЫсш; син.: Психическая незре­лость] — И. с наличием присущих детской психике особенностей суждений и поведения: повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. п.

И. психофизический [/. рзусИорИуз'юш', син.: инфантилизм общий] — И., характеризующийся задержкой как физического, так и психического развития.

Инфантильный [т/апППз; лат. т/апз, т/апи$ — ребе­нок] — обладающий чертами, присущими детскому возрасту.

Инцест [лат. тсеиШя — блуд, кровосмешение; ин- + сах-йа — чистый, непорочный; син.: Кровосмешение] — половое сношение между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).

Иофобия [юрНоЫа; греч. ю$ — яд + фобия] — навязчивый страх — боязнь ядов, случайного отравления.

Ипохондрическая фиксация — чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, тех или иных малейших его отклонениях.

Ипохондрия [грен. ЬуросНопйпоп — подреберье; в древности это состояние связывалось с заболеванием области подреберья] — болезненная забота о собственном здоровье и преувеличенное внимание к различным обычным телесным или психическим ощущениям. На этой почве у человека может развиться невроз, в результате к-рого забота о собственном здоровье будет доминировать во всей его жизни. Более сильными проявлениями И. является ложная убежденность в наличии к.-л. болезни, основанная обычно на уже имею-

щейся у человека депрессии. Лечение заключается в попытке переубеждения больного, применении антидепрессантов и/или психотерапии, однако И. часто может переходить в хроническую форму. Ипохондрический [ИуросИопа'пас]. Ипо­хондрик [ИуросИопсИас].

Ир---- см. //«-.

Иридоплегия [греч. тЛоз — радуга, ярко окрашенный кружок, радужка + греч.р1ё§ё— удар, поражение] — паралич радужной оболочки глаза, к-рый обычно сопровождается также циклоплегией; причиной И. может быть травма, воспаление или применение расширяющих зрачок глазных капель. В случае травмы глаза зрачок обычно расширяется, а амплитуда его движений во время реакции на свет или попадание в глаз к.-л. лекарственных веществ значительно уменьшается или же зрачок совершенно перестает двигаться.

Исключительные дети — термин, к-рым в зарубежной (в основном англоязычной) научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие к-рых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, к-рые в российской спец. педагогике обозначаются как дети со спец. образовательными потребностями, к этой категории относят также одаренных детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.