Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто




Ключ

Ключ

 

I. Зависимость - 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51,  
II. Независимость - 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57,  
III. Общительность - 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49,  
IV. Необщительность - 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46 55,  
V. Принятие "борьбы" - 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56,  
IV. Избегание "борьбы" - 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50,  

 

ТЕСТ "ПОДДАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЧУЖОМУ МНЕНИЮ?" (КОНФОРМНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ)

Известно ли Вам сладкое чувство свободы собственных поступков? Вы считаете себя независимым человеком, которому поток общественного мнения не страшен? А может, все-таки были моменты, когда приходилось поступать вопреки голосу интуиции и разума? Не ждите роковой минуты судьбы, подготовьте себя заранее. В этом вам поможет тест, который определит, насколько вы способны противостоять потоку, поддаться чужому мнению.

Вопросы

1. Вносите ли вы в свою одежду основательные изменения,
если мода в корне меняется?

а) в таком случае вы вынуждены это делать;

б) нет, так как вы одеваетесь не по рекомендации модных журналов, а в соответствии со своей индивидуальностью;

в) очень мало: вы заимствуете, что вам нравится.

2. Хороший ли вы спорщик?

а) да, чаще всего ваше мнение одерживает верх над мнением другого;

б) едва ли, обычно вы обнаруживаете, что в большей или
в меньшей степени прав другой человек;

в) нет, потому что как бы ни были вы уверены в своей правоте, вы не можете подыскать соответствующих
аргументов.

3. Доверяете ли вы мнению других о человеке, который вам не знаком?

а) зависит от того, кто высказывает это мнение;

б) почему бы и нет?

в) нет, потому что вы доверяете лишь тому, в чем сами
убедились.

4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а вам нравится?

а) разумеется, наши мнения не всегда сходятся;

б) едва ли, обычно мы единодушны в оценках таких вещей;

в) даже если и случается, чаще всего вас убеждают, что
вы неправы.

5. Если вас упрекают за что-то, то что вы сделаете: измените свое поведение или нарочно будете продолжать его?

а) не измените;

б) все зависит от того, в какой форме об этом сказано;

в) если упрек справедлив, измените, естественно.

6. Можете ли вы ровно писать на нелинованной бумаге?

а) вы не можете писать даже и на линованной;

б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось;

в) можете.

7. Поддерживаете ли вы дружеские отношения с непопулярным в вашем коллективе (в школе, в студенческой группе, на работе) человеком?

а) нет, почему же тот, кого все не любят, должен быть приятен именно вам?

б) если он вам симпатичен, то да;

в) да, и даже потому, что чувствуете, как он нуждается в вашей защите.

8. Больше или меньше нравятся вам дома в старинном стиле, чем нравились пять лет назад?

а) больше;

б) меньше;

в) в той же степени.

9. Как, по-вашему, всякая ли сплетня безосновательна?

а) да;

б) иногда в сплетне есть доля истины;

в) нет дыма без огня.

10. Нравится ли вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие ее хвалят?

а) да, потому что вдруг другие видят лучше вас;

б) нет, потому что в любом случае вы себя неуютно в ней
чувствуете;

в) зависит от того, насколько вы верите тем, кто хвалит.

11. Считаете ли вы правильным то, что пишут критики в рецензиях на фильмы?

а) да, те, кто пишет, во всяком случае, профессионалы;

б) нет, и совершенно противоположное тому, что пишут, тоже неправильно;

в) нельзя обобщать: иногда да, иногда нет. -

12. Если однажды на работе случается неприятность, склонны ли вы вечером после работы пускаться в споры в компании?

а) только в таком случае действительно спорите;

б) нет, в такой период вы стараетесь избегать подобных испытаний;

в) эти две вещи не зависят одна от другой.

13. Боретесь ли вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из ваших коллег по работе (учебе)?

а) если стоит это делать, то конечно;

б) зависит от того, против кого следует бороться;

в) нет, вы уже много раз обожглись на этом.

14. Если вы замечаете, что ваши товарищи по работе (учебе) слишком много себе позволяют, как вы поступите?

а) позволите себе то же;

б) не будете обращать внимания;

в) поступите так, как вам наиболее выгодно.

15. Если вы сидите дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чем вы думаете?

а) как хорошо дома!

б) обидно, что такая плохая погода!

в) отличная книга!

Подсчитайте общую сумму баллов

1. а= 8, б = 2, в = 5 9.а = 0, б = 5, в=10

2. а = 3, б = 9, в = 7 10. а = 9, б = 0, в=6 3. а = 5, б=10 в = 0 11. а=10 б= 0 в=5

4. а =5, б = 9, в = 8 12. а = 0, б=10, в = 5

5.а = 0, б = 2, в = 5 13. а =1, б = 7, в = 9

6.а = 5, б=10, в = 0 14. а = 8, б=10, в = 5

7. а = 2 б=10, в = 3 15. а= 8, б=10, в = 2

8. а = 0, б=1, в = 5

Интерпретация результатов

Менее 40 баллов. Вас поток не унесет! Что бы ни случилось, вы твердо стоите на ногах, остаетесь при своем мнении. Осенний дождь напрасно барабанит, на вас не влияют не только погода, но и настоящие несчастья - конфликты. Вы всегда знаете, чего хотите, и настаиваете на своем при любых условиях! А если встречаете отпор, то тем более! С такой решительностью вы далеко пойдете и многого достигните, но обращаем ваше внимание, бороться стоит лишь за достойные цели!

От 41 до 90 баллов. Вами руководят не эмоции, а рациональные соображения. Вы трезво обдумываете, а в случае необходимости следуете принципу "уступает тот, кто умнее", но если считаете дело важным, отстаиваете свою точку зрения. У вас твердый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер, но не остается он упорно и безусловно одним и тем же на протяжении жизни, если здравый смысл диктует другое.

Более 90 баллов. Умный уступает - это так, но вопрос в том, до каких пределов. Может быть, ваша уступчивость подчас чрезмерна. Задумывались вы, что тому причиной? Вы не можете за себя постоять? Или не хотите? Поверьте, что то, чему вы уступаете, не всегда стремительный поток, иногда это лишь журчащий ручеек. В будущем прежде чем решать, стоит ли постоять за себя, т.е. за свои взгляды, вначале проверьте, стоит ли отказаться от них!

Опыт показывает, что проводимые исследования психоло­гического климата, как правило, преследуют две цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различ-

ным психологическим климатом; 2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики состояния психо­логического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоцио­нальный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный -неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основным критерием когиического компонента избрана переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Тестовый материал

Инструкция: "Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

Внимательно прочитать варианты ответа.

Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению.

Поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами ответа.


1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже yт верждений Вы больше всего согласны?

 

Большинство членов нашего коллектива -  
хорошие, симпатичные люди  
В нашем коллективе есть всякие люди  
Большинство членов нашего коллектива —  
люди малоприятные  

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

 

Нет, конечно Скорее нет, чем да Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
         

3) Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

 

  Да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над этим Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большинства членов коллектива          
Личных качеств большинства членов коллектива          

4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите Ваш коллектив?


 


5) Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?


6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

7) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток Вы поместили бы свой коллектив?


 


8) Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак);


отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.