Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решить задачи. Режим Подождите, идёт загрузка курса Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 1




Режим

Подождите, идёт загрузка курса
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 1. Введение в психологию личности. → Тема 1. Практикум

Тема 1. Практикум

Практическая работа № 1
Тема: Введение в психологию личности.
Цель практической работы:
Научить студентов дифференцировать индивидные, личностные, индивидуальные проявления в жизнедеятельности человека.
Ожидаемый результат:
Умение дифференцировать индивидные, личностные и индивидуальные проявления в жизнедеятельности человека.

Задача 1

Согласно одному из физических законов, всякое тело стремится к покою, равновесию с окружающей средой.

Применим ли данный закон к человеку, к его психической деятельности и деятельности вообще? Какие концепции в психологии явно или неявно придерживаются принципов объяснения, построенных на этом законе?

(Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии – М. Воронеж, 2000. - № 23).

Задача 2

«Теории – это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими…Моя точка зрения, кратко говоря, состоит в том, что наш повседневный язык наполнен теориями, что наблюдение всегда является наблюдением в свете теории и что лишь индуктивистский предрассудок заставляет людей верить в существование феноменального языка, свободного от теорий и отличного от «теоретического языка»…» [Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – с. 82].

В чем «плюсы» и «минусы» высказанной точки зрения?

(Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии – М. Воронеж, 2000. - № 2).

Задача 3

У Пети проявляются следующие особенности поведения: старательность, низкая адаптация к темноте, робость, упрямство, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, правдивость.

Выделите особенности, которые относятся к индивидным свойствам человека, и особенности, относящиеся к личностным свойствам человека. Поясните ответ.

Задача 4

«Каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек доброй, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. …Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это не верно. Люди – как реки: вода во всех одинаковая и везде она одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» [Л.Н. Толстой. Воскресение].

Согласны ли вы с автором этих строк? Учитывается ли данная гуманистическая мировоззренческая позиция в известных вам психологических подходах?

(Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии – М. Воронеж, 2000. - № 180).

Задача 5

Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, психическим состояниям или свойствам личности - относится каждое описанное явление.

1. Учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность.

2. Ученик Коля испытывал всегда большое удовольствие, если его одноклассники демонстрировали великолепные знания по изучаемым предметам.

3. Таня всегда прямо и откровенно осуждала своих друзей за недобросовестное отношение к учебе.

4. Витя регулярно посещает кружок авиамоделистов.

5. Петя, придя из школы домой, сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он не старался, последнее четверостишье он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все стихотворение выразительно и безошибочно.

(Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974. - №38).

Задача 6

«Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляют специальную, хотя и не отдельную психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии, и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности…

Впрочем, требования «личностного подхода» в психологии иногда понимается в том смысле, что при изучении отдельных психических процессов внимание исследователя должно быть прежде всего сосредоточено на индивидуальных особенностях. Но это отнюдь не решает проблемы, так как в a priori мы не можем судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность, а какие – нет. Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакции человека, объем его памяти или умение печатать на машинке?» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. – М., 1983, - с. 187-188]

Ответьте на вопрос А.Н. Леонтьева. Поясните ответ.

(Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии – М. Воронеж, 2000. - № 173).

Задача 7

Проанализируйте приведенный тест. Можно ли использовать эту схему по отношению к любой личности? Можно ли соотнести ее с уровнями развития личности?

За наличностью «реального Я» с его характером, темпераментом и многообразными психическими особенностями, за пределами одобряемого и воображаемого «идеального Я» существует «духовное Я», неизмеримо превосходящее наличные возможности человека. «Реальное Я» и «идеальное Я» несут на себе печать прошлого опыта, оценок и воздействий окружающих, словом, временного, изменяющегося, случайного. «Духовное Я» - это голос вечности в душе человека, его творческое призвание, перспектива становления. Оно обычно не осознается или смутно осознается, но, даже будучи неосознанным, может активно руководить жизнью человека. Эта возможность зависит от взаимоотношений между «наличным Я» и «духовным Я». Между ними могут быть отношения согласия, и тогда человек реализует свое жизненное призвание…они могут быть в конфликте, и «духовное Я» может быть вытесненным из сознания. Сознательное духовное становление личности начинается тогда, когда «наличное Я» вступило в осознанный диалог с «духовным Я», решило принять его руководство, доминирование (господство) в своей жизни. Одним из проявлений такой сознательной духовной жизни является нравственная установка личности, ориентирующей свое поведение на «голос совести». (По Т.А.Флоренскому)

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 293).

Задача 8

Ниже приведены разные способы осмысления «Я». Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего «Я» и почему?

1. Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г.Гейне)

2. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему – слабая и отдаленная. (Торо)

3. Все мы жертвы…Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов. (Г.Л. Дитрих)

4. Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. Пои каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново. (З.Фрейд)

5. Бог есть неограниченное Всё, человек есть только ограниченное проявление Бога. Или лучше так: Бог есть то неограниченное Всё, чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью…(Л.Н. Толстой)

6. Человек – это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным. (М. Мамардашвили)

7. Когда каждый что-то являет, нет никого, кто был бы никем. («Гондольеры»)

8. Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины… (И. Ньютон)

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 290).

   
 
   



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.