Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностическое применение рисунка психологами в форме проективных методов




Изучение изобразительного искусства психиатрами и психоаналитиками послужило стимулом для разработки и использования первых графических методов психодиагностики (Buck B., 1948; Goodenough F., 1926; Jolles I., 1971; Machover K., 1949), способствовало развитию такого направления психологических исследований как клиническая (медицинская) психология. Параллельно с этим развивалось психологическое изучение детского рисунка (Harris D., 1963; Koppitz E., 1968).

Если представители психодинамического подхода и врачи-психиатры в своих исследованиях ориентировались, в основном, на продукты спонтанной творческой активности пациентов, то психологи, создававшие и использовавшие графические тесты, стремились к стандартизации изобразительных процедур. Они шли по пути определенного упрощения набора изобразительных средств, делали диагностические задания легко воспроизводимыми, а их результаты — более сопоставимыми и доступными для количественной обработки.

Можно также признать, что в психоаналитических и патографических исследованиях длительное время доминировал личностный подход, связанный с подчеркиванием уникальности творческой истории авторов, в то время, как в практике использования графических методов психодиагностики психологами преобладал количественный, номотетический подход, связанный с обследованием более или менее значительных выборок больных и здоровых людей, применением статистических процедур обработки результатов. Кроме того, для данного направления психодиагностического использования рисунка характерно стремление к созданию различных измерительных инструментов, позволяющих оценивать степень выраженности тех или иных психических свойств на основе анализа определенных графических признаков.

Начиная с 1920-х гг. в психологическую практику стали вводиться первые графические тесты. В последующие годы их количество возросло. Параллельно с этим, предпринимались попытки исследования их надежности и валидности. Данные этих исследований, однако, оказались явно недостаточными и противоречивыми, обусловив некоторое снижение интереса к этим методикам и усиление критики со стороны научного сообщества (Chapman L., & Chapman J., 1967; Kahill S., 1984; Klopfer W., & Taulbee E., 1976; Suinn R., & Oskamp S., 1969; Swensen C., 1957, 1968).

Поскольку проективные графические методики предполагают стандартизацию диагностических процедур, выполнение испытуемыми четко сформулированных заданий и использование ограниченного набора изобразительных материалов, многие зарубежные арт-терапевты считают их использование для себя неприемлемым и нарушающим привычные формы взаимодействия клиента и специалиста.

Тем не менее, известны примеры разработки и успешного применения арт-терапевтами стандартизированных методик психодиагностики (Cohen B., Hammer J., & Singer S., 1988; Cohen B., Mills A., & Kijak A., 1994; Gantt L., & Tabone C., 1998; Mills A., Cohen B., & Meneses J., 1993; Silver R., 2002, 2007). Такие методики все же имеют целый ряд отличий от традиционных проективных тестов, поскольку отражают особый взгляд арт-терапевтов на процесс и результаты изобразительного творчества.

В последние годы также появляется все больше примеров использования арт-терапевтами номотетического подхода, связанного с проведением нормативных исследований, предполагающих охват больших выборок испытуемых и статистический анализ данных при изучении психодиагностического потенциала художественной экспрессии.

Нельзя не упомянуть о развитии отечественной клинической (медицинской) психологии, являющейся ярким примером междисциплинарных исследований, объединивших в себе медицину (в частности, клиническую психиатрию) и психологию. Становление отечественной клинической психологии, в том числе, разработка клинико-психологических и экспериментально-психологических методов психодиагностики, активно осуществлялось в СССР, начиная с 1960-х годов. Ведущим отечественным учреждением, на базе которого осуществлялись такие исследования, становится Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. В тесной связи с клинической психологией и психиатрией развивается и отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (Карвасарский Б.Д.). Показательно также то, что характерный для данного учреждения сплав психоневрологии и психологической науки явился платформой развития биопсихосоциального подхода в лечении психических заболеваний. Никогда не теряя тесной связи с психоневрологией, отечественная клиническая психология продолжает выступать одним из факторов совершенствования психодиагностических подходов, основанных на использовании изобразительной экспрессии (Никольская И.М., 2005; Копытин А.И., 2010; Чередникова Т.В., 2005).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.