Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция и образная система




Композиционно произведение содержит две части, кроме того есть еще посвящение, пролог в театре и пролог на небе.

Посвящение обращено к современникам, связывает духовный, личный опыт автора с жизнью эпохи.

Пролог в театре: в форме беседы директора театра, поэта и актера автор излагает свои взгляды на задачи искусства. Подход директора чисто практический – поразить публику, получить прибыль. Поэт считает творчество проявлением духовной силы человека, а себя – ее носителем, презирающим толпу, как и директор. Актер ближе к действительности, хорошо понимает публику, считает, что необходимо пробудить ее духовные запросы. По мысли Гете, в театральном искусстве идеальное (точка зрения поэта), должно сочетаться с реальным (точка зрения актера), а требования директора тоже правомерны. Кроме того, Гете ориентирует читателя, что события, о которых пойдет речь далее, не претендуют на правдоподобие и созданы поэтом и актерами.

Пролог на небе: завязка трагедии. Господь вступает с Мефистофелем в полемику о человеческой природе: кем является человек: божественное творение, ищущее истину или ничтожное животное? Человек воспринимается в контексте всего мироздания, т.о. от того, какой путь выберет человек, зависит судьба мира. Борьба добра и зла, идущая в мире, переносится в душу человека и влияет не только на настоящее, но и на будущее.

Образная система трагедии представляет собой контрастные пары: Фауст – Мефистофель, Фауст – Вагнер, Фауст – Гретхен.

В первой части трагедии главными героями являются ученые – Фауст и Вагнер, воплощающие разные типы познания – творческий и схоластический (Пергаменты не утоляют жажды. / Ключ мудрости не на страницах книг). В более широком смысле в диалогах ученых идет речь о проблемах мировосприятия, месте и возможностях человека в мире. Вагнер - ученик и противоположность Фауста, «кабинетный ученый» - верен науке, но далек от жизни. Фауст сам был Вагнером, пока не разочаровался в науке.

Фауст переживает трагический конфликт в собственном сознании – желание полного познания и невозможность этого. В образе Фауста – вечное развитие человеческого сознания, духовная ответственность личности за судьбу мира. Это символ культуры Нового времени.

Мефистофель – второе после Фауста, главное действующее лицо. Фауст и Мефистофель неразрывно связаны. Основной драматический конфликт состоит в противоречии между ними. Это воплощение единства и постоянной борьбы двух противоположных начал в душе человека, которые и обуславливают его духовный рост. Функция Мефистофеля – моральное испытание Фауста: низменными инстинктами, пьянством (Погребок Ауэрбаха), молодостью (кухня ведьмы), любовью (Гретхен), развлечениями, забытьем (Вальпургиева ночь). Мефистофель - символ отрицательного как движущего начала. Он характерный чёрт Просвещения, связан с развитием сознания. Наделен умом.

«Часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла»«Я дух, всегда привыкший отрицать»

 

Фауст и Гретхен – противопоставление активной деятельности и спокойного, счастливого неведения, динамики и статики. Фауст не может остановится, его деятельная натура приводят к разрушению мира Гретхен. Но любовь духовно очистила их обоих.

В финале первой части Фауст остается человеком, продолжая искать истину и смысл жизни.

Вторая часть трагедии намного более абстрактна. В символической форме тут изображается кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества. Персонажи – символы определенных идей и понятий.

Фауст пробует себя на государственном поприще, испытывает разочарование. В поисках новых путей обращается к образу Елены Прекрасной, союз с которой – символ единства духа и науки, открытой для познания, с античной красотой. Но он может существовать только в иллюзорном мире. Сын Фауста и Елены, Эвфорион (некоторые исследователи видят в нем черты лорда Байрона) погибет, в попытке вырваться в реальный мир. Исчезает Елена, оставляя Фаусту лишь свое покрывало, как символ искусства, лишенного содержания.

Фауст возвращается в реальный мир, находит себя в служении обществу, ставит перед собой задачу – защиты земель, издавна заливаемых морем, постройки дамбы. Фауст почувствовал, что «единое счастье - работа», это исторгает у него возглас: «Остановись, мгновенье!» Мефистофель формально выигрывает, Фауст проигрывает. Но если Мефистофель хотел доказать, что человеческий дух может удовлетвориться конечным, то он оказался неправ, т. к. Фауст нашел конечную и в то же время бесконечную форму деятельности на пользу общества (Символичный образ моря воплощает бесконечность задачи покорения стихий). Поэтому Фауст оправдан.

Спасен высокий дух от злаПроизведеньем божьим:"Чья жизнь в стремлениях прошла,Того спасти мы можем".

 

Но нет деятельности без разрушения: эпизод гибели Филемона и Бавкиды - символ разрушительного начала, которое связано с созиданием. Перед смертью Фауста терзает совесть за всю его деятельность, но он счастлив.

И в этом его победа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.