Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изображение мужской головыв древнерусской живописи второй половины XV века




В XV веке, помимо Андрея Рублева, создавали прекрасные произведения и мастера его школы.

Здесь представлен рисунок головы царя Давида с иконы «Три пророка» (ГТГ) второй половины XV зека. Эта голова очень интересна и своей выразительностью и ма­нерой выполнения.

В образе царя Давида передано ощущение царственной воли, мудрости, в его глазах светятся ум и сдержанная доброта. Эта голова имеет прекрасный мягкий силуэт, красивы по декоративным пятнам корона, одежда, украшения. Но главное — проработка деталей лица. Все его черты и волосы описаны темными мягкими линиями, нежная плавь на выступающих частях лица и шеи дает голове небольшой объем, который еще усилен светлыми оживками (движками), особо четкими на кудрях волос и на бороде. Эти детали нисколько не нарушают мягкости силуэта.

Образ в целом содержит много условных элементов как в общей форме, так и в деталях. Здесь наличествует подчеркнутая симметрия бровей, глаз, усов, морщин и осо­бенно симметрично расположены волосы на голове и бороде. Но, несмотря па соблюдение всей строгости традиционных приемов, мастеру XV века удалось придать образу жиз­ненную убедительность и содержательность.

Это произведение еще раз подтверждает, что традиционными, условными приемами можно выразить замысел художника.


К таблице 55

Изображение головы юноши в древнерусской живописи XVII века строганов^чих писем

Это работы тонкого «мелочного» письма, иконы яркие по цвету, пышно украшенные золотом с ювелирной проработкой всех деталей. Иконы строгановских писем красивы, декоративны, богаты, в них значительно утрачено глубокое внутреннее содержание образов, которым возвышалась школа Рублева.

Здесь приведен характерный пример — голова ангела с иконы строгановских писем XVII века, где особенно интересна техника выполнения.

В этом образе в первую очередь видишь не силуэт, а светлое до белизны лицо и очень темные волосы. Надо обратить внимание на интересную выплавку лица.

Художник, работая над иконой, видимо, ставил себе задачей создать лицо объемным,
приблизить его к портретным изображениям живых людей. Для этого он делает темный
санкирь, опись лица наносит очень тонкими, темными, едва заметными линиями. Первая
плавь выполнена слабым тоном и постепенно усилена, доведена до светло-розового тона,
почти до белого. Все детали, такие, как морщины, глазные впадины, оставлялись от пред­
шествующих плавей. Таким образом, лица получались как налитые, с мягкими переливами
от санкиря к светлой плави и появлялось ощущение значительного объема. А чтобы еще
усилить этот объем, отплавлялись темным тоном волосы, а по самым выпуклым местам
лица делались белилами тонкими линиями оживки. Кудри на голове, одежду и ее украше­
ния расписывали золотом для того, чтобы их подчеркнуть и выделить. В целом изображе­
ния голов в живописи XVII века строгановских писем представляют большой интерес как
с точки зрения техники, так и общей манеры. ч

Эту голову ангела хорошо знали И. И. Голиков и А. В. Котухин. Я видел, как Голиков писал свои «любовные парочки», а перед ним на столе лежал этот рисунок. Так же пользо­вался им и Котухин. Но особенно хорошо в характере ХУП века писал головы А. Е. Бал-денков. Так что строгановские традиции XVII века вполне применимы в палехском современном искусстве. В этих традициях можно создать и психологические образы.


К таблице 56

Изображение мужской головы в современной палехской живописи

Здесь представлен портрет кулака, выполненный палехским художником А. Е. Балден- ковым, заслуживающий большого внимания. Балденков — единственный мастер, который сумел создать образ кулака традиционными средствами живописи XVII века.

А. Е. Балденков был талантливым иконописцем-личником в Москве и в Палехе, он же научил И. И. Голикова писать головы первых его послереволюционных произведений.

Образ кулака, созданный А. Е. Балденковым, вполне отвечает требованиям к советско­му палехскому искусству. Создавай этот образ, он стремился в нем выразить под видом скромного русского мужика подлинную сущность кулака, подчеркивая его могучие плечи, его яркий цвет лица, выражение самодовольства и благополучия. А. Е. Балденков не успел дописать этот образ, не расписал ему золотом волосы. Недописанное это произведение Балденков оставил у Голикова. Уже после смерти Балденкова Голиков закончил его. Это было при мне, и когда Голиков расписывал волосы, я спросил: «Это крестьянин?» И. И. Го­ликов ответил: «Этот крестьянин себе па уме, это настоящий кулак».

Так Балденков создал ярко отрицательный образ традиционными приемами живописи XVII века. Светло-красноватое лицо кулака, его темные волосы, все черты лица описаны тонкими линиями, светлой плавью выражен его условный объем, усиленный светлой оживкой (движками). Эта работа показала, что обобщенный портрет в искусстве Палеха, выполненный традиционными приемами, может быть живым и выразительным.


К таблице 57




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.