Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческое мышление




Протокол

Выполнение работы

Ход работы

Обработка результатов

Выполнение работы

см. бланк

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Лабиринт Лабиринт Лабиринт Лабиринт Лабиринт

 

ЬТОТИЧ ЬСОКБИ ТОВМРТ ЙИЩЮЯЛ ВИТМУЧ

САВИЧЮ ТИЕЛИК НАРСНА ЫМУЯТВ АБАИКЛ

ИКЫДАЛ СНИИРС ЕАИНОП ЕНИЛКА МАТРОЮ

АВЫЗАК ОЕНТАД МИРЕПС ИНЕВАР ТЕЬЛУК

ВЫСИПО НЖИВДО НЕТОЗК ТИКСУП КЦУКА

СЬТАРД БАКЩДП ЫМАЗКЭ НИАРКУ ИСЬЛИФ

 

6-й 7-й 8-й 9-й 10-й

Лабиринт Лабиринт Лабиринт Лабиринт Лабиринт

 

ЕЖДИНК ЕИНЫЛК ТАИРАТ ОНОЛАМ ЕИНАНЗ

ИНЕЫПУ ОМЕЖЕА ЫЕОИНЕ ВИТАГО ИВОСРО

НЕЛЗАК ИЗНОИЕ МИКЖОЛ ТСЕБИР НСВИБК

ЕЫПУТЕ ОКОЛДЕ ИТАТСО САЖУРТ АНЗОКЫ

ЛТУТСЫ МАРГОР СЫРКИР ЕЩУРКО КВОБУЗ

ЦУТСЫВ ЕПСОРП ОРАДОП ЖУРДОС НИБОКЯ

 

1. По временным показателям строим график. По оси абсцисс - последовательно все номера лабиринтных задач, по оси ординат - временные затраты.

2. Отметить склонность к обучению, сопоставив результаты первых и конечных лабиринтов (эффект научения в уменьшении временных затрат)

3. Отметить индивидуальные особенности мышления (выбор тех или иных стратегий) с помощью наблюдения.

Критерий оценок

1. Стабильные показатели (низкие временные показатели, ровность по отношению друг к другу, легкость переключаемости) – лабильность мышления)

2. Зигзагообразность кривой, с большими различиями (увеличение временных показателей, неравномерность по отношению друг к другу) – ригидность мышления.

Вывод: У И. наблюдается ригидность мышления, т.к. И. приходится тратить много времени на «перестройку» своего мышления и переход на новый лабиринт, а так же торопливость, непродуманность.

 

 

Опыт №8 (С. 115, Петровский)

Цель: исследование скорости протекания мыслительного процесса (методом заполнения недостающих букв в данных словах).

Оборудование: секундомер, 5 рядов слов по 5 в каждом.

1. Работа в парах.

2. И. предлагается вписать недостающие буквы в словах.

3. Э. отмечать время, потраченное на обдумывание каждого ряда и выделяет слова, вызвавшие наибольшее затруднение.

см. бланк

1 испытуемый

1. п - ро д - р - во п - л - а з - о - ок с - я - о - ть  
2. г - ра з - м - к о - р - ч к - и - а к - с – а - ник  
3. п - ле к - м - нь к - р - он с - е - ло у - и - е - ь  
4. к - са с - р - й з - р - о к - ы - а а - е - ь - ин  
5. т - ло н - в - д в - с - ок т - а - а с - а - ц - я  
2 испытуемый      
               
1. п - ля х - л - д с - г - об к - у - ка ч - р - и - а
2. в - ра п - с - к в - т - а с - а - ка к - п - с - а
3. с - жа к - з - л п - д - ак т - у - а т - у - о - ть
4. д - ша з - л - нь п - р - а с - а - а с - е - о - а
5. р - ка т - л - га б - л - он п - е - а к - н - о - а

Ф.И.О. Олейникова В.Н. Возраст 18 лет

Дата 24.09.2003 Время 1210

№ ряда Время (сек) Слова, вызвавшие затруднения
  60с  
  60с  
  60с  
  1м. 20с  
  60с  

Вывод: у И. наблюдается отличие временного показателя в начале и в конце опыты. Если в начале – быстрота мышления, лёгкость в воспроизведении слов, то в конце темп уменьшился, 5 слов вызвали у И. затруднение.

 

Творческое мышление – это мышление в высшей форме, нетрадиционный способ мышления, выходящий за пределы требуемого решения.

Д. Гилфорд выделил особенности творческого мышления:

v Оригинальность и необычность идеи, интеллектуальная новизна. Творческий человек всегда стремится найти своё собственное, отличное от других решение.

v Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, применение на практике.

v Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.

v Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей в неопределенной ситуации.

Препятствия на пути к творческому мышлению:

- склонность к конформизму (стремление быть похожим на других);

- боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным в своих суждениях;

- страх ошибиться и страх критики;

- завышенная оценка собственных идей;

- высокий уровень тревожности;

- психическая и мышечная напряженность.

Условия успешного решения творческих задач:

- применение новых способов;

- успешное преодоление сложившихся стереотипов;

- умение идти на риск;

-сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

-разнообразие знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

 

Схема решения творческих задач.

 

условия процесс операции результат формы

возникновения мышления реализации

                   
         

 


проблемная мышление анализ продукт понятие

ситуация синтез мышления суждение

сравнение умозаключение

обобщение

 

Каждый акт мышления - решение какой-либо задачи, возникающей в ходе познания, практической деятельности человека, творческого преобразования.

Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение ее означает, что решающему удалось выделить известное и неизвестное (искомое).

Решение – поиск недостающего звена.

Процесс решения задачи состоит из 5 этапов:

- мотивация (желание решить проблему);

- анализ проблемы;

-поиск решения проблемы (на основе выбора оптимального варианта, нового решения);

(решению задачи зачастую способствует озарение)

- доказательство и обоснование правильности решения;

-реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

В ходе решения творческих задач реализуется 3 типа мыслительных действий:

1. Ориентировочные.

2. Исполнительные.

3. Нахождение ответа.

В ходе решения мыслительных задач может использоваться разный материал:

- числовой

- словесный;

- образный;

- практические задачи.

 

Задача №1.

Определите закономерность чередования чисел и поставьте недостающее число:

7 9 5 11

4 15 12 7

13 8 11?

Ответ: каждое число в последней колонке равно сумме первых двух чисел соответствующего ряда, за вычетом третьего числа. Искомое число – 10.

Задача №2.

Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет.

Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник не на историческом. Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий, и на каком факультете он учится?

Ответ: Валерий играет на контрабасе, учится на историческом факультете

Упражнение №1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.