Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования охраны труда к территории и помещениям




ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

 

Глава 1

1.1. ТЕРРИТОРИЯ

 

Территория АТП должна примыкать к дороге общего пользова­ния или к проезду или сообщаться с ними автомобильными дорогами. Она должна быть ограждена забором высотой не менее 1,6 м и освещаться в ночное время источниками искусственного света.

Для въезда (выезда) автомобилей должны быть устроены ворота. Если АТП имеет более 10 постов техобслуживания автомобилей или на предприятии предусмотрено хранение более 50 автомобилей, то в этом случае должно быть не менее двух ворот. У ворот должны быть установлены предупредительная надпись «Берегись автомобиля» и схема движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Ворота должны снабжаться фиксаторами открытого положения и запорами. Для прохода людей на территорию в непосредственной близости от ворот необходимо устраивать калитку (дверь).

Территория АТП должна содержаться в чистоте и порядке. Мусор, производственные отходы, негодные запасные части должны регулярно убираться. Для хранения различных материалов (утильных автомо­бильных шин, металлолома) должны быть отведены специальные пло­щадки.

Территорию оборудуют водоотводами и водостоками. Люки водо­стоков и прочих подземных сооружений должны быть закрытыми. В целях уменьшения запыленности и снижения уровня шума свобод­ные участки территории озеленяют. В летнее время озелененные участки могут служить местом отдыха.

Подъездные пути, проезды для транспортных средств, проходы для людей должны иметь твердое покрытие (асфальт, клинкер, булыжник и т. д.). Места пересечения их с канавами, траншеями и железнодорож­ными путями должны перекрываться настилами и переходными мости­ками шириной не менее 1 м и быть оборудованы перилами высотой не менее 0,9 м. При земляных работах на территории АТП в целях безопас­ности траншеи и ямы необходимо ограждать. Проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, летом следует поливать, а зимой очищать от снега и в случае обледенения посыпать песком. Минимальная ширина проез­дов при двустороннем движении транспортных средств должна быть 6 м, при одностороннем 3,0 м. Пешеходные дорожки на АТП должны устраи­ваться с учетом наименьшего числа пересечений их с подъездными путями. Покрытие должно быть твердое, а ширина не менее 1 м.

Места для зимнего подогрева автомобилей должны иметь твердое покрытие и обеспечивать расстановку транспортных средств на по­догрев с сохранением необходимого расстояния между ними и свободный их въезд. Открытые площадки для хранения автомобилей должны иметь ровное твердое покрытие с уклоном для стока воды. На площадках должна быть разметка, выполненная несмываемой краской или другим способом, определяющая места стоянок автомобилей и проезды. В зоне высоковольтных линий устраивать стоянки автомобилей и складировать материалы запрещается. В местах хранения автомобилей не допускается заправлять их топливом, сливать топливо из баков и масла из картера. В районах с температурой воздуха в зимний период ниже — 15 °С открытые площадки для хранения автомобилей должны оборудоваться средствами, облегчающими пуск двигателя в холодный период года.

 

1.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

Производственные помещения АТП должны содержаться в чисто­те. В них должны регулярно проводить влажную уборку, очистку пола от следов масел, грязи и воды.

Полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью, удобной для очистки. В местах исполь­зования кислот, щелочей, нефтепродуктов полы должны изготовлять­ся из материалов, устойчивых к воздействию этих веществ и не погло­щать их. На постах мойки полы должны быть водонепроницаемыми, а в помещениях для хранения автомобилей — твердыми, ровными и иметь уклон в сторону трапов и лотков не менее 1%.

Участки работ, на которых в соответствии с технологией проис­ходит выделение вредных веществ, избытка тепла, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами.

Для аккумуляторных работ необходимо предусматривать два поме­щения: одно для ремонта, другое для зарядки аккумуляторов. От других производств эти помещения должны быть изолированы. Вход в аккуму­ляторные помещения должен быть оборудован тамбуром. Двери должны открываться наружу.

Посты мойки автомобилей отделяют от других постов стенами или перегородками с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием. Площадки для мойки автомобилей должны иметь уклон не менее 2% в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию АТП.

Осмотровые канавы и эстакады (за исключением канав, оборудо­ванных ленточными конвейерами) должны иметь направляющие пре­дохранительные реборды. Размеры канав определяют в зависимости от конструкции обслуживаемых автомобилей и применяемого технологи­ческого оборудования.

В целях обеспечения пожарной безопасности, электробезопасности и соблюдения чистоты канавы, соединяющие их траншеи и тоннели, ве­дущие в них лестницы должны быть несгораемыми и защищенными от сырости и грунтовых вод. Стены их должны быть облицованы керами­ческой плиткой светлых тонов, а пол при наличии трапов — иметь уклон 2% в сторону трапа. На полу должны устанавливаться прочные деревянные решетки.

Параллельно расположенные тупиковые осмотровые канавы соеди­няют тоннелями или траншеями. Входить в канаву прямоточного типа и выходить из нее следует через тоннель. Разрешается также пользова­ться для этих целей передвижными лестницами с площадками, которые служат одновременно и переходными мостиками.

Ширина траншей и тоннелей для прохода должна быть не менее I м, а высота тоннеля от пола до низа выступающих частей перекрытия 1,8 м. Траншеи и выходы из них должны быть ограждены металлическими перилами высотой не менее 0,9 м.

Выход в помещение из траншей и тоннелей должен быть оборудован ступенчатой лестницей шириной не менее 0,7 м. При числе машино-мест 5 и менее устраивают один выход, более 5 — дополнительно по одному выходу на каждые 10 автомобилей. Лестницы из рабочих канав, траншей и тоннелей необходимо устраивать вне путей движения авто­мобилей.

Выход в помещение из одиночной тупиковой канавы со ступенчатой лестницей шириной 0,7 м должен быть со стороны, противоположной заезду автомобилей. Если канава имеет один выход, то в ее стенах закрепляют скобы, что обеспечивает дополнительный запасный выход.

В местах перехода осмотровые канавы и траншеи должны быть оборудованы съемными переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. При этом число мостиков должно соответствовать числу машино-мест минус единица.

При наличии рабочих мест и площадок на высоте 1 м и более над уровнем пола их следует ограждать перилами высотой не менее 0,9 м с одним промежуточным горизонтальным элементом и сплошной боковой обшивкой от пола на высоту не менее 0,1 м.

 

Помещения для хранения автомобилей должны быть изолированы от помещений, где выполняются работы, связанные с загрязнением воз­душной среды взрывоопасными, горючими и опасными в пожарном отно­шении веществами (аккумуляторных, ацетилено-генераторных, вулканизационных, кузнечно-рессорных, сварочных, термических, медницко-радиаторных, деревообрабатывающих, обойных, окрасочных, регенерационных, помещений для хранения масла, обтирочных и легковоспламе­няющихся материалов, котельной, технического обслуживания и ре­монта автомобилей).

Вдоль стен, у которых устанавливают автомобили, должны быть колесоотбойные тротуары или барьеры. При расстановке автомобилей расстояния между ними и конструкциями здания должны соответство­вать нормам (табл. 7).

Ширина проезда между автомобилями в помещениях для их хране­ния должна быть достаточной для свободного въезда автомобиля на свое место задним ходом за один маневр, а расстояние от границы проезда до автомобиля — не менее 0,5 м.

Для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации автомобилей помещения для их хранения должны иметь непосредственные выезды наружу. Помещения, где хранятся автомобили, готовые к оперативному выезду (пожарные, аварийных служб, медицинской помощи), должны отапливаться.

Ворота из рабочих помещений должны открываться наружу

 

1.3. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

На АТП, кроме производственных, вспомогательных, администра­тивных помещений и красного уголка, должны быть также санитарно-бытовые помещения и медпункт. Внешний вид этих помещений и их оборудование регламентируются СНиП П-92—76 «Вспомогательные зда­ния и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования», СНиП 11-93—74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» и Пра­вилами по охране труда на автомобильном транспорте [21] в зависи­мости от отношения работающих к группе производственных процессов. Классификация профессий по группам производственных процессов следующая:

Профессии Группа

 

1. Водители легковых автомобилей, водители и кондукторы

автобусов.................. 1а

2. Водители грузовых автомобилей (кроме указанных в пп.

3, 6 и 8, слесари-мотористы, карбюраторщики, арматур­щики,

электрики и станочники, работающие на ремонте агрегатов

и узлов, снятых с автомобиля, жестянщики, дерево-обработчики-

столяры, кладовщики, раздатчики инструмента 1б

3. Водители грузовых автомобилей-самосвалов, автомоби­лей

для перевозки пылящих материалов, слесари по ремонту

и техническому обслуживанию, работающие непосредственно

на автомобиле, смазчики, шиномонтажники, слесари по

ремон­ту технологического оборудования, топливозаправщики,

убор­щики производственных помещений, обойщики...... 1в

4. Кузнецы, медники, сварщики, вулканизаторщики........... II б

5. Мойщики и уборщики автомобилей................... II в

6. Водители автомобилей, перевозящих токсические ве­щества

1—2-го классов опасности, а также сильно пахнущие грузы,

слесари по техническому обслуживанию и ремонту,

слесари-мотористы, карбюраторщики, заправщики и смазчи­ки,

обслуживающие автомобили, работающие на этилиро­ванном бензине III а

7. Маляры, аккумуляторщики III б

8. Водители автомобилей, перевозящих инфицирующие

материалы III в

 

Примечание. Водителей грузовых автомобилей, непосредственно участ­вующих в погрузочно-разгрузочных работах, классифицируют по группе произ­водственных процессов в соответствии с санитарной характеристикой грузов согласно СНиП 11-92—76.

 

В комплекс санитарно-бытовых помещений для рабочих основных профессий должны включаться: гардеробные, умывальные, душевые, курительные, помещения для отдыха и приема пищи, помещения личной гигиены женщин и уборные. В некоторых АТП в зависимости от местных условий оборудуют помещения для стирки, химической чистки, ремонта и сушки одежды и обуви, помещения для обогрева.

Допускается совмещать умывальные с гардеробом, умывальные с душем, гардеробные с душем (по типу санпропускника), гардеробные с сушкой одежды и обуви, помещения для отдыха с помещениями для обогрева и приема пищи. Не допускается умывальную, гардеробную, помещение для сушки одежды и обуви совмещать с помещениями для отдыха, обогрева и приема пищи. Гардеробные, умывальные, душевые и уборные должны быть отдельными для мужчин и женщин.

Гардеробные оборудуют вешалками или шкафами для хранения уличной, домашней и рабочей одежды. Шкафы могут запираться или быть открытыми. Отделения в шкафах должны быть оборудованы штангой для плечиков, местами для головных уборов, обуви, туалетных принадлежностей, а в необходимых случаях и для временного хранения средств индивидуальной защиты.

Число мест на вешалках должно быть равным числу работающих в двух наиболее многочисленных смежных сменах, а в шкафах — списоч­ному числу работающих на АТП. При наличии гардеробных для хранения одежды водителей легковых автомобилей, водителей и кондукторов автобусов число мест на вешалках должно быть равным числу работаю­щих водителей и кондукторов в наиболее многочисленной смене с коэффициентом 1,2.

Отделения в шкафах должны иметь следующие размеры: глубину 500 мм, высоту 1650 мм и ширину с учетом группы производственного процесса и климатического района соответственно 250 мм, 330 и 400 мм.

Все гардеробные, кроме гардеробных для профессий работающих, отнесенных к группе производственных процессов 1а, оборудуют скамья­ми шириной не менее 250 мм. Располагают скамьи у шкафов по всей длине их рядов по обеим сторонам прохода, за исключением гардеробных для профессий работающих, отнесенных.к группе производственных процессов 16, в которых скамьи располагают только по одной стороне прохода между шкафами. Ширина проходов между рядами шкафов должна быть: 1 м в гардеробных без скамей; 1,4 м при расположении скамей по одной из сторон проходов; 2 м при расположении скамей по обеим сторонам проходов.

Открытые вешалки должны иметь длину, принимаемую из расчета 8 плечиков или 6 крюч­ков на 1 м длины вешалки, а для суровых климатических условий — 6 плечиков или 4 крючка на 1 м длины вешалки. Высота вешалок должна быть не менее 1,65 м, а расстояние между осями рядов вешалок с крючками — не менее 1,2 м (при обслуживании) и 1,5 м (при самообслуживании).

Умывальные оборудуют индивидуальными или групповыми умы­вальниками. Число кранов в умывальных, напольных чаш или унитазов и писсуаров в уборных для водителей и кондукторов определяется числом, равным 50% от наибольшего числа водителей и кондукторов, возвращающихся из рейса на АТП в течение 1 ч.

Число кранов принимают из расчета один кран на 7 чел. для группы производственных процессов 1а; 10 чел.— 16, 1в, III а, III б и 20 чел,— II б, II в, III в.

Каждый умывальник оборудуют смесителем холодной и горячей воды. К групповым умывальникам следует подводить теплую воду.

В умывальных должны быть предусмотрены крючки для полотенец и одежды, полочки для кускового мыла или посуды для жидкого мыла. Вместо полотенец можно устанавливать электрополотенца.

Душевые оборудуют открытыми кабинами размером не менее (0,9X0,9) м (в плане), ограждаемыми с трех сторон и отделяемыми друг от друга перегородками из влагостойких материалов. Высота перегородки должна быть 1,8 м от пола, она должна не доходить до пола на расстояние 0,2 м. У входа в кабину должен располагаться смеситель холодной и горячей воды. Число душевых сеток принимают в соответствии с группой производственных процессов (табл. 8).

Преддушевые оборудуют скамьями шириной 300 мм и длиной 800 мм. Число скамей должно быть равно числу душевых сеток. Между скамьями должно быть расстояние не менее 1 м. Над скамьями должны быть предусмотрены крючки для одежды и полотенец, расположенные через 200 мм, полочки для туалетных принадлежностей.

Курительные размещают в зданиях на расстояниях от рабочих мест не более 75 м смежно с уборными или помещениями для отдыха.

Помещения для отдыха и приема пищи должны быть оборудованы титаном, полкой для стаканов, раковиной для мытья стаканов.

Для приема пищи при числе работающих в наиболее многочисленной смене менее 200 чел. следует устраивать столовые-раздаточные (буфеты), в которых осуществляется отпуск горячих блюд, доставляемых из других предприятий общественного питания. При числе работающих в наиболее многочисленной смене 200 чел. и более необходимо предусматривать столовые-доготовочные. При числе работающих в наиболее многочис­ленной смене менее 30 чел. допускается иметь комнаты для приема пищи. В необходимых случаях могут предусматриваться передвижные столовые.

Помещения для личной гигиены женщин предусматривают при числе работающих в наиболее многочисленной смене 15 и более женщин. Эти помещения должны состоять из гигиенической кабины, раздевательной - вестибюля и уборной.

Уборные целесообразно размещать рядом с умывальной. Распола­гать их следует равномерно по отношению к рабочим местам. При этом расстояние от рабочих мест в зданиях до уборных не должно превышать 75 м, а на площадках АТП 150 м. Число напольных чаш (унитазов) и писсуаров принимают из расчета один прибор на 15 чел. в наиболее многочисленной смене. В каждой уборной должны быть умывальники. Их число принимают из расчета один умывальник на каждые 4 унитаза и на каждые 4 писсуара, но не менее одного на каждую уборную. При отсутствии канализации устраивают наружные стационарные уборные. Их располагают так, чтобы они не загрязняли водоносные горизонты. В темное время суток эти уборные должны освещаться, а в холодное время года отапливаться. В необходимых случаях можно предусмат­ривать и передвижные уборные, оборудованные баками с водой и герме­тическими легко очищаемыми емкостями.

Санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы водопро­водом, канализацией, отоплением и вентиляцией.

 

1.4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ

 

Автотранспортные предприятия оборудуют хозяйственно-питье­вым, производственным и противопожарным водопроводами. Они могут быть объединенными и раздельными.

В производственных вспомогательных зданиях при отсутствии централизованного источника водоснабжения и при числе работающих в смену не более 25 чел. устройство внутреннего хозяйственно-питьевого водопровода необязательно. Обеспечение питьевой и хозяйственной водой в этом случае осуществляется с учетом местных условий.

Хозяйственно-питьевой водопровод должен обеспечивать подачу воды, качество которой удовлетворяет требованиям ГОСТ 2874—82.

Нормы, расхода воды и коэффициенты часовой неравномерности водопотребления на питьевые и бытовые нужды в производственных зданиях принимают в зависимости от тепловыделений в цехах: более 23 Дж/(м3 ∙ с)— расход воды на 1 чел. в смену 45 л, коэффициент неравномерности водопотребления 2,5; до 23 Дж/(м3 ∙ с) — 25 л на 1 чел. в смену, коэффициент неравномерности водопотребления 3,0. Кроме того, на поливку из шлангов усовершенствованных покрытий, тротуаров, площадок, проездов расход воды следует принимать из расчета 0,4—0,5 л/сут. на 1 м2; на поливку зеленых насаждений и цветников 3—6 л/сут на 1 м2; на индивидуальный душ в бытовых помещениях 40—60 л на одну процедуру; на одну душевую сетку в групповых душевых 500 л за 45 мин; на умывальник в раздевалке или уборной 100 л за 1 ч; на унитазы и убор­ные общественного пользования 600 л/сут; на приготовление пищи на предприятиях общественного питания 12 л/сут.

В административных зданиях расход воды на одного работающего принимается равным 10—15 л при коэффициенте неравномерности водо­потребления 2. Расчетные расходы воды санитарными приборами следующие, л/с:

Кран раковины.......................... 0,2

» умывальника............................0,07

» писсуара настенного.................... 0,035

» мойки................................. 0,2—0,3

» смывной унитаза........................ 1,2—1,4

Смывной бачок..............................0,.1

Питьевой фонтанчик.........................0,035

 

Для снабжения питьевой водой на АТП следует предусматривать автоматы, фонтанчики, закрытые баки с фонтанирующими насадками и другие устройства, которые размещают в проходах производственных помещений, в помещениях для отдыха, в вестибюлях, на площадках и территориях АТП. Температypa воды должна быть не выше 20 °С и не ниже 8 °С. Питьевые устройства должны быть размещены так, чтобы расстояние от рабочих мест до них не превышало 75 м.

Производственный водопровод должен обеспечивать подачу воды, качество которой должно удовлетворять требованиям ОСТ 11029. 003 – 80. Расход воды определяют в зависимости от производственных процессов и технологического оборудования. Расход воды на мойку автомобилей принимают в зависимости от применяемого моечного оборудования и типа автомобиля. При ручной мойке легковых автомо­билей расход воды на один автомобиль берут равным 500—700 л, грузовых автомобилей 700—1000 л, автобусов 800—1200 л. Расход воды при механизированной мойке легковых автомобилей принимают равным 1000—1500 л, а грузовых автомобилей и автобусов 1500—2000 л.

Противопожарный водопровод (внутренний) на АТП устраивают обязательно:

в административных и вспомогательных зданиях высотой шесть этажей и более;

в производственных зданиях, за исключением производственных зданий, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар или распространение огня; производственных зданий 1 и II степеней огнестойкости с производствами категорий Г и Д независимо от их объема, и производственных зданий III—V степеней огнестойкости объемом не более 5000 м3 с производствами категорий Г и Д (кузнеч­ные, термические, инструментальные, жестяницкие отделения, отделе­ния механической обработки металлов); производственных и вспомога­тельных зданий, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производ­ственным водопроводом, для которых предусмотрено наружное тушение пожаров из водоемов;

в помещениях для хранения автомобилей.

Следует оборудовать спринклерными и дренчерными установками деревообрабатывающие цехи объемом 2000 м3 и более, окрасочные отделения (при применении горючих растворителей) объемом 500 м3 и более, здания без фонарей при ширине более 60 м, помещения, отнесенные по пожарной опасности к категориям А, Б и В (аккумуля­торные, обойные отделения, склады баллонов для горючих газов, склады топливно-смазочных материалов, маслорегенерационные), помещения для хранения автомобилей и их обслужива­ния (кроме постов мойки автомобилей), помещения складов сгораемых материалов площадью 1000 м2 и более.

Водопроводная сеть, на которой установлены пожарные краны, должна обеспечивать требуемый напор и пропускать расчетное коли­чество воды для целей пожаротушения. При числе пожарных кранов в здании более 12 водопроводная сеть должна быть запитана не менее чем от двух вводов. При недостаточном напоре в сети водопровода должны устанавливаться специальные насосы в помещении, имеющем непосредственный выход наружу. Запорную арматуру на сети следует размещать таким образом, чтобы отключалась не более пяти пожарных кранов.

Водопроводная сеть, на которой расположены пожарные гидранты, должна быть кольцевой, запитываемой от двух источников водоснабжения, и иметь напор не менее 98 Па. При одном источнике водоснаб­жения необходимо устраивать резервуары противопожарного запаса воды (не менее двух) и насосной станции для подачи воды во время Пожара из резервуаров в сеть.

Пожарные насосы должны включаться автоматически от падения давления в сети либо дистанционно с поста охраны АТП или от кнопок, установленных у каждого пожарного крана и пожарных гидрантов.

В помещении пожарной насосной станции должны быть вывешены общая схема пожарного водоснабжения, схемы спринклерных и дренчерных установок и инструкции по их эксплуатации. На каждой задвижке и пожарных насосах-повысителях должны быть указатели их назначения. Все пожарные насосы водонасосной станции АТП должны содер­жаться в постоянной эксплуатационной готовности и проверяться на создание требуемого напора путем пуска воды не реже 1 раза в 10 дней.

Нормы расхода воды на внутреннее пожаротушение следует прини­мать в производственных зданиях и гаражах высотой до 50 м из расчета действия 2 пожарных струй производительностью 2,5 л/с каждая, а в зданиях высотой более 50 м — из расчета 8 пожарных струй производительностью 5 л/с каждая.

В зданиях с устройством вертикальных зон водопровода пожарные краны должны находиться под напором баков или хозяйственных насо­сов, обеспечивающих получение в любое время суток двух компактных струй производительностью 5 л/с, длиной не менее 6 м в течение 10 мин. Нормы расхода на спринклерные установки при автомати­ческом включении пожарных насосов в течение 1 ч с момента возникно­вения пожара от основного водопитателя в зданиях без фонарей шириной более 60 м с производствами категорий А, Б и В принимают в зависимости от объема здания (в тысячах кубических метров) следующими, л/с:

Объем здания Расход воды Объем здания Расход воды
До 100   Более 200 до 300  
Более 100 до 200   » 300  

 

 

В остальных зданиях, оборудованных спринклерными установками, расход воды определяют гидравлическим расчетом в зависимости от числа одновременно действующих спринклеров, но не более 30 л/с.

Расход воды на дренчерные установки определяют гидравли­ческим расчетом исходя из условия одновременного действия всех дренчеров расчетной секции.

Главный механик (энергетик) АТП должен вести постоянное техническое наблюдение за пожарными резервуарами, водоемами, водопроводной сетью и гидрантами, насосными станциями, спринклер­ными и дренчерными установками пожаротушения. Они должны быть всегда в исправном состоянии и в постоянной готовности к использо­ванию в случае пожара или загорания. Крышки люков колодцев пожар­ных подземных гидрантов должны быть очищены от грязи, льда и снега, а стояк освобожден от воды. В зимнее время необходимо прини­мать меры по предупреждению замерзания пожарных гидрантов. Техническое обслуживание пожарных гидрантов, гидрант-колонок и по­жарных кранов и их проверка на работоспособность путем пуска воды должны проводиться не реже 1 раза в 6 мес.

 

1.5. КАНАЛИЗАЦИЯ

 

Предприятия автомобильного транспорта оборудуют фекальной и производственной канализациями. На АТП с числом работающих в смену не более 25 чел. устройство фекальной канализации необяза­тельно. В этом случае необходимо предусматривать устройство наруж­ных уборных с выгребами. Удаление сточных вод от душевых и умывальников решается в зависимости от местных условий.

Сточные воды от мойки автомобиля, мытья полов в помещениях для хранения или обслуживания автомобилей, содержащие горючие жидкости и взвешенные вещества, перед спуском в канализационную сеть должны очищаться в местных очистных установках. Самотечный трубопровод для отвода сточных вод от постов мойки автомобилей до местных очистных установок должен иметь диаметр не менее 200 мм и уклон не менее 3%.

Производственные сточные воды, поступающие в наружную сеть канализации, должны иметь температуру не выше +40 °С. При темпе­ратуре сточных вод более +40 °С их следует перед спуском охлаждать.

Спускать атмосферные (ливневые) воды в канализационную сеть, отводящую сточные воды, требующие очистки, не допускается. Запре­щается сбрасывать в канализацию и жидкости, содержащие тетраэтилсвинец (ТЭС)

Для защиты производственных помещений от проникновения в них из канализации через приемные устройства опасных паров и газов канализационные выпуски аппаратов должны быть снабжены гидрав­лическими затворами и разъемными фланцами для удобной установки заглушек во время остановки аппаратов на ремонт. Канализационные выпуски должны иметь также вытяжные стояки для вентиляции и краники для отбора проб стоков, направляемых в канализацию.

Смотровые колодцы Канализационной сети должны иметь рабочую камеру такого размера, чтобы в ней мог легко поместиться рабочий, осматривающий или прочищающий сеть.

Для сохранения пропускной способности труб и коллекторов канализационной сети необходимо в качестве профилактики своевременно их прочищать от осевших загрязнений

 

1.6. ОЧИСТКА ЛИВНЕВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД

 

Вредные вещества, загрязняющие сточные воды АТП, представляют собой эмульгированные нефтепродукты, отработанные моечные и охлаждающие растворы, щелочные, кислотные, термические и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и др. Для очистки сточных вод применяют механические, биологические, химические, фи­зико-химические и термические способы. Из очистных установок наиболее широко используют установки, работающие на принципе простого отстаивания и фильтрации, бензомаслоуловители, озонаторы ТЭС, гид­роэлеваторы с гидроциклонами, реагентно-очистные устройства, флота­торы.

Очистные сооружения позволяют повторно использовать воду для производственных целей. Применение оборотного водоснабжения значительно сокращает потребление воды на производственные нужды АТП Однако запрещается предусматривать систему оборотного водо­снабжения для мойки ассенизационных автомобилей и автомобилей, перевозящих ядовитые и инфицирующие вещества.

Для очистки ливневых сточных вод механическим способом при меняют очистные сооружения (рис. 14) с двумя вертикальными гря­зеотстойниками I и II с фильтрами и бензомаслоуловителями, с одним вертикальным осветлителем III с фильтром доочистки и маслосборной емкостью [II]. Достоинствами данных очистных сооружений являются простота конструкции и небольшие габаритные размеры. Внутренний диаметр железобетонных труб, из которых изготовлены грязеотстойники и осветлитель, составляют всего 2500 мм, а высота 2150 мм

Принцип работы очистных сооружений следующий. Загрязненная вода от ливнеперехватов поступает в грязеотстойники I и II, В грязеотстойниках частицы масла всплывают на поверхность воды и собираются в маслосборный лоток, а затем перекачиваются в масло-сборную емкость. Более тяжелые загрязняющие вещества опускаются на дно грязеотстойников. В маслосборной емкости происходит разделение масла и попавшей вместе с ним воды, которая затем перекачивается в грязеотстойник II. Отстоявшаяся в грязеотстойниках вода проходит через фильтры и поступает в осветлитель III, "после чего выпускается в водосток.

Фильтры грязеотстойников и осветлителя одинаковой конструкции. Для их набивки рекомендуется применять одну из следующих трех комбинаций материалов: пять прокладок из мешковины и между ними три слоя стружки деревьев лиственных пород, равномерно распределен­ных по всей площади; вместо среднего слоя стружки укладывают слой кокса; слои стружки, кокса и сипрона с прокладками из мешковины для грязеотстойников и слои сипрона, кокса и стружки для осветлителя. Набивка фильтров должна заменяться не реже 1 раза в 3—4 недели летом и зимой и в 1—2 недели весной и осенью.

Для очистки производственных сточных вод нашел применение флотационный метод, основанный на искусственном насыщении очищае­мой воды пузырьками воздуха, которые, прилипая к частицам масла, нефти и других загрязнений, способствуют их всплыванию на поверхность вод. Для повышения эффективности удаления мелкодисперсных и кол­лоидных частиц их укрупняют посредством введения в воду коагулянта (сернокислый алюминий или сернокислое железо). На поверхности воды образуется пена, содержащая частицы загрязнений, воду и воздух. Эта пена собирается и удаляется. Содержание нефтепродуктов в сточных водах после флотации снижается до 25—30 мг/л. Значительно снижа­ется и содержание взвешенных веществ.

Флотационная установка ЦНИИ-5 (рис. 15) включена в систему оборотного водоснабжения. В этой установке загрязненная вода поступает в сборный резервуар-отстойник. После отстаивания она подается во флотатор, разделенный на четыре секции. В первой секции вода проходит через, гидроциклон, где получает вращательное движение. При этом тяжелые загрязняющие частицы отбрасываются к стенкам и опускаются на дно, а легкие примеси (нефть, масла) собираются в центре и всплывают на поверхность воды. Отстой (осадок) по мере накопления сливается, а всплывшие нефтепродукты удаляются в маслосборник. Кроме того, в гидроциклоне вода смешивается с коагулянтом. Затем вода поступает последовательно в две следующие секции флота­ционной очистки, смешиваясь по пути с насыщенной воздухом рециркулирующей водой. Образующаяся на поверхности воды пена удаляется скребковым механизмом в маслосборный карман. Пройдя глубокую очистку, вода поступает в четвертую секцию флотатора, где из воды удаляется остаточный воздух. После этого вода направляется на повтор­ное использование в моечных установках и для других производст­венных нужд.

 

 

 

Для очистки производственных сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ используется напольная установка «Кристалл» (рис. 16), позволяющая многократно использовать очищенную воду для технических нужд АТП.

Принцип действия установки основан на последовательной фильтра­ции загрязненной воды сначала через фильтры грубой очистки, затем через фильтры тонкой очистки. Установка компактна, дает возмож­ность очищать производственные и ливневые сточные воды при исход­ной концентрации нефтепродуктов от 1200 до 3...8 мг/л и взвешенных веществ от 2500 до 10... 15 мг/л. Состоит она из блоков произво­дительностью 30 м3/ч 60, 90, 120 м3/ч. Мощность блоков выбирается в зависимости от потребляемого количества воды для технических нужд. Установка может быть объединена с уже имеющимися очистными соо­ружениями, что значительно повысит ее надежность и эффективность действия.

Все очистные установки АТП, имеющие производительность более 5,4 м3/ч, должны быть оборудованы механизированными устройствами для удаления осадков. Периодичность удаления осадков и собранных нефтепродуктов 1 раз в неделю.

В целях пожарной безопасности и предупреждения возможного отравления людей бензо- и маслоуловители очистных установок должны иметь исправный гидравлический затвор и естественную вен­тиляцию.

Местные очистные установки должны располагаться вне зданий на расстоянии не менее 6 м от наружных стен. Размещать их в от­дельно стоящих зданиях для мойки автомобилей разрешается лишь в исключительных случаях.

При отсутствии в районе АТП канализационной сети очищать сточные воды и выбирать места их спуска необходимо с соблюдением правил охраны поверхностных вод от загрязнения их сточными водами.

 

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 6910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.