Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные




Ислам до некоторой степени можно считать как учение синкретическое, так как он сложился из влияний еврейских, христианских и местно- арабских, к которым впоследствии добавились влияния персидские и индусские. Давайте проследим какое влияние имели на возникновение ислама арабское язычество, христианство и иудаизм.

Язычество. Несмотря на значительное и всёвозрастающее влияние “иностранных” религий, к концу VI века на Аравийском полуострове всё ещё превалировало местное язычество.

Арабы, особенно исмаилиты- бедуины, находились на очень низком уровне религиозного развития, спускавшегося до анимистического и фетистического характера, поклонялись звёздам и камням-идолам, различным мелким божествам, между прочим, трем дочерям Аллаха- ал-Лат (форма женского рода от Аллах), ал-Уцца (“Великая”) и Манат (“Время”) (упоминаются в Коране 53.19) 8. Отец самого Мухаммеда носил имя Абдаллах, то есть, “раб Аллаха”. Культ Аллаха был очень распространен, и храмом его служила Кааба (в Мекке) с известным черным камнем (возможно аэролитом), вделанным в стену. В Каабе Мекки находилось 360 идолов.

Мекка - это древнее южноаравийское поселение, которое около 500 г. захватило племя курайш. Расположенная на скрещении торговых путей, идущих с севера и юга в жаркой, бесплодной долине, Мекка могла изначально существовать только благодаря воде источника Земзем, позднее ставшего священным для мусульман. Городом правила олигархия, состоявшая из глав курейшитских родов; она же регулировала отношения между родами. Племя курейшитов являлось хранителем святилищем Кааба. Нужно отметить такую важную деталь, что пророк Мухаммед был сам из племени курейшитов, и это тоже сыграло важную роль если не в зарождении ислама, то в его становлении и распространении.

Разные племена поклонялись разным астральным богам. Лахмиды поклонялись богу Юпитеру, хамьяриты чтили Солнце, племя мисам поклонялось богу Альдебарану, племя кайе- богу Сириусу, племя асадитов- Меркурию. Как видно из перечисленного сонма богов, арабы до ислама пользовались «свободой совести», так как любой араб- земледелец или кочевник мог поклоняться любому богу, следовать христианству, зороастризму и т.д.9.

Человеческие жертвы к VII в. уже не приносились, хотя раньше имели место. Как правило, вокруг святилищ выделялась священная территория - хима или харам, где всё — люди, животные, растения — считались неприкосновенными.

Особое почтение проявлялось по отношению к духам умерших сородичей. Родовые кладбища считались священными. Там никто не смел пасти скот, ссориться, преследовать спасающегося бегством.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между миром людей и миром богов. Эти духи, добрые или злые, по воле божеств внушают людям мысли и поступки. Считалось, что обычных людей они посещают время от времени, но есть люди, через которых они вещают остальным, — это аррафы (“провидцы”) и кахины (“прорицатели”), они предсказывают будущее, ищут пропавшее, угадывают скрытое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Поэты также считались вдохновлёнными из этого мира духов, промежуточного между людьми и богами.

Христианство. С IV в. арабы подвергались вниманию христианских миссионеров — сирийцев, эфиопов, в меньшей степени греков. Хотя христианство это было характера сектанского,10 монофизитского (учение считавшее, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным) и несторианского (учение считавшее, что Иисус Христос родился человеком, а потом соединился с Богом).

Монофизиты постоянно стремились к обращению бедуинов, в большие становища они назначали епископов. С V века в Хире существовала несторианская епархия, они также вели широкую миссионерскую деятельность. Известно, что северное арабское письмо, которым был записан и Коран, было создано христианскими миссионерами из Хиры за столетия до появления ислама.

Были христиане и среди жителей самой Мекки, также, впрочем, как и иудеи. Значительное центральноаравийское племя бану таглиб исповедовало христианство. Большая часть этих арабских христиан были монофизитами или несторианами, а также последователями других еретических течений и сект; Коран неоднократно упоминает о постоянных спорах христиан между собою. Однако, несомненно, были в Аравии и православные христиане. Если говорить о Южно Аравии, то христианство там было связано с эфиопской Церковью, монофизитство которой в то время не имеет подтверждения.

Глядя на темпы распространения христианства в Аравии, можно сказать, что, не будь ислама, в VII-IХ вв. арабы были бы христианизированы полностью, правда, скорее всего, это было бы христианство монофизитского или несторианского толка.

Примечательно, что процесс христианизации арабов продолжался какое-то время даже после распространения ислама, из мусульманских преданий известно, что некоторые мусульмане даже при Мухаммеде переходили в христианство, то же продолжалось и при первых халифах.

Иудаизм. В IV-V вв. в Южной Аравии значительно распространился иудаизм. Последний царь Зу Нувас принял иудаизм и подверг христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христианский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иудаизм, бросали живьём в эти рвы. Арабские историки констатировали печальные факты гибели тысяч людей.

Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной и северной части Аравийского полуострова. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджаза и Неджда. На севере от Мекки были разбросаны многочисленные иудейские племена. Вокруг города Ясриб находились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращённые в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, ожидание прихода мессии.

Арабские монотеисты. Помимо указанных групп, в доисламской Аравии существовали также ханифы - арабские аскеты, искатели и почитатели единого истинного Бога, не принадлежащие ни к одному

определённому вероисповеданию. Они резко выделялись из своего окружения, но гонениям не подвергались. Какого-то единого течения с определённой идеологией они, разумеется, не представляли. Интересно, что ни об одном из ханифов не сохранилось сведений, что в конце своего пути он стал мусульманином 11. Один из членов этой группы был родственником первой жены Мухаммеда и вошел в историю основания ислама.

Понятны побуждения этих людей, обращавшихся как к альтернативам к иудаизму, христианству или расплывчатому монотеизму, однако многих из них можно идентифицировать лишь мифологически, не как исторические личности, а как персонифицированные символы постоянного беспокойства и духовных исканий.

 

Хотелось бы немного сказать про самого Мухаммеда, он был, как говорилось выше, из знатного рода, человек это был волевой, решительный и высоконравственный. В молодые годы он пребывал в постоянном поиске истины и истинного Бога. По роду своей деятельности, а он был купцом, Мухаммед много ездил по странам, и встречался с людьми разных вероисповеданий: язычеством, иудаизмом, зороастризмом и христианством- монофизитского и несторианского исповедания. Будущий пророк ислама не был удовлетворен ни одной из этих религий и создал свою веру, которая унаследовала очень много от каждой из них.

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели ряд причин, следствием которых могло быть возникновение новой религии в Аравии. Арабский народ переживал тяжелейший социально- экономический кризис, который вызвал духовный надлом. Часть населения вытеснилась на территорию Византии и Персии, что дало им возможность очень близко узнать эти гиганты древности, их сильные и слабые стороны, которых, кстати говоря, было очень много.

Арабы не преминули воспользоваться слабостью обоих доминирующих в этом районе государств. Для того чтобы сокрушить их, завоевать их территории, принести свою религию, нужно было объединить арабов, дать им идеологию. Тогдашняя эпоха и ситуация сложившаяся внутри и вне Аравийского полуострова, позволили выдвинуть такого человека, который смог бы это сделать. Им стал пророк Мухаммед. Его влияние на мировые события было так велико, что вряд ли кто мог сравниться с ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.