Особенность (принцип)
| Содержание
|
Основания для введения дисциплины в учебный план направления или специальности
| ГОС высшего профессионального образования по направлению 521100 «Социальная работа»; Концептуальная записка к общеобразовательной программе по направлению 040100 социальная работа
|
Адресат курса
| Студенты 3 курса дневного и заочного отделений факультета гуманитарного образования направления «Социальная работа»
|
Основные цели дисциплины в терминах достижений обучающихся
| - изучить основные понятия и категории социальной работы с мигрантами,
-овладеть навыками анализа проблем различных категорий мигрантов,
-определить способы решения социальных проблем мигрантов с помощью технологий социальной работы
|
Ядро дисциплины
| Теоретические и практические основы социальной работы с мигрантами: влияние миграционных процессов на современное общество, нормативно-правовое обеспечение социальной работы с мигрантами, методы и технологии социальной работы с различными категориями мигрантов.
|
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, необходимые для успешного освоения курса
| Для успешного освоения курса студентам необходимо знать основы следующих дисциплин:
- технологии социальной работы (а именно: методы, формы социальной работы, основные направления оказания социальной помощи различным категориям населения);
- социальной психологии (процессы социализации и адаптации личности, особенности межличностных и межгрупповых отношений, формирование социальных стереотипов);
- теории социальной работы (иметь представление о профессионально-этических основах социальной работы, зарубежном и отечественном опыте социальной работы);
- демографии (основные направления и масштабы миграционных процессов, влияние миграции на демографическую структуру населения).
|
*Объем в часах курса
| соотношение между теоретической и практической частями курса - 1:1, то есть лекционные занятия - 34 ч., практические занятия – 34 ч.
|
Основные понятия курса
| мигранты, миграционная политика, легализация положения мигрантов, формы, методы и технологии социальной работы с мигрантами.
|
Направленность курса на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений, обладающих свойством переноса
| обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем.
|
Особая технология организации учебного процесса по курсу
| Деятельность студента по изучению дисциплины складывается из посещения:
- лекций (лекционные занятия предполагают применение техники активного слушания (лектор не просто доносит до студентов основное содержание курса, но и задает вопросы, активизирует аудиторию на вдумчивое восприятие информации; лекция-диалог);
- практических занятий. Процедура взаимодействия с аудиторией предполагает использование активных форм обучения (групповые дискуссии, анализ проблемных ситуаций, методик: ЗХУ, чтение с разметкой, прием «Фишбоун», мозговой штурм, стратегии «Зигзаг» и «Уголки», работа с портфолио и др.). Ряд практических заданий имеет соревновательный характер, что позволяет повысить активность студентов в изучении дисциплины и осуществлять процедуру их объективного оценивания. На семинарских занятиях студенты, основываясь на полученных теоретических знаниях, осуществляют анализ миграционных процессов в современном мире, их причины, функции и последствия, как для принимающего региона, так и для самих переселенцев, а также социальных проблем мигрантов, обосновывают рациональность применения различных методов социальной работы для разрешения трудной жизненной ситуации мигрантов.
|
Описание основных “точек” контроля
| В рамках изучения данного курса предполагается проведение:
· промежуточного контроля знаний студентов (домашние задания (письменные и устные), коллоквиум, контрольные работы);
· итогового контроля (экзамен в форме тестирования).
|
Особенности организации учебного процесса по дисциплине
| Курс является авторским, он дает возможность студентам в дополнение к гос. стандарту узнать о миграционной ситуации в стране, об основах нормативно-правового обеспечения социальной работы с данной категорией населения, вопросах, связанных с приобретением гражданства, как в РФ, так и за рубежом, а также зарубежный опыт социальной работы с мигрантами. В курсе помимо традиционных (лекции, семинарские занятия) используются активные формы обучения, позволяющие не только заинтересовать учащихся в изучении предмета, но и развить у них навыки критического мышления (технология КМ). Помимо этого делается упор на развитие навыков анализа у студентов при изучении той или иной темы курса, написание творческих работ, а не традиционных рефератов.
|