Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контроль в организации




Контроль - это деятельность, направленная на обнаружение и ликвидацию отклонений от принятых целей и норм.

Контроль можно проводить в 2 этапа:

1) оценка объекта и сравнение его с нормативом,

2) применение санкций, направленных на приведение контролируемого объекта в состояние близкое или совпадающее с нормативом.

Существуют различные типы контроля в социологии управления.

Например, Эдвансразработал следующие виды:

1) простой (на личностном уровне, где главную роль играют межличностные отношения),

2) структурный (на уровне ролевых отношений),

3) технический (для определенного вида деятельности),

4) бюрократический (на уровне безличных формальных отношениях).

Например, Кравченко выделил следующие способы контроля засоциальным поведением в организации:

1) контроль через групповое давление (формирование и поддержание полезных для достижение цели деятельности организации типов поведения членов коллектива),

2) контроль через принуждение, в том числе:

2.1. силовое (штрафы, лишение премий, привлечение к админ и судебной ответственности, увольнение),

2.2. несиловое принуждение:

- психологические (выговоры),

- экономические (угроза лишения премий, льгот),

- социальные (ограничение в связях, контактах),

- снижение престижа,

- информационные (ограничение доступа к источникам информации).

 

Однако надо понимать, что основной проблемой, связанной с реализацией социального контроля в организациях является принципиально не устранимые противоречия между различными позициями, различными интересами внутри организации.

В практической деятельности организаций довольно часто используется контроль по нормативным комплексам, который обычно проводится в три этапа:

1) выбор наиболее значимых для деятельности организации группы нормативных образцов, взаимосвязанных между собой так, что они составят единый нормативный комплекс по сферам деятельности или по территориальным особенностям их применения;

2) выбор внутри комплекса, сформированного на первом этапе, ключевых норм и правил, которые определяют сущность данного типа поведения и от которых зависят все остальные нормы. По этим нормам можно судить о выполнении (или невыполнении) других социальных норм данного комплекса;

3) проведение контроля за ключевыми нормами и правилами.

Особое место в системах социального контроля занимает ролевой контроль (контроль за исполнением ролевых требований).

Сложность его связана с тем, что каждая из социальных ролей членов организации органично вплетена в систему других социальных ролей на основе ее системной функции и поэтому данный вид контроля также должен носить системный характер.

Это означает, что для контроля за деятельностью работника в пределах определенной роли следует учитывать:

- наличные средства для ее исполнения,

- действия других членов коллектива, связанных с контролируемым работником. Например, он осуществляет контроль других подчиненных или работников иных подразделений, которые поставляют ресурсы для действий этого подчиненного.

Таким образом, социальный контроль представляет собой важнейшую функцию социологии управления и является неотъемлемой частью корпоративной культуры организации.

Такой контроль требует четкой регламентации полномочий, когда одни члены организации обладают специфическими социальными статусами (статусами руководителей) и в силу этого могут принимать решения относительно действий других членов организации с более низкими статусами. Только с помощью этого возможно установление социального контроля за выполнением принятых социальных норм организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.