Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология как наука. Объект и предмет социологии. Основные этапы развития социологии. (ОК-2, ОК-3, ок-14, ок-24, пк-47, пк-48, пк-65)




Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Дневное отделение семестр Для заочников  
2 семестр 1 курс 2 курс
Аудиторные занятия (всего) В том числе в интерактивной форме 12 1/36    
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего) 1/36    
Подготовка дискуссии или дебатов (круглого стола) по заданной теме.      
Написание эссе по теме      
Обзор периодической литературы и профессиональных изданий      
Разработка доклада с презентацией по теме исследования      
Работа студентов в разработке групповых проектов      
Другие виды самостоятельной работы (ответы на вопросы для самопроверки, повторение и т.д.)      
Контроль - зачет зачет зачет
Общая трудоемкость: 2/72 2/72

1.1. Становление и развитие предмета социологии как науки. Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению предмета социологии как науки в классической и современной социологии.

1.2. Объект социологии: общество и информация о нем. Предметное поле социологии: социальные общности и их взаимодействие; массовое поведение социальных субъектов; социальные процессы; взаимодействие личностей и социальных общностей. Основные социологические категории, их взаимосвязь.

1.3. Основные функции социологии: познавательная (описательная, объяснительная, диагностическая); прогностические (социального планирования, проектирования, конструирования, моделирования); управленческие (социоинженерная, организационно-технологическая, консультационная).

1.4. Специфика социологического знания, его различные уровни: теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Отраслевые социологии: объект и предмет исследования. Учение Р. Мертона о социологии «среднего значения».

1.5. Соотношение социологии и других наук: философии, истории, экономики, психологии, математики, статистики, информатики. Социология и экономическая теория. Социология и юриспруденция. Социология и теория управления.

1.6. Социология и власть. Роль социологии в современном обществе. Социология как фактор инновационных процессов в современной России. Значение социологии для решения проблем государственного и муниципального управления, юридических вопросов.

1.7. Социология и жизнь.

1.8. Социальные, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Периодизация развития социологии и ее критерии.

1.9. Развитие социологических идей в рамках социальной философии. Социальные идеи Др. Индии (буддизм, индуизм), Др. Китая (конфуцианство, легизм). Античные взгляды на общественное устройство (Платон, Аристотель). Социальные идеи эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

1.10. Социальная философия Нового времени и ее значение для развития социологии. Социальные учения эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.).

1.11. Становление социологии как науки.

1.12. Возникновение позитивизма в социологии. Характеристика социологических взглядов О.Конта: социальная статика и социальная динамика; учение о методах социологии; проблемы позитивной политики. Социологическое творчество Г. Спенсера. К. Маркс и его роль в развитии социологической науки. Социологическое творчество Э. Дюркгейма: предмет социологии; правила социологического метода; учение о разделении труда, социологическая концепция религии; проблема самоубийства.

1.13. Социологические идеи М. Вебера: теория социального действия; понимающая социология; учение об идеальных типах; учение о типах господства; принцип рациональности и теория капитализма; социология религии.

1.14. Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце ХIХ – нач. ХХ веков.

1.15. Становление эмпирической социологии, особенности ее развития в первой половине ХХ в. Чикагская социологическая школа. Возникновение отраслевых социологий. Индустриальная социология. Социология труда, Социология менеджмента. Хоторнский эксперимент. Развитие социологической тории П.А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Структурный функционализм как парадигма социологического знания.

1.16. Особенности развития социологии во второй половине ХХ в. Соотношение макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического, фундаментального и прикладного уровней. Основные социологические парадигмы: символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер), феноменологии (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман), обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Объединительные (интегративные) парадигмы (Э. Гидденс, П. Бурдье). Развитие международного социологического сотрудничества, международные социологические конгрессы и их роль в появлении нового социологического мышления.

1.17. Основные этапы развития отечественной социологии в ХХ в.: 20-е – начало 30-х гг., конец 50-х – 80-е гг., 90-е гг. Особенности этих этапов. Уральская социологическая школа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.