Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание концептуальной модели




Формулировка и описание проблемы

Часть 2. ИМИТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

 

Структурным подразделением автотранспортного предприятия является автозаправочная станция, работающая на условиях хозрасчета. На АЗС имеется две заправочные колонки и известны следующие параметры работы АЗС:

· Поток автомобилей, поступающих на заправку, приходит с интенсивностью 5 ± 2 минуты;

· Время заправки на первой колонке составляет 10 ± 2,5 мин, а на второй – 13 ± 4 мин;

· Автомобиль подъезжает к свободной колонке.

Требуется смоделировать работу АЗС в течение рабочей смены (8 часов) и определить параметры функционирования АЗС:

· Коэффициент загрузки каждой колонки;

· Среднее время обслуживания в каждой колонке;

· Максимальное, среднее и текущее число автомобилей в очереди к каждой колонке;

· Среднее время нахождения автомобиля в каждой очереди;

· Прибыль от работы АЗС за день, если прибыль от заправки одной машины составляет 80 руб.

У предприятия существует возможность введения более производительной техники на автозаправочной станции. Требуется статистически оценить целесообразность внедрения более производительной техники(существенность сокращения очереди), а именно, замену первой колонки более совершенной, производящей заправку за 8 мин.

 

Концептуальная модель – это описание в словесной или графической форме элементов оригинала (моделируемой системы), связей между ними (элементами), процессов протекающих в оригинале, влияние внешней среды.

При разработке концептуальной модели производится статическое и динамическое описание системы. Определяются границы системы, производится описание внешней среды, выделяют существенные элементы и даются их описания, формируют переменные, параметры, функциональные зависимости как для отдельных элементов, так и для всей системы, ограничения, целевые функции (критерии). На данном этапе выдвигаются гипотезы и фиксируют все допущения (предположения), необходимые для построения имитационной модели. Обсуждают уровень детализа­ции моделируемых процессов.

В концептуальное описание системы должны быть включены критерии эффективности функционирования системы и оценивае­мые альтернативные решения, которые рассматриваются как вхо­ды модели. Здесь же уточняются основные переменные модели, участвующие в ее описании.

При создании концептуальной модели производят исключе­ние второстепенных элементов, группировку оставшихся элемен­тов в блоки по функциональному признаку, окончательно при­нимают предположения и гипотезы о законах распределения пе­ременных (если они заданы).

Основная проблема при этом заключается в нахождении ком­промисса между простотой модели и ее адекватностью исследуе­мой системе. Четко установленных правил концептуального опи­сания модели не существует. Основным требованием на этом эта­пе является четкое и ясное отражение моделируемой системы. Поэтому данный раздел проекта выполняется в произвольной форме. Если моделируемый процесс представляет собой систему массового обслуживания (СМО), то концептуальная модель должна быть описана графически в общепринятых терминах и обозначениях СМО.

Итак, концептуальная модель включает следующие подпункты: подробная постановка задачи (обоснование целесообраз­ности построения модели, формулировка цели моделирования, описание реальной системы или проблемной ситуации); содержательное описание объекта моделирования (пере­числение основных гипотез, выдвинутых при построении модели); функциональная схема объекта моделирования; список параметров и переменных модели; Перечень искомых выходных данных модели (статисти­ка); функциональные зависимости, используемые в концеп­туальном описании.

Рассмотрим заполнение этих подпунктов.

 

2.1. Подробная постановка задачи (обоснование целесообраз­ности построения модели, формулировка цели моделирования, описание реальной системы или проблемной ситуации).

Процедура заправки автомобилей является одной из состав­ляющих единого производственного процесса на автотранспорт­ном предприятии. Поэтому оптимизация процесса заправки ав­томобилей позволит сократить до минимума время пребывания автомобиля на АЗС и повысит эффективность его работы. Оп­тимизация обслуживания на АЗС выражается в сокращении вре­мени простоя в очереди на заправку. Так как процесс заправки яв­ляется динамическим и производится параллельно функциони­рующими устройствами, необходимо для моделирования произ­водственного процесса использовать метод имитационного моде­лирования.

Особенности функционирования АЗС состоят в том, что ее деятельность полностью зависит от входящего потока автомо­билей. Таким образом, чем больше автомобилей будет поступать на заправку, тем больше будут очереди на обслуживание, и выше уровень загрузки колонок. Поэтому очень многое зависит от зако­на поступления автомобилей на заправку.

Очень важным моментом является общее время пребывания автомобиля на АЗС, которое зависит от длины очереди и време­ни обслуживания на конкретной колонке. Колонки имеют неоди­наковую производительность работы, и, следовательно, будут иметь разный коэффициент загрузки, определение которого тем более важно, что поставлен вопрос о замене одной из колонок на более производительную.

Целью моделирования работы АЗС является создание адек­ватной модели динамического процесса и проведение эксперимен­тов с моделью для оптимизации процесса обслуживания автомо­билей, что увеличит экономическую эффективность функциони­рования предприятия.

Представим процесс функционирования в общем виде (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Общая схема работы АЗС

 

Рис. 2. Структурная схема процесса заправки автомобилей

Автомобили подъезжают к автозаправочной станции каж­дые 5 ±2мин.

Дисциплина обслуживания - «первый поступил - первый об­служен».

Время обслуживания в колонке №1 составляет 10 ±2,5 мин, а в колонке № 2 - 13 ±4 мин.

Критерием эффективности в системе является минимум времени на обслуживание.

Сокращение времени пребывания автомобиля на АЗС воз­можно за счет сокращения очереди вследствие введения допол­нительных колонок или их замены на более производительные. Это связано с дополнительными денежными расходами, в то же время, сокращение времени пребывания в очереди за счет нововве­дений может быть несущественным. Поэтому необходимо ста­тистически оценить значимость нововведений. Это делается с помощью применения известного алгоритма статистического анализа ANOVA, процедура которого является встроенной в GPSS World. Процедура требует выдвижения первоначальной (нулевой) гипотезы, которая может быть отвергнута или принята в ре­зультате анализа.

Гипотеза. Если ввести автоматическое обслуживание на одной из колонок, что приведет к сокращению времени обслужи­вания с 10 до 8 минут, существенно ли это уменьшит длину оче­реди? Стоит ли принимать такое управленческое решение?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.