Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глас второй




 

Форма текста — следующая.

1) В краткой, но энергичной по тону, фразе высказы­вается мысль о полном прекращены «времен сеней», т. е. прообразов с момента «пришествия Благодати», т. е. Христа Спасителя:

 

Прейде сень законная,

Благодати пришедши...

Затем, во 2-й части догматика делаются три сопоставления событий, знамений и лиц из времен «сени законной» — с таковыми же из времени наступившего «царства благодати»:

 

 

I. Яко же бо купина Тако Дева родила ecu

Не сгараше, опаляема,И дева пребыла ecu

 

2. Вместо столпа Праведное

Огненнаго,Возсия солнце.

 

3. Вместо МоисеяХристос, спасение душ наших.

 

В мелодии догматика находим сперва две строки, с ясной каденцией в заключении второй из них:

 

1-я стр. Прейде сень законная,

2-я» благодати пришедши.

 

Первое из текстовых «сопоставлений» изложено мело­дически в 4-х строках:

3-я стр. Яко же бо купина не сгараше,

4-я» опаляема

5-я стр. (= 2-й попевке) Тако Дева родила еси

6-я» И дева пребыла еси

 

 

Второе «сопоставление» выражено в мелодии аналогичной формой, т. е. 4-х строчной же:

 

7-я стр. Вместо столпа

8-я» огненнаго

9-я стр. (= 1-й попевке) Праведное

10-я» возсия солнце

 

Третье, последнее сопоставление ограничивается 2-мя стро­ками:

 

 

11-я стр. Вместо Моисея

12-я стр. Христос — спасете душ наших.

 

 

Сравнивая между собою схемы форм 1-го и 2-го догматиков:

 

 

 

Без труда усматриваем, что обе они трехчастные. Эта трехчастность в I-м гласе находится в полном соответствии с формой текста, а во 2-м гл. кажется неясной, в противоречии с ней (текст — двухчастный).

На самом же деле такого противоречия нет, а имеется наоборот прекраснейший образец того, как формой песнопения может быть выражаем внутренний смысл текста. Дей­ствительно.

Заключительная (3-я) часть в догматике 2-го гл. служит как бы ответом начальной фразе, во имя симметричности самой формы, но тем самым здесь привносится удивительное по глубине мысли, сближение «сени законной» — с Моисеем, и «благодати пришедшей» — со Христом. Таким образом, стремление к стройности формы повлекло за собой очень важное последствие и для текста, уясняя и углубляя его смысл.

Самая же трехчастность формы обоих догматиков однако не носит следов подобия или тавтологичности, что могло бы склонять мысль к подозрению в шаблоне и рутине. Художе­ственный такт и искусство русских мастеров пения — свободны и на сей раз от таких недостатков. Трехчастное построение догматика 1-го гл. достигнуто одними средствами, во 2-м же гл. — совершенно иными: там применено свойство попевок отмечать то начало, то заключение частей и отделов, здесь всякое участие попевок в этом отношении исключено, и разграничение частей достигается простым расположением каденций мелодических строк.

Что касается изящества обеих форм, то оно несомненно есть и тут и там не только для глаза в чертеже схем, но и для слуха, который не испытывает ни малейшего чувства деланности или неестественности в развитии общей мелодии, в чередовании ее отделов, повторении попевок, появлении новых и т. п. Мысли текста выставляются ясно и связно, чего не могло бы быть при неудачности или уродливости формы изложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.