Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность изначение символа в церковно-христианском искусстве




Тема 2. Семиотика церковно-христианского искусства

(1 занятие)

Сущность символа.

1. Понятие символа в научно-философской литературе.

2. Сущность и значение символа в церковно-христианском искусстве.

 

1. Понятие символа в научно-философской литературе.

«В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее» - говорил Св. праведный о. Иоанн Кронштадский. Все церковное богослужение и церковно-христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность.

Что же такое символ и в чем выражается символизм церковно-христианского искусства? Слово символ (symbolon) греческого происхождения и употребляется в значении знака, сигнала, признака, приметы, пароля, эмблемы. В современной научно-философской литературе общепризнано понимать символ как: «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию» (автор статьи «Символ» в философской энциклопедии Доброхотов А.Л.). Таким образом, символ есть знак, который указывает и выражает тот смысл, который таит в себе предмет (то, что он изображает).

Первым, кто обратился к осмыслению сущности символа, был греческий философ Платон. Вопросом его осмысления задавались самые глубокие умы от Античности и вплоть до нынешнего века. К примеру, представитель неокантианства Э. Кассирер в «Философии символических форм» делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности, а автор «Глубинной психологии» К.Г. Юнг видит в нем знак самовыражения и самопостроения души, укорененного в коллективном бессознательном. Проблема символа получила глубокое осмысление и в творчестве представителей русской философской мысли конца 19 – начала 20 века: В. С. Соловьева, Андрея Белого, Вяч. И. Иванова, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева. Так сформировалась семиотика - целая область знания, наука, которая изучает символ как знак, его свойства и свойства знаковых систем в человеческом обществе и жизни самого человека.

В отличии от светского (секулярного) мышления, согласно которому «символ не является знаком временного или пространственного явления сверхприродной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистанции между собой и своим интенциональным предметом» (Доброхотов), понимание символа в христианском богословии имеет несколько иное наполнение.

«Мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов без какого-либо посредства, а для того, чтобы подниматься вверх, имеем нужду в том, что родственно нам и сродно». Эти слова принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Церковный символ не есть «условный знак» того, что он изображает или «универсальный способ самовыражения» личности в обществе и искусстве. Церковный символ таинственно несет в себе саму суть того, на что он указывает и что он изображает. Иными словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет божественную картину мира, раскрывающаяся в православном вероучении. И задача каждого человека научится ее видеть, читать эту божественную картину мира, улавливая тот таинственный смысл послания, который заповедал нам Господь.

Симеону Новому Богослову принадлежат удивительные строки: «Тот, кто просветился Духом Святым, всеобновляющим, стяжал новые очи и новые уши и больше не смотрит просто, как человек, т.е. чувственно на чувственное, но, как бы стоя над людьми, рассматривает чувственные и телесные предметы духовно, как символы вещей невидимых» (Слово 65). Об этом говорил и апостол Павел: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4,18). Что же это за очи, уши телесные и духовные и как достичь умения видеть в видимом невидимое, сокрытое от человеческого глаза?

Епископ Николай Охридский в своей работе «Символы» проводит очень любопытную аналогию: он сравнивает человека, который изучает мир как материальную действительность, с ребенком. Ребенок, изучая азбуку, постепенно учится читать. Действительность он уподобляет материалу, который необходим в работе человеку и не таит в себе большего, чем материя сама по себе. Складывая буквы в слова, а слова в предложения ребенок думает только о словах и часто даже не задумывается о том, что он прочитал. Смысл прочитанного ускользает от внимания ребенка, как ускользает он и от внимания человека, который смотрит на мир глазами материалиста естествоиспытателя или «обоготворителя природы», как называет такого человека Епископ Николай Охридский. Обоготворители природы, как люди неграмотные, впадают в идолопоклонство. Для них, которые «без духа и без смысла читают природу» (Николай Охридский -с.5), «творения в природе представляют материальную действительность, выраженную в образах их, величинах, красках, в разных функциях и отношениях» (Николай Охридский -с.4). Для человека грамотного «творения природы суть Символы, а духовная действительность – есть смысл и жизнь, причина и оправдание существования этих символов» (Николай Охридский -с.4).

Научиться «читать по смыслу» - дело не простое и требует духовных усилий. До грехопадения Адам и Ева, будучи безгрешными и находясь в Раю, в совершенстве владели способностью видеть духовные вещи согласно их смыслу. Адам «легко читал все символы действительности, потому, что ему было дано познавать действительность и без символов; ибо смотрел он на них кристально-прозрачным сердцем, в Сотворителе и через Сотворителя» (Николай Охридский -с.6). Потому то так легко и давалось Адаму по повелению Господа исполнить Его просьбу – дать «имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2,20). Но с грехопадением эту способность он начал терять, как потерял ее и весь род людской, «ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 13,15).. И только с приходом Спасителя Господа нашего Иисуса Христа в учениках его наступило прозрение о том, что «Дух есть действительность – тело есть символ духа» (Николай Охридский, -с.7). Да и сама природа, созданная Творцом тоже «есть символ истины» (-с.9). Важная задача человека состоит в том, чтобы научиться эти символы видеть, читать и понимать. Так физический свет есть видимый образ света духовного, божественного, невидимого оком человека. Сообразуясь со сказанным, здесь свет видимый выступает символом света невидимого, а невидимый, духовный свет есть смыслом этого символа. Однако важно при этом не забывать, предупреждают Отцы, что сам по себе мир созданный Творцом есть реальность тленная, лишь указующая на нетленный мир вечности. И если человеку заблагорассудиться искать истины и их смыслы в самом этом тленом мире, то, по выражению Николая Охридского, он уподобиться глупцу, который «ловит в воде месяц».

Храмовый символизм имеет свою строгую иерархию смыслов, найдя опору в Святом Евангелии.

Вещественные, или предметные, символы принято в церковно-христианском искусстве и богословии делить на знамения (знаки) и образы.

 

 

Рисунок 2.Орел и змея. Вторая половина VI века. Мозаика пола большого дворца Константинополя

Знамения – это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин, не изображая их непосредственно, но фиксируя скрытый смысл через другой образ, нередко стилизованный. К знамениям относим раннехристианскую символику, как-то якорь, символизирующий Крест Спасения, или ягненка – символ Спасителя.

Образы – это такие священные изображения или предметы, которые передают не только смысл того духовного знания, но и имеют внешнее сходство с теми (Божественных и небесных лиц) или с тем (предметов), кого или что символизируют. Примером тому могут быть: Святые образы Господа нашего Иисуса Христа Пресвятой Богородицы, апостолов, пророков, святых и преподобных.

 

 

Литература к теме 2.1.

 

Епископ Николай Охридский Символы // ж-л. К свету. № 17, с.3-14.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. Мысль. 1993.

Стародубцев О.В. Церковное искусство. М. Лепта Книга. 2007.

Стрижев Александр Остатки рая на земле (растения в русской церковной жизни) // ж.-л К свету. №17.

Смирнова Инна Тайная история креста. М. «ЭКСМО». 2006.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.