Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трава и цветы




Пальма и кедр ливанский.

Пальма и кедр ливанский есть символы праведных людей. «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс. 92,12).

Цветы и трава есть символ быстротечной земной жизни, которая присуща нечестивым людям. «Всякая слава человеческая – как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал» (1 Пет. 1,24).

Однако и по сегодняшний день сохраняется благочестивая традиция приносить и украшать цветами храм – дом Божий творениями Творца. Таким образом, человек выражает свое умиление и радость перед святыней Господней. Обычно цветы ставят у алтарных икон, ими украшают престол, алтарные врата, плащаницу и особо чтимые иконы. Традиционно используют благоухающие, но не пьянящие цветы. К ним относятся: розы, пионы, лилии, георгины, гладиолусы, ирисы, астры, хризантемы. Напротив, испускающим неприятный запах (багульник, полынь, пижма) или ядовитым растениям (чемерица, белена, дафна) не место в храме. Не приличествует помещать в храме также колючие растения (терновник, боярышник) и травы, о которых в народе слывет дурная молва как о приворотных (плакун-трава, папоротник-ужовник, кувшинки).

Подбираются растения, сообразуясь с географическими особенностями и сезонным фактором. Однако их цветовая символика надежно связана с праздничным циклом. Так начиная с четвертой седмицы Великого поста в растительных композициях в обязательном порядке должен присутствовать красный цвет как знак приближающихся Страстей Христовых, а на Преображение Господне традиционно храм украшается белыми цветами как символом чистоты и присутствия Благодати Господней. В праздник Архангела Гавриила в цветах, украшающих его икону, традиционно вплетают лилию (крыну) как символ указующий на Приснодеву Марию, которой в Назарете Архангел Гавриил возвестил о рождении Спасителя.

 

4) животные как символы.

Голубь – есть символ духа Святого. Происхождение этого символа в Новом Завете прочно связано с событием крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана. Когда Дух Святой явился в виде голубя. «Се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, который сходил как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3,16). По природе своей голубь птица незлобивая. Именно это качество и было положено в основание символа Духа Святого, в котором нет никакой злобы.

 

 

Рисунок 3 Голуби у источника жизни. Мозаика на стене центрального объёма

Середина 5 в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (Италия)

 

Змей – есть символ сатаны и всякой нечисти. Это единственное животное на земле, которое было проклято Богом за то, что змей послужил орудием в прельщении Евы и грехопадения человека: «Проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3.14). Мудрость змеиная опасна, если она, согласно св. Иоанну Златоусту, не соединена с незлобием: «Ибо нет никакой пользы от мудрости, если она не соединена с незлобием» (Толкование на Евангелие от Матфея: 10,16).

Ехидна и ядовитая змея – есть также символом дьявола и всякой нечистой силы, которая волю дьявольскую творит. Иоанн Предтеча, выражая свое отношение к еврейским старейшинам, назвал их «порождением ехидны» (Мф.3,7;23,33). Сам же Господь указуя на еврейских старейшин сказал: «Ваш отец дьявол» (Ин.8,44).

Агнец, овца – символ Христа. «Агнцем Божьим» назвал Иоанн Предтеча Иисуса Христа. Сам же Спасителя овцами называл верных учеников своих и последователей Слова Божьего. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин. 10,27).

 

 

Рисунок 4. Агнец. Мозаика на своде вимы. 546-547 гг. Церковь Сан-Витале в Равенне (Италия)

 

Волк – символ неверных и безбожников. Обратимся к словам Спасителя: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф.10,16).

Псы – безбожники и блудники. Хорошо известна фраза, сказанная Спасителем: «Не давайте святыни псам и не мечите бисер перед свиньями»

Свиньи – это символ обжорства, нечестивцев и нечистоты духовной. Местом пребывания нечистых духов и скопищем греха называются в Евангелии эти животные, куда по выбору самих бесов Иисус Христос приказал им выйти из бесноватого человека в стадо свиней. «И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (Мр.5,12).

Жабы, вши, саранча, мошки, мухи – грехи людские. В книге Исход Бог посылаем через Моисея на Египет жаб, мошек, мух и саранчу». Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую» (Исх 8,6). И еще: «Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы он совершим Мне служение. А если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область» (Исх.10, 3-4).

Дикие звери – есть символ больших страстей. Как дикие звери нападают и разрывают беспощадно тела своих жертв, так и страсти беспощадно разрывают людские души на части ведя ее к погибели.

Конь – символ послушного верного слуги. Апостолы в осьмигласном каноне сравниваются с быстроногими слугами в значении верного и быстрого служения Господу.

Человек, лев, вол и орел – символы апостолов, которым соответствуют четыре добродетели: мудрость, храбрость, правда и чистота. В образе человека, вола, льва и орла явились евангелисты пророку Иезекилю и Ев. Иоанну (Иез.1,5; Отк.4,6).

 

 

Рисунок 5. Лев - символ Евангелиста Марка Мозаика в парусе

Середина 5 в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (Италия)

 

Литература к теме 2. 2.

 

- Епископ Николай Охридский Символы // ж-л. К свету. № 17, с.3-14.

- Стародубцев О.В. Церковное искусство. М. Лепта Книга. 2007.

- Стрижев Александр Остатки рая на земле (растения в русской церковной жизни) //жур-л К свету. №17.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.