Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень провинций и городов Африки 3 страница




церкви Кирина, то епарх Египта Филагрий выделяет солдат для силового решения этого вопроса. Солдаты ворвались в церковь, но в ходе потасовки она загорелась. Беспорядки продолжались, и были проведены репрессии против наиболее яростных сторонников Афанасия. На соборе в Сердике в 343 г. было рассмотрено дело по обвинению Григория в этих беспорядках и пожаре церкви, но Григорий был признан невиновным. Он скончался 26 июня 345 г.

40 Елена была дочерью трактирщика. Она стала первой женой Констанция Хлора и имела от него сына Константина. В 293 г. Констанций Хлор получил титул цезаря и вынужден был развестись с Еленой и жениться на Феодоре, падчерице августа Максимина Геркулия. Когда Константин стал императором, Елена заняла почетное место при дворе и получила имя Флавия Юлия Елена Августа. Елена была христианкой. Она умерла в 327 г. Она основала город Еле-нополь (бывш. Дрепан) в Вифинии.

41 О Лукиане см. комментарии к Иерониму, прим. 284.

42 Лукиан совершил евхаристию, используя свою грудь вместо престола. Событие имело место, видимо, непосредственно перед смертью Лукиана, скончавшегося 7 января 312 г.

43 Минофант, епископ Эфеса, арианин. Уже на Никей-ском соборе 325 г., будучи епископом, Минофант был среди сторонников Ария, однако подписал его осуждение вместе с большинством ариан (Theodor., I, 7). На соборе в Сердике в 342 г. Минофант также был среди вождей арианской партии и по решению собора был вместе с другими арианами осужден и низложен (II, 8).

44 Евдоксий, арианин, был епископом Германикийским. В 357 г., когда умер епископ Антиохии Леонтий, он находился при дворе Констанция. Узнав, что кафедра освободилась, он отправился в Антиохию, где привлек на свою сторону вельмож (находившихся в Антиохии из-за войны с персами) и епископов. В результате Евдоксий был избран епископом Антиохии. Сразу после этого Евдоксий стал расставлять на различные иерархические посты Антиохийской церкви явных ариан. Вскоре он созвал собор в Антиохии, на котором были осуждены омиусиане и подтверждена т.н. II сирмий-ская формула (фактически арианский символ веры, составленный на соборе в Сирмии в 357 г.). Однако православные епископы во главе с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским созвали собор в Анкире в 358 г., который

осудил решения антиохийского собора и отправил посольство к Констанцию. Послы действовали так успешно, что Констанций отозвал свое одобрение назначения Евдоксия епископом Антиохии. Евдоксий и 70 его сторонников-епископов были отправлены в ссылку. Однако вскоре он был возвращен (на соборе в Селевкии в 359 г. он уже присутствовал как один из вождей ариан) и 27 января 360 г. был утвержден епископом Константинополя. На этом посту Евдоксий оставался до своей смерти в мае 370 г.

45 Свои взгляды Астерий изложил в сочинении ZuvTayncmov, которое читал публично и с большим успехом в городах, где епископы разделяли его взгляды. Одной из центральных мыслей этого сочинения был риторический вывод, который Астерий делал из библейского представления о Сыне как ипостасной силе Отца: если Сын есть ипос-тасная сила Отца, то он есть и ипостасная божественность Отца. Таким образом, по мнению Астерия, с точки зрения православных Сын есть причина божественности Отца, виновник того, что Отец есть Бог.

46 Константин умер 22 мая 337 г. в Аквирионском дворце в предместье Никомедии.

47 У Константина не было родных братьев, но у него были сводные братья от второго брака его отца, Констанция Хлора, с Феодорой (всего шесть сводных братьев и сестер). Все они после смерти Констанция Хлора в 306 г., будучи детьми, были отосланы от двора по настоянию Елены, первой жены Констанция Хлора и матери Константина. Впоследствии Константин их приблизил. Итак, к тому моменту у Константина было два сводных брата — Далмации Старший и Юлий Констанций. Наиболее близким к Константину был Далмации Старший. После смерти отца он жил сначала в Тулузе, потом в Нарбонне. В 324 г. Константин вызвал его к себе и сделал консулом. Были приближены и его сыновья: Далмации Младший был провозглашен цезарем и получил в управление Фракию, Македонию и Грецию, а Ганнибалиан Младший, женатый на дочери Константина, Константине, получил в управление Понт. Юлий Констанций к моменту смерти Константина также был весьма влиятелен и фактически был лидером группировки, поддерживавшей сводных братьев Константина.

Что касается насильственной смерти Константина, то намек на это мы находим у Евнапия, который приписывает

одну из ведущих ролей в заговоре против Константина префекту претория Аблабию (Vita Soph., 464).

48 В соответствии со своим официальным завещанием, Константин считал своими наследниками трех своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников, сыновей Далмация Старшего (цезарь Далмации Младший и зять Ганнибалиан).

49 Евсевий, который в то время был еще епископом Никомедии, перед смертью крестил Константина. Судя по тому, что уже в 338 г. Констанций сделал Евсевия епископом Константинополя, Евсевий действительно оказал ему какую-то услугу.

50 Прибывший первым в Константинополь средний сын Константина, Констанций, организовал заговор с целью передать власть только сыновьям Константина. В результате армия в Константинополе взбунтовалась, заявив, что не желает других императоров, кроме сыновей Константина. Началось избиение всех родственников Константина мужского пола. Были убиты Далмации Старший, его сыновья Далмации Младший и Ганнибалиан Младший, младший сводный брат Константина Юлий Констанций. Кроме того, были убиты двое вельмож — сенатор Прокул Оптат (муж сводной сестры Константина Анастасии — видимо, он и был убит из-за этого родства с Константином) и префект претория Аблабий (он был назначен Константином опекуном Констанция, и Констанций недолюбливал его, подозревая в узурпаторских намерениях; более того, Аблабий вместе с Юлием Констанцием был лидером группировки, поддерживающей сводных братьев Константина Великого). Из всех родственников Константина мужского пола кроме сыновей в живых остались только сыновья Юлия Констанция, Галл и Юлиан.

51 В 337 г. сыновья Константина — Констанций, Константин II и Констант — съехались в город Виминация в Мезии. Утвердив здесь раздел империи, они постановили возвратить всех сосланных епископов в свои епархии.

52 Афанасий был отпущен из Трира и прибыл в Александрию 23 ноября 337 г. В данном случае Филосторгий ошибается. Григорий Каппадокийский, арианский епископ Александрии, в 337 г. был жив. Он умер только 26 июня 345 г.

53 Православные, да и сам Афанасий, не признавали законным его низложение на Тирском соборе. Поэтому Афанасий

не счел нужным требовать нового беспристрастного рассмотрения тех обвинений, которые были выдвинуты и приняты в Тире против него.

КНИГА III

1 После раздела империи в 337 г. Константин II, которому был 21 год, как старший, получил в управление Константинополь, а также Галлию, Испанию и Британию. Младший, Констант, которому было 17 лет, получил Италию, Африку и Западную Иллирию. В начале 340 г. Константин II стал требовать себе Африку. Поскольку переговоры ни к чему не привели, Константин II со своими войсками вторгся через Альпы в Италию, т.е. во владение Константа, который в это время находился в Дакии. Констант направил свои войска против брата. Константин II неосторожно, будучи пьяным, недалеко от Аквилеи попал в засаду вместе с немногими спутниками, был убит, а тело его было сброшено в реку Альс.

2 Речь идет о церкви св. Софии, обычно называемой «великой» (Ргосор., De Aedif., I, 1, 66). В 404 г., во время беспорядков по случаю низложения Иоанна Златоуста, церковь сгорела, затем отстраивалась в течение нескольких лет и была торжественно открыта 10 декабря 415 г. Впоследствии эта церковь была разрушена во время восстания Ника 13 января 532 г. и восстановлена Юстинианом.

3 Был воздвигнут храм Всех Апостолов (см. Zonat, III, 275, 23; Ргосор., De Aedif., I, 4, 9-19), который ко времени Юстиниана пришел в ветхость, был разобран и отстроен заново. Констанций решил сделать этот храм родовым склепом, перенес сюда гробницу Константина Великого и распорядился, чтобы в дальнейшем в храме хоронили всех из его рода, и мужчин и женщин (Ргосор., De Aedif., I, 4, 19).

4 Афанасия ариане обвинили в том, что он, будучи низложен на Тирском соборе, занял епископский престол без соборного определения. Кроме того, его обвиняли в насилиях над арианами и мелетианами во время его возвращения в Александрию, а также в том, что он удерживал у себя хлеб, предназначенный Константином Великим для раздачи народу. Евсевий Никомедийский на соборе в Антиохии, не признавая Афанасия, предложил поставить епископа в Александрию и провел назначение арианина Писта (см. подробнее кн. И, прим. 39). Когда Пист явился в Александрию и стал проводить явно арианскую политику, был собран по-

местный собор в Александрии в 340 г., который оправдал Афанасия по всем обвинениям и разослал это решение всем епископам. Но в марте 340 г. был убит покровитель Афанасия, император Константин II. Констанций, сторонник арианства, созвал в Антиохии собор для освящения т.н. «золотой церкви». На соборе Александрийским епископом вместо Писта был избран Григорий из Каппадокии, который вступил в Александрию 23 марта 340 г. Афанасий покинул город еще 19 марта и скрывался. Вскоре он получил приглашение от папы Римского Юлия прибыть на собор и отправился в Рим.

5 Хеттура — вторая жена Авраама, от которой он имел 6 сыновей. Этих сыновей он отослал на восток от Исаака (Быт. 25:1—6). Иосиф Флавий в «Древностях» сообщает, что овладели Троглодитией и Счастливой Аравией вплоть до Красного моря (1,15). Сабейское царство находилось в Аравии Счастливой, но составляло только одну ее часть. Другую часть составляло Химьяритское царство, занимавшее юго-западную часть Аравии Счастливой. И с политической, и с географической точек зрения Сабейское и Химьяритское царства не составляли единого целого, как об этом пишет Филосторгий, хотя и входили в состав Аксумитского царства. В победной надписи царя Аксума Эзана, датируемой 349—360 гг., он именуется царем «аксомитов, и омеритов, и Реэйдана, и сабеитов...», в другой надписи Эзана титулуется как «малик Аксума и владетель Химьяра, и Райдана, и Ха-башат, и Сабы». Иными словами, речь явно идет о различных областях царства Эзана, среди которых были области Сабейская и Химьяритская. В то же время для римских авторов, не слишком искушенных в топографии столь отдаленных территорий, обе области, по всей видимости, сливались. Так, Косма Индикоплов в своей «Христианской топографии» пишет, что «именами сыновей Куша — Сабы и Эвелы — он назвал омеритов и их соседей...» (61, 21-22).

6 Судя по библейским источникам, Сава — страна в Аравии, на границе с Эфиопией. Царица Савская, будучи наслышана о мудрости и благочестии царя Соломона, прибыла, чтобы испытать его загадками (3 Цар. 10:1; Мат. 12:42). С географической точки зрения Саба — главный город Сабейского царства — расположен у истоков реки Прион (совр. Мареб). Аравия Счастливая — Южная Аравия и ее прибрежные области (совр. Йемен и прилежащие области).

7 Посольство было направлено ок. 350 г. Вместе с посольством Констанций направил послание, адресованное аксум-ским царям Эзане и Сазане.

8 Местоположение острова не определено. Считается, что это один из островов близ африканского побережья, скорее всего, Сокотра. Контакты с Индией были достаточно активны. По словам Страбона, из Египта в Индию в его время (I век н.э.) ежегодно уходило 120 кораблей, а в 102 году император Траян создал на Красном море флот, чтобы опустошать побережье Индии. В «Перипле Эритрейского моря», датированном I или III веком н.э., сообщается о достижении устья Инда по морю, есть описания плоскогорья Декан и острова Шри-Ланка (Тапробан).

9 Переход от язычества к христианству в Аравии произошел именно в царствование Эзаны. В одних его надписях он титулуется «сыном Махрема» — главного божества Аксум-ского языческого пантеона. Там же упоминаются и другие божества (Астар, Бехер, Медр). Однако в других надписях, видимо, более поздних, явно видны следы христианизации. Так, в одной надписи говорится: «Силою владыки небесного, на небе и земле одержавшего победу над сущим, Эзана, сын Але-Амиды...» и заканчивается надпись так: «И воздвиг я этот трон силою владыки небесного...» В другой надписи уже идет вполне оформленная христианская терминология: «Пребывая в вере в Бога и могущество Отца, и Сына, и Святого Духа, тому, кто сохранил мне царство ради веры в Сына Его Иисуса Христа... я, Азана... раб Христов...»

Из текста Филосторгия неясно, что за «правитель народа» имеется в виду. Судя по надписям, царь Аксума титуловался «малик» (если надпись была на сабейском языке), «негус» (если надпись была на аксумском языке) и «басилевс» (если надпись была на греческом языке). В то же время упоминаются «негусы отрядов» и «басилиски» («царьки»), то есть зависимые правители. Поэтому иногда в надписях верховный правитель Аксума именуется как «малик маликов» и «басилевс среди басилевсов Аксума».

10 Известна гора Сафар в Аравии Счастливой (совр. Са-бер). Упоминаемый эмпорий — это, скорее всего, Arabiae Felicis Emporium, порт Химьяритской области (совр. Аден).

1' Совр. Хурмуз.

12 Судя по географическому контексту, а также по прямому указанию в следующем параграфе (6), под Индией

в данному случае Филосторгий понимает Аравийский полуостров.

13 См.: Исх. 14:5-21. Клисма — город в районе совр. Суэца. Аилла — город в Аравии, области Набатеи, порт в устье Эланитийского залива (совр. Аккаба).

14 Ароматические растения, пряности (например, кассий — корица).

15 Аксумиты были уже в значительной степени христианами. Во времена Константина Великого философ Меро-пий из Тира вместе с двумя братьями, Фрументием и Эдеси-ем, отправился в Индию. По дороге они попали к аксумитам. Меропий был убит, а его братья были доставлены во дворец в Аксум. Вскоре они завоевали расположение царя и начали насаждать христианство в Эфиопии. Впоследствии Фрумен-тия рукоположил Афанасий Александрийский епископом Аксумским. Таким образом, в Аксуме распространилось христианство ортодоксального толка. Феофил же, рукоположенный Евсевием Никомедийским, был арианином. Видимо, поэтому у Филосторгия ничего не говорится о результатах его посещения Аксума в отличие от посещения Аравии. По всей видимости, результатов и не было, Феофил не смог распространить христианство арианского толка.

16 Река Тигр берет начало в южной части горной системы Тавр, которая именуется также Гордиейскими горами (Strabo, XI, 12, 4). По всей видимости, именно это название, но испорченное, использовано Филосторгием.

17 Известна область Месена в Месопотамии, находившаяся рядом с Вавилонией или входившая в нее (Strabo, II, 1, 31).

18 Евфрат берет начало на северной стороне горной системы Тавр и течет на запад через Армению (Strabo, XI, 14, 2). Армения не была единой. После поражения армянского царя Тиграна II от римлян в 66 г. до н.э. Армения была разделена: к западу от Евфрата было образовано княжество Малая Армения, а к востоку от Евфрата — Великая Армения. В таком виде эти области и вошли впоследствии в состав Римской империи.

19 См.: Быт. 11:2.

20 Под Эритрейским морем в античной географии понималась вся северная часть бассейна Индийского океана, в том числе Красное море, Аравийское море, Аденский залив, Персидский залив. Собственно Красное море называлось Аравийским заливом. Одной из версий происхождения

названия Эритрейское море был красный цвет африканских гор и песка на берегу. Римляне восприняли название моря именно в этом значении и перевели как Красное море. Постепенно название «Эритрейское море» стало исчезать. Так, автор начала VI в. Косма Индикоплов уже не употребляет его (61,3—8). Но еще долгое время оставалось название «Эритрейский залив», обозначавшее Красное море и часть Аденского залива до мыса Гвардафуй.

21 Быт. 2:14.

22 Фисон — это одна из четырех рек Эдема (Быт. 2:11). Обычно под этой рекой подразумевают реку Ганг в Индии. Что касается современного Филосторгию названия реки, то известны племена гипасиев в Индии, по территории которых течет река Инд (Strabo, XV, 1, 27).

23 Совр. Цейлон — Шри-Ланка.

24 Оргия — мера длины (ширина размаха рук), равнялась 1м 85 см.

25 Животное сравнивалось с греческим богом Паном (Сатиром, Фавном), которого изображали в виде получеловека с ногами козла, рогами и козлиной бородой.

26 Гараманты — племя в Ливии.

27 По приглашению папы Юлия Афанасий прибыл в Рим (см. кн. III, прим. 4), во владения уже Константа, который после смерти Константина II стал фактически императором Запада. В 341 г. в Риме состоялся собор (ок. 50 епископов) по делу Афанасия, на который не явились представители Востока. Этот собор полностью оправдал Афанасия. Однако это не изменило положения Афанасия. В 342 г. Констант возвратился из Галлии в Медиолан и по просьбе приближенных, будучи православным, принял участие в судьбе Афанасия, вызвал его к себе в Медиолан и направил вместе с Осией Кордовским в Галлию для устроения дел церкви.

28 Значительную роль в ходатайствах за Афанасия сыграли православные епископы Запада.

29 Греческая фраза о? коцг|9 kv ru>v Xeyo[s.evu)V тгрюиатсоу является калькой латинского титула comes rerum privatarum. Этот один из высших чиновников империи заведовал императорской казной.

30 В данном случае Филосторгий смешивает два разных послания Константа Констанцию. Первое, направленное в 342 г. по ходатайству западных епископов, содержало требование к Констанцию созвать Вселенский собор и решить

L

вопрос с Афанасием. Констанций уступил, и осенью 343 г. собор был созван в городе Сардике. Среди решений собора было и решение об оправдании Афанасия и осуждении ариан. Собор донес о своих решениях обоим императорам, и от имени собора к Констанцию были направлены два западных епископа, Викентий Капуанский и Евфрат Кельнский. Вместе с ними Констант направил Констанцию свое послание, в котором ходатайствовал о возвращении несправедливо изгнанных на свои престолы, и в частности Афанасия.

31 Феодорит (II, 8) пишет, что Констант в послании обещал в случае невыполнения его требования, что сам явится в Александрию и восстановит там Афанасия, а его врагов разгонит силой. Сократ (II, 22) и Созомен (III, 20) пишут о том, что Констант прямо угрожал войной.

32 После собора в Сардике Констанций послал Афанасию приглашение вернуться в Александрию. Афанасий находился тогда в Аквилее и не решился последовать этому приглашению (на своем посту находился Григорий, а ари-анские епископы, отделившиеся от Сардикийского собора, составили собор в Филиппополе и направили в Александрию повеление: если туда явится Афанасий или кто-то из его сторонников, судья имеет право лишить его жизни). В результате Афанасий отправился по призыву Константа в Галлию. В течение 344—345 гг. Констанций еще дважды писал к Афанасию, призывая его вернуться в Александрию. Также Констанций писал и к Константу, чтобы тот отпустил Афанасия в Александрию. В последнем письме, написанном в 345 г., он уведомляет, что после смерти Григория не позволяет рукоположения нового епископа в Александрии, ожидая Афанасия. Об этом к Афанасию писали и многие приближенные императора. Наконец, Афанасий согласился, отправился на Восток и прибыл в Александрию 21 октября 346 г.

33 Филосторгий путает Григория Каппадокийского, преемника Афанасия, умершего уже к тому моменту (в 345 г.), и Георгия Каппадокийского, другого, более позднего преемника Афанасия, который появился в Александрии только в 357 г.

34 Георгий был сыном мастера-шерстобитчика из кили-кийского города Епифании, служил в армии по хозяйственной части (Григорий Богослов называет его приемщиком свиного мяса, а сам Афанасий — вообще приемщиком

казенных вещей). Он умел угождать Констанцию доносами и мнимым усердием в государственных делах (Amm. Marc, XXII, И, 5—6). После прибытия в Александрию Георгий начал репрессии против православных, епископов и мирян. Кроме того, он захватил в свои руки соляной промысел и промысел селитры, поставил под свой контроль добычу папируса и тростника. Он распорядился, чтобы никто, кроме поставленных им людей, не мог хоронить умерших, и за похороны собирал деньги (Epiphan Наег., 76). Ожесточившийся народ напал на него в церкви Дионисия 26 августа 358 г. и угрожал умертвить. Георгий был вынужден покинуть город. Но вскоре в город прибыл военачальник Севастиан с войском для поддержки ариан, а в 359 г. в Александрию прибыл нотарий Павел с указом в поддержку Георгия и для наказания виновных в выступлении против него. Естественно, что эти действия не прибавили популярности Георгию. Он же в это время действительно вернулся в Каппадокию, но 26 ноября 360 г. опять прибыл в Александрию. 30 ноября было получено известие в Александрии о смерти Констанция и вступлении на престол Юлиана. Георгий был схвачен народом и заключен под стражу. 4 декабря его убили, а труп возили по городу на верблюде и потом сожгли.

35 По желанию Констанция Афанасий предварительно прибыл к нему в Антиохию. Констанций написал к клиру Египта и народу Александрии, чтобы они оставили разногласия и приняли пастыря, которому возвращаются все права. Кроме того, было направлено послание правителя Египта о том, что все прежние повеления против Афанасия отменяются, и был послан особый чиновник для их возвращения назад. Из Антиохии Афанасий отправился в Александрию через Сирию и Палестину и прибыл в свою епархию 21 октября 346 г. Сократ (II, 24) сообщает, что Афанасий направлялся в Александрию через Пелусий, египетский город, лежащий на дороге из Сирии в Египет, и по дороге проповедовал против ариан, а кое-где в Палестине даже совершал рукоположения.

36 Аэций был епископом город Лидда в Палестине, именуемого также Диосополис. Он был арианским епископом и в качестве одного из вождей арианской партии присутствовал на соборе в Антиохии в 339 г.

37 У Максима, епископа Иерусалима, был выколот правый глаз и подрезаны жилы правого колена (Socr., II, 28).

На соборе в Тире в 335 г. Максим, хотя и был среди вождей православных, подписал акт о низложении Афанасия. В 346 г., хотя епископ Иерусалима и не был митрополитом (им был епископ Кесарии), Максим без согласований с Кесарией собирает поместный собор в Иерусалиме, на котором принимает прибывшего в Иерусалим Афанасия в общение.

38 Вскоре после прибытия в Александрию Афанасий собрал поместный собор, на котором были подтверждены решения соборов в Сардике и в Иерусалиме. Кроме того, в своей Апологии (123, 176, 177) Афанасий упоминает, что после Сардикийского собора такие ярые ариане, как Урсакий Сингидунский и Валент Мурсийский, раскаялись в клевете на него.

39 Еще будучи пресвитером при епископе Антиохии Леонтии Флавиан был одним из лидеров православных в городе. Он был избран епископом Антиохии на соборе в Константинополе в 381 г. вместо умершего во время собора епископа Мелетия. Однако это избрание вызвало ожесточенные споры. Сократ (V, 5; ср. Soz., VII, 3) сообщает, что между сторонниками православных епископов Антиохии Мелетия и Павлина (см. о нем и его последователях подробнее комментарии к Геннадию, прим. 15) было заключено соглашение о том, что после смерти одного из епископов оставшийся в живых будет признан епископом всех православных в Антиохии. И с шести пресвитеров с той и другой стороны, имевших шансы стать впоследствии епископами (в том числе и с мелетианского пресвитера Флавиана), была взята клятва не принимать епископского сана, а предоставить кафедру оставшемуся в живых. Феодорит (V, 3) излагает другую версию данного события. В 380 г. в Антиохию прибыл военачальник Сапор, чтобы отобрать церкви у ариан и отдать, по императорскому указу, православным. Но в Антиохии было три епископа-неарианина, считавших себя православными: Павлин, Мелетий, павлинист и аполлинарист Виталий. Пресвитер Флавиан своими вопросами к Павлину и Виталию подверг сомнению их православие в глазах Са-пора. Мелетий же предложил Павлину управлять паствой вместе, чтобы оставшийся в живых стал единственным потом епископом. Но Павлин отказался, и Сапор передал церкви Мелетию.

Так или иначе, но западные епископы, поддерживавшие Павлина, и некоторые восточные, например египетские,

подвергли сомнению правомочность рукоположения Фла-виана. Тем не менее на соборе в Константинополе в 382 г. эту хиротонию восточные епископы признали совершенно канонической. Спор из-за Флавиана продолжался еще долго (в 389 г. умер Павлин, рукоположив себе преемником Евагрия; в 392 г. умер Евагрий, не оставив преемника, но павлиниане, руководимые пресвитерами, продолжали раскол). Тем не менее Флавиан на Востоке считался вполне полноправным епископом (он присутствовал в этом качестве на соборе в Константинополе в 394 г.), и это было признано императором (в 387 г. Флавиан на правах епископа вступился за жителей Антиохии, которые во время беспорядков разбили статуи императора Феодосия, и император прислушался к нему). Западные же продолжали его отвергать, считая единственным епископом Антиохии Павлина, с 382 г. (в 391 г. они даже вызывали Флавиана на суд в Капую). Лишь в 398 г., благодаря посредничеству Иоанна Златоуста и Феофила Александрийского, епископ Рима вступил в общение с Флавианом. Умер Флавиан в 404 г.

40 Сложно сказать, какое именно событие имеется в виду. Так, известно, что Флавиан с Диодором еще при епископе Леонтии, будучи пресвитерами, устраивали за городом, на могилах мучеников, богослужебные собрания православных с пением псалмов, и эти богослужения были весьма популярны. Однако более вероятна идентификация с другим событием, когда ок. 375 г. еще пресвитер Флавиан собрал монахов для обличения ереси мессалиан и утверждения православия (Theodoret., IV, 11).

41 Подобная форма славословия характерна для ариан. В данном случае намек на ариан — предшественников Флавиана на епископской кафедре Антиохии: Леонтия (344-357 гг.), Евдоксия (357-359 гг.), Евзоя (360-362 гг.).

42 Подобная форма славословия характерна для последователей Аполлинария, епископа Лаодикеи. Первые сторонники Аполлинария появились в Антиохии в первой половине 370-х гг. В 374 г. к Аполлинарию примкнул мелетианский епископ Виталий, который и был им рукоположен епископом Антиохии. Виталий оставался на это посту как минимум до 380 г. (Theodoret., V, 3).

43 Келесирия (греч. Полая Сирия) — часть Сирии между горными цепями Ливан и Антиливан. Впоследствии это название стало общим для Южной Сирии и Палестины.

44 Павлин был священником в Антиохии, затем стал епископом в Тире. В этот период он был сторонником Ария, хотя и с некоторыми колебаниями (Theodoret., HE, I, 5—6). В 323 г. он стал епископом Антиохии и вскоре скончался.

45 Православный епископ Антиохии Евстафий был сослан по ложному обвинению в прелюбодеянии в 330 г. Именно он был преемником арианина Павлина. Арианин Евлалий же был поставлен епископом Антиохии уже после ссылки Евстафия. Феодорит сообщает, что Евлалий вскоре умер (I, 22).

46 Крупный город в восточной Киликии, расположен на реке Пирам. Впоследствии, при императоре Феодосии, Ана-зарб стал главным городом Киликии.

47 Афанасий находился на посту епископа до 325 г. и был среди наиболее видных сторонников Ария (Theodoret., I, 5).

48 Иезекииль — третий из пророков, был отведен пленником в Вавилон, впоследствии вернулся в Иудею. Его пророческое служение продолжалось 22 года. Книга Иезекии-ля состоит из 48 глав, в которой кроме пророчеств есть видения, аллегории, притчи, пр. Текст книги достаточно непонятный и подразумевает различные толкования.

49 Борбориане или борбориты, — еретическая секта гностического направления, появившаяся во времена Адриана. Они не верили в Страшный суд и восхваляли плотские наслаждения. Более того, они сознательно повреждали части тела и лица, выражая этим презрение к божественному творению (см.: Philastr. Haer., s.v.; Epiphan. Haer. gnosticor. XXVI, 3; Thedoret. Haer. I, 13). Согласно Епифанию, это название происходит от греч. PopfJopos1, обозначавшее «нечистую жизнь». Об этом же говорил и Филастрий. Закон 428 г. (Cod. Theod. XVI.5.65) запрещает борборианам (наряду с прочими еретиками) сходиться на молитвы.

50 Василий был известным богословом, арианином, лидером партии омиусиан, считавших, что Сын подобен Отцу по своему существу. Василий стал епископом Анкиры в 336 г. после того, как на соборе в Константинополе был низложен его предшественник Маркел, сторонник Афанасия Великого. Репутация Василия как богослова была весьма высока. Так, в 351 г. он участвовал в присутствии императорских сановников в диспуте с Фотином, епископом Сирмийским, который выдвинул свою догматику. Из этого диспута Василий вышел победителем. В 358 г. Василий созвал поместный

собор в Анкире, в результате которого были преданы анафеме как Маркел, так и аномии (арианская партия, сторонники Аэция, считавшие, что Сын неподобен Отцу) и их формальный лидер, епископ Антиохии Евдоксий. Влияние Василия в то время было так велико, что послы от этого собора убедили императора Констанция отправить в ссылку Евдоксия и 70 его сторонников-епископов. В 359 г. Василий был активным участником собора в Селевкии. Однако после окончания собора перед лицом императора состоялись прения омиусиан (сторонников Василия) и омиев (партия ариан, сторонники которой считали, что сын подобен Отцу; во главе их стоял Акакий, епископ Кесарии). В этих прениях омиусиане потерпели поражение. В результате в 360 г. Василий по приказу Констанция был сослан в Иллирию, где и умер.

51 Подробнее см. комментарии к Иерониму, прим. 307.

52 Леонтий посвятил Аэция в диаконы, но лидеры православных Антиохии, Диодор и Флавиан, резко выступили против этого. Тогда Леонтий, верный своим принципам лавирования и недопущения прямых межпартийных столкновений, уступил православным и запретил Аэцию священнодействовать (Theodoret. II, 24). По версии Сократа, против Аэция ополчились не только православные, но и ариане, которые признали Аэция еретиком. Поэтому Аэций был лишен диаконского звания (II, 35).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.