Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Празднества




Особенности сценария массового театрализованного

 

Особенности сценария массового, театрализованного праздне­ства, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого праздне­ства. Но надо иметь в виду следующее. Если одной из родовых специфических особенностей драматургии театрализованных пред­ставлений любого вида является непосредственная связь с кон­кретной действительностью, то этот признак для театрализованно­го празднества является главным, определяющим, потому что именно в празднестве грани между жизнью и искусством, актером и зрителем наиболее стерты, размыты.

Определяя сущность празднества на материале карнавальной культуры эпохи Возрождения, М. Бахтин подчеркивал, что в кар­навале сама жизнь играет без сценической площадки, без рампы, без актеров и без зрителей.

Комплексность и многогранность элементов празднества-пред­ставления также определяют специфику его сценария.

Являясь наиболее сложной полифонической формой театрали­зованного представления, массовое театрализованное празднество требует и более сложной комплексной формы литературного вы­ражения и оформления.

В драматургии театральной и даже кино очень большое ме­сто отводится слову, разработке взаимоотношений между персо­нажами, причинно-следственных связей, психологическому разви­тию образов и т. п. В сценарии массового театрализованного пред­ставления словом пользуются чрезвычайно экономно, а причинно-следственные связи и психологизм заменяются другими компонен­тами и средствами выразительности. Иначе говоря, необходимость через внешнюю форму подачи материала выразить внутренний образ представления (соответствующий его идее, «сверхзадаче», особому ритму, настроению) обусловливает и специфику драма­тургии массового театрализованного празднества, проявляющую­ся в поэтапности работы над сценарием и в его структурных осо­бенностях.

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и со­ответствующие им варианты, или звенья, сценария: так называе­мый сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, рабочий сценарий (или монтажный лист).

Что касается самого творческого процесса, то здесь канонов, безусловно, быть не может. Методически определить четкую по­следовательность этапов работы невозможно: они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Но практика показывает, что создание сце­нарного плана часто предшествует написанию литературного сце­нария или последний отдельно не пишется вовсе, а лишь обгова­ривается в первых «прикидках», в эскизных мечтаниях. Отсутствие

же сценарного плана и монтажного листа практически исключает возможность организации постановки театрализованного праздне­ства как социально-художественного явления.

Итак, создание сценарного плана — это часто первый подступ к теме и к решению художественного образа празднества-пред­ставления в целом. Этот момент драматургической работы, как правило, совпадает с процессом изучения материала (места и вре­мени действия — в первую очередь). Сценарист-режиссер любого театрализованного представления, а массового празднества тем более, на первых этапах работы неизбежно уподобляется ученому: он должен в идеале лучше всех знать предмет исследования. Не случайно один из видных современных режиссеров А. В. Эфрос говорит о том, что он может поспорить с любым шекспироведом относительно знания эпохи и автора, когда работает над поста­новкой пьесы великого драматурга.

Л какая огромная, несколько лет продолжавшаяся исследова­тельская работа всего творческого коллектива создателей и орга­низаторов празднеств открытия и закрытия московской Олимпиа­ды предшествовала появлению замысла и общего плана незабы­ваемых уникальных представлений!

Обычно решение общего замысла и отдельных важных эпизо­дов возникает, «открывается» лишь в процессе работы, в поиске. Вот как рассказывает народный артист СССР И. М. Туманов об одной из «находок» празднеств Олимпиады, о дорожке для факе­лоносцев.

— В Швейцарии в штаб-квартире МОК мне показали кино­записи церемоний открытия многих Олимпиад. Я обратил внима­ние на одну деталь: спортсмены с факелами, направляясь к чаше, все время были спиной к зрителям. Хотелось избежать этого. Появился замысел дорожки, на которой факелоносец к любой три­буне находился бы в профиль. Сколько же трудностей пришлось преодолеть, прежде чем появилась дорожка! В ее создании при­няли участие несколько научно-исследовательских институтов.

Именно в процессе изучения материала возникает общее ви­дение будущего театрализованного празднества как необходимая часть всей его драматургии. Это представление и оформляется сначала в сценарный план.

Следовательно, сценарный план — не что иное как обобщен­ное выражение композиционной структуры театрализованного празднества. Именно в сценарном плане наиболее отчетливо про­ступает конструктивная мысль автора. И совершенно правы сце­наристы и режиссеры, утверждающие в сценарной драматургии приоритет каркасно-конструктивных «балочных» принципов по­строения над всеми другими. При этом необходимо, чтобы кон­струкции были заметны и отчетливы только в процессе работы. Дальнейшие этапы творческого процесса как раз и призваны обес­печить непосредственность и непрерывность развития действия.

Определение основных эпизодов и характер их чередования, создающий тот или иной ритмический рисунок будущего сценария — вот главное, что дает в процессе создания празднества ра­бота над сценарным планом.

В конкретно-графическом изображении сценарный или рабо­чий план — это запись по порядку наименований эпизодов и но­меров внутри эпизодов, а также краткая характеристика проло­га и эпилога празднества.

У опытных режиссеров сценарный план иногда возникает в сознании сразу же в процессе знакомства с материалами, харак­тером и условиями проведения празднества-представления и поч­ти не претерпевает существенных изменений. В большинстве же случаев при последующих этапах сценарной работы и постановки коррективы велики, существенны, и это закономерно, так как ра­бота при дальнейшем литературном оформлении материала празд­нества идет целенаправленно в русле развития темы, «сверхзада­чи» и идеи будущего представления.

Итак, в литературном сценарии дается общее описание всех эпизодов празднества, разрабатываются тексты, основные прин­ципы оформления, характер передвижения групп людей, масс и многое другое.

В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, напряженность действия (и связанная с нею эмоцио­нальность) того или иного эпизода. На этом этапе работы уста­навливается и необходимый темп всего празднества-представления в целом, динамика его единого драматического действия. А от этого в известной степени будет зависеть и длительность эпизодов, и количество номеров, и многое другое.

Описания места и времени действия (общего «настроения дей­ствия»), данные в литературном сценарии, служат отправным пунктом для работы художника, которая не может начинаться с середины или в конце драматургической работы, продолжающей­ся в течение почти всего периода организации и постановки празд­нества-представления.

Вот как записан в литературном сценарии фрагмент Пролога стадионного празднества-представления в честь 60-летия Ленин­ского комсомола.

«Звучит сигнал фанфар. В ворота № 1 на полном скаку въез­жают три всадника в кавалерийской форме. В руках у первого горящий факел, у второго — красный флаг, у третьего — кавале­рийская труба. Всадники совершают круг по беговой дорожке и останавливают коней по центру фоновой трибуны, повернув их в сторону зрителей. Один из всадников оставляет повод товарищу и, сойдя с коня, поднимается вверх по фоновой трибуне к факель­ной чаше. Вспыхивает огонь Славы. В обе стороны от середины фоновая трибуна заполняется алым цветом.

Всадник с флагом поднимается в стременах и, словно к кава­лерийскому строю, обращается к зрителям... На красном фоне фо­новой трибуны появляется желтая надпись — 1919».

В литературном сценарии театрализованного празднества дается также подробное описание сюжета хореографических и пла­стических композиций, светозвуковых, фоновых и других изобра­жений.

Третий заключительный момент драматургической работы над созданием массового театрализованного празднества — это напи­сание рабочего сценария или монтажного листа. Надежным по­мощником режиссера в организации всего массового театрализо­ванного празднества называет рабочий сценарий И. М. Туманов, подчеркивая, что этот сценарий является «документом, включаю­щим в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия». Режиссерской документацией на­звал все, что включается в понятие рабочий сценарий или мон­тажный лист, другой известный постановщик массовых празднеств Д. В. Тихомиров. В своей книге «Беседы о режиссуре театрали­зованных представлений» он отмечает, что правы те, кто называет монтажный лист режиссерской партитурой, в которой «точно рас­писываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения. В нем содержатся задания всем службам».

И в самом деле, музыка, свет, пиротехника, специальная бута­фория и даже передвижение масс — все это элементы драматур­гии празднества, и партитура его — это конечное интегрирован­ное выражение предшествующих звеньев сценария. Без огромной предварительной общей и конкретной, с учетом каждой детали работы не может быть четкого и реально осуществимого монтаж­ного листа. И в этом смысле план-задание по каждому эпизоду или номеру, по каждому элементу празднества — тоже часть его драматургии. Вот как конкретно и точно был представлен план-задание комитету по профессионально-техническому образованию при подготовке к проведению одного из массовых празднеств.

План-задание

Комитету по профессионально-техническому образованию по подготовке и проведению театрализованной манифестации, посвя­щенной 50-летию Киргизской ССР и Компартии Киргизии.

1. 400 спортсменов в спортивных белых костюмах.

2. Колонна учащихся и мастеров-наставников в форме ПТУ со знаменами, лозунгами и транспарантами — 2000 человек, из них 200 человек выпускников на посвящение. В руках серпы и мо­лоты для выполнения определенных упражнений.

3. Три машины с металлорежущими станками.

4. Красные ленты для молодых рабочих — 200 шт.

5. Отпечатать типографским способом «наказы» молодым ра­бочим — 250 шт.

6. Изготовить 400 бутафорских тюльпанов.

7. 1000 человек для спортивной композиции, в том числе: ГПТУ № 17 — 500 человек, ГПТУ № 10 — 500 человек.

8. Изготовить металлических линеек, размер 1200x80x2 мм — 1000 шт.

9. Щитки фанерные, разноцветные, размером 40X40 — 100 шт.

Количество граф и колонок, в которых сверху до низу распи­сываются действия каждого компонента в рабочем сценарии или монтажном листе может быть разным в зависимости от масштаба празднества и количества составляющих его элементов.

В книге Д. В. Тихомирова «Беседы о режиссуре театрализо­ванных представлений» дается исчерпывающая характеристика двенадцати таким графам, содержащимся в партитурах некото­рых, созданных им массовых представлений и приводится образец монтажного листа.

Мы охарактеризовали здесь три основные этапа сценарной ра­боты и три формы сценарного воплощения этих этапов (звеньев). Но, разумеется, можно вычленить и еще более конкретные звенья работы и формы их воплощения. Так, например, сценарный план в самом первом приближении «проглядывает» уже в режиссер-ско-сценарной заявке. Также можно вычленить момент в репети­ционной работе, когда тексты и отдельные детали мешают репе-тиционно-монтажной работе и создается расширенный сценарно-режиссерский план всего представления. Частью всей сценарной работы является и режиссерская схема празднества, представляю­щая собой руководство к действию для всех служб, принимающих в нем участие.

Подводя итоги рассмотренным в учебнике проблемам, сле­дует еще раз подчеркнуть мысль о необходимости учета тесной связи теории и практики, в данном случае самого процесса раз­вития и становления театрализованных представлений на протя­жении целых исторических эпох. Без такого общего и широкого взгляда на театрализованные празднества сегодня немыслимо углубленное рассмотрение и осмысление их сущностных элемен­тов, как невозможно увидеть и перспективу дальнейшего разви­тия самого этого многоаспектного явления.

Совершенно очевидно, что.драматургии народных театрализо­ванных представлений и празднеств прошлого в литературном выражении нет и быть не могло, и ее история — это то, что мы знаем о самих представлениях по описаниям этнографов, очевид­цев, собирателей фольклора и т. п. До настоящего времени исто­рия этого рода представлений рассматривалась бессистемно, глав­ным образом в отдельных разделах учебников и учебных пособий по истории мирового театра и рассматривалась чаще всего как придаток к театру профессиональному или, в лучшем случае, как предыстория профессионального театра той или иной историче­ской эпохи. На неправомерность такого отношения к народным театрализованным представлениям совершенно справедливо ука­зывает исследователь русского народного театра Н. И. Савуш-кина. В своей работе «Русский народный театр» (М., 1976) она отмечает: «Сравнительно рано материалы по народному театру вошли в труды по истории русского профессионального театра и истории литературы как «истоки» профессионального искусства.

Авторы работ такого плана (как дореволюционных, так и со­ветских) рассматривают общую историю театрализованного искус­ства как процесс развития от самых низших, элементарных форм, к формам сложным, высшим. В этом ряду народному театру при­надлежит «нижнее» место. С точки зрения истории профессио­нального театра это, возможно, и правильно. Однако примени­тельно к народному театру, как таковому, т. е. народному теат­ральному искусству в его самостоятельном историческом разви­тии, такое рассмотрение неверно, так как в народной культуре процесс накопления и изменения драматических и исполнитель­ских форм был самостоятельным, хотя и происходил не без влия­ния профессионального искусства. Кроме того, многие элементар­ные формы народного театра сосуществовали с развитыми в на­стоящем взаимодействии, обладая как общими признаками, так и отличительными чертами, основанными на народной эстетике».

К сожалению, в рамках данного издания автор не мог более подробно изложить историю театрализованных представлений. В настоящую книгу (из-за ее объема) не включены описание и анализ театрализованных представлений и празднеств в странах Востока и других континентов, народы которых донесли до нас почти в первозданной целостности элементы празднеств древней­ших доисторических и более поздних эпох. Тем не менее, мы по­пытались, по возможности концептуально, проследить общую схему развития театрализованных представлений с доисториче­ских времен до наших дней.

Теория драмы, как и всякая теория, не терпит догм, раз и навсегда утвержденных определений, не стоит на месте. Именно поэтому автор счел необходимым предложить вниманию студен­тов разработки, сделанные на основе современных исследований (см. список рекомендуемой литературы).

Изучая проблемно-теоретическую сторону одного из древней­ших и вместе с тем современнейших видов искусства, каким явля­ется искусство массовых театрализованных представлений и на­родных празднеств, постигая то, что сегодня многим практикам, успешно работающим в сфере этого искусства, еще кажется тайной за семью замками, мы исходили из того, что нельзя разрешить ни одной проблемы, пока не найден основополагающий принцип, свя­зующий в органическое единство все составляющее явление.

Таким, самым главным и сущностным принципом, дающим воз­можность и право считать сценарную драматургию театрализо­ванных представлений именно драматургией, на наш взгляд, явля­ется особая природа драматического конфликта, проявляющегося через композицию как монтаж внешне разнородных, но имеющих глубокую внутреннюю связь элементов.

Это явилось основанием построения системы понятий, позво­ляющих разобраться в специфических особенностях драматургии народного театра разных видов, театра в самом широком смысле этого слова, не отрывая его от художественно-культурной сфе­ры, от сферы искусства.

 

Рекомендуемая литература

 

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1976.

Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящих ся. М., 1975.

О мерах по дальнейшему развитию художественного творчест­ва. Постановление ЦК КПСС.— Правда, 1978, 2 апреля.

О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита­тельной работы. Постановление ЦК КПСС.— Советская культура, 1979, 9 мая.

Крупская Н. К. Основы политико-просветительной рабо­ты.— Пед. соч. М., 1959, т, 6.

Луначарский А. В. Агитация и искусство. — Собр. соч. М., 1967, т. 7.

Луначарский А. В. О театре и драматургии. М., 1958.

Луначарский А. В. О народных празднествах.— В сб.: Золотые россыпи России. М., 1966.

Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1970.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.

Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Брабич В., Плетнёв Г. Зрелища древнего мира. М., 1971.

Брехт Б. Театр.— Собр. соч. М., 1965 т. 5/2.

Б рудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968.

Владимиров С. Действие в драме. Л., 1969.

Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л,, 1972.

Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969.

Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.

История зарубежного театра/Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М., 1971, 1972, 1977, т. 1—3.

Кар ягин А. Драма как эстетическая проблема.— В сб.: Во­просы эстетики. М., 1960, вып. 3.

Катышева Д. Н.-Литературный монтаж. М., 1973.

Клубоведение/Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М., 1980.

ЛоусонДж. Г. Теория и практика создания пьесы и кино­сценария. (Перевод с англ.). М., 1960.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное яв­ление. М., 1978.

Петров И. В. 50 и 500. М., 1960.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

Пудовкин В. Избранные статьи и письма. М., 1955.

Массовые праздники и зрелища/Сост. В. Н. Глан. М.., 1961

Режиссура массовых зрелищ. М., 1964.

Рабинянц Н. Театр юности. Л.—М., 1959.

Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973.

Руднев В. А. Советские обычаи и обряды. Л., 1974.

Русская народная драма XVII—XX веков. Хрестоматия. М., 1953.

Сахновский-Панкеев В. Драма. Л., 1969.

Сегал М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М., 1977,

Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. М., 1976.

Товстоногов Г. А. Круг мыслей. М., 1976.

Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977.

Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.

Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театра­лизованного концерта. М., 1976.

Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975.

Чечётин А. И. Драматургия театрализованных представле­ний. М., 1979.

Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представлений. М., 1975.

Юнаковский В. С. Сценарное мастерство. М., 1974.

Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958

Анатолий Иванович Чечётин

ОСНОВЫ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Редакторы Л. А. Белова, С. М. Савов Художник А. К. Мешков Художественный редактор К. К. Федоров Технический редактор И. В. Квасницкая Корректор О. В. Ивашкина

ИБ № 5916

Сдано в набор 23.06.80. Подписано К печати 28.01.81. А 07236. бОХЭО'Ае- Бум. типограф. № 2. Гарн. литер. Печать высокая. Усл. печ".- л. 12. Уч.-изд. л. 13,36. Тираж 39 000 экз. Заказ № 3661. Цена 75 к.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного коми­тета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-Й проезд Марьиной рощи, 41.

Типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книж­ной торговли, г. Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.