Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы




Потребности, их классификация и основные характеристики

Потребности человека являются исходной экономической категорией. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностью индивида. Потребности людей стимулируют производство, а производство, создавая новые блага, оказывает влияние на потребление. Таким образом, наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства и технического прогресса. Потребности людей многообразны и поэтому существуют различные подходы к их классификации. Большинство ученых соглашаются, что потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и др. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо (например, к социальной группе).

В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (перспективные), действительные (необходимые), подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые.

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на: материальные (удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.); духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, в свободном вероисповедании, творчестве и т.д.); социальные (возможности человека реализовать свой потенциал, статус в обществе, карьерный рост, общение, милосердие и т.д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности.

С точки зрения рациональности различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и иррациональные (потребности в курении, употреблении алкоголя или наркотиков).

Широкое распространение в современной экономической теории получила иерархия потребностей А. Маслоу. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. 1. Физиологические потребности. 2. Потребности в безопасности. 3.Социальные потребности. 4. Потребности в уважении. 5.Потребности самовыражения.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Возвышение потребностей означает не столько рост, сколько изменение структуры потребностей, расширение их круга, внесение разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческого развития.

2. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика

Источником любого производства являются ресурсы, т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы: природные, трудовые, материальные, финансовые.

Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ. В состав природных ресурсов входят: земля, ее недра, леса, вода, воздух.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В рыночной экономике повышаются требования к качеству трудовых ресурсов: к их знаниям, образовательному уровню, профессиональной подготовке, здоровью.

Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство. Это здания, сооружения, машины, станки, механизмы, запасы сырья и материалов, дороги, мосты, средства связи и т.д.

Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства. Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.

Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.

Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.

Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда. Структуру капитала составляют оборудование, промежуточный продукт, деньги, ценные бумаги.

Предпринимательство - э то разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации, новаторство, предпринимательский риск.

 

Экономическая теория, как общественная наука, изучает хозяйственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

Человеческие потребности безграничны ____________ Ресурсы для удовлетворения потребностей ограниченны

Таким образом, экономические ресурсы в каждый конкретный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Поэтому экономику часто называют бесконечной, а порой и безуспешной, попыткой ограниченными ресурсами удовлетворить безграничные потребности людей. Ограниченность ресурсов может быть абсолютной, т.е. ресурсов недостаточно для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей членов общества либо относительной, что предполагает ограниченность ресурсов для удовлетворения каких-то конкретных потребностей. Ограниченность ресурсов существует во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. В любой стране люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности. Поэтому приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться, и это создает проблему выбора. Суть проблемы выбора заключается в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. Поэтому экономику называют еще наукой о выборе. Решая проблему выбора, каждая экономическая система по-своему отвечает на три главных экономических вопроса:

Что производить? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в определенный период времени?
Как производить?     При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
Для кого производить? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?

Проблема выбора бесконечна. Само слово «выбор» означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, то есть вариант, который обеспечивает получение максимума экономического блага при минимуме затрат. Выбор как субъективное волеизъявление требует соответствующей материальной основы, которой является производство. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов. Ограниченность ресурсов и производственных возможностей общества вынуждают делать выбор и в области ресурсов, и в сфере создания благ и услуг в экономике. Максимально возможный объем производства определенного продукта (товара, услуги) при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенных для производства этого продукта, называют пределом производственных возможностей. Таким пределом обладают предприятие, отрасль, экономика страны.

Высший принцип экономики или ее золотое правило – максимальное удовлетворение потребностей населения при минимальных затратах факторов производства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.