Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великое переселение славян




В конце IV века развитие провинциальноримских культур - пшеворской и черняховской - было прервано нашествием грозных азиатских кочевников -гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена. Значительные массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно обжитые территории.

Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли -непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция.

В самом начале Средневековья археологи обнаруживают славян как на прежних территориях их проживания, но в меньшем количестве, так и далеко за их пределами - на северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, на южном побережье Балтики, на Дунае и Балканах. Культура славян раннего средневековья была по своему уровню заметно ниже провинциальноримской. Небольшие массы земледельцев в прежних цветущих местностях пшеворской и черняховской культур не могли восстановить ремесленное производство, лишь кое-где обитали "бродячие ремесленники", сохранявшие навыки и традиции римского времени. Регресс культуры наблюдается и в ремесле, и в земледелии, и в быту. Не имея качественных орудий обработки пашни и тягловой силы, земледельцы, особенно во вновь освоенных лесных местностях, нередко вынуждены были переходить к подсечно-огневой системе, которая в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами становилась основой экономики.

Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В начале Средневековья к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра на основе потерпевшей крушение пшеворской культуры (в её южной части, где славяне впитали кельтские традиции) складывается пражско-корчакская культура. Численность населения здесь активно возрастала - уже на рубеже V и VI веков и особенно в VI веке массы славян расселяются на запад в Среднедунайские земли и далее на Эльбу. В конце VI века славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра.

Характерными признаками этой культуры являются своеобразная лепная керамика, сосуществование квадратных в плане жилищ-полуземлянок с наземными срубными постройками. На первых порах умерших хоронили по обряду кремации в грунтовых могильниках, а начиная с VI-VII веков постепенно распространились курганы с захоронениями по тому же ритуалу. Носители пражско-корчакской культуры составляли устойчивое племенное и диалектное образование. Его этнографическое своеобразие проявилось и позднее в материалах VIII-XII веков, в частности, в широком бытовании проволочных височных колец, не получивших хождения среди других племенных группировок раннесредневекового славянства. В письменных источниках славяне пражско-корчакской культуры известны как славени. Из их среды вышли восточно-славянские волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

В северо-западной части славянского мира, в землях, лежащих к югу от Балтийского моря преимущественно между Эльбой и Вислой, включая часть Бранденбурга и Великопольшу, располагалась другая племенная группа славян, именуемая археологами как суковско-дзедзицкая культура. Её выделяет своеобразная лепная керамика, наземные бревенчатые жилища с подпольями. Формировалась эта культура на основе северного (венедского) варианта пшеворской культуры. Ее этнографическое своеобразие проявляется и позднее, до X-XII веков, когда на его территории получил распространение особый тип височных украшений - кольца поморского типа.

В конце 1V-V веков Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были переселиться на северо-восток вдоль возвышенной ледниковой гряды, простирающейся вплоть до Валдая. На новом месте славяне пришли в контакт с аборигенным населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежащей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов. Диалект славян Псковско-Ильменского края восстанавливается по реликтам псковских говоров и берестяным грамотам из раскопок в Новгороде и именуется древненовгородским. Академик А. А. Зализняк показал, что это был один из диалектов праславянского языка. Поселившись в лесном краю, славяне вынуждены были заняться подсечно-огневым земледелием. Лишь кое-где сохранилясь традиции пашенного земледелия, в частности в Удомельском поозерье. С VIII века, когда наступает потепление, приведшее к уменьшению увлажненности, это население активизируется и заселяет наиболее плодородные местности Ильменского края. Формируется культура сопок, отождествляемая с летописными словенами ильменскими или новгородскими. В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях смешения пришлых славян с местными балтами складывается тушемлинская культура (V-VII века). В VIII веке в связи с активизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами. В результате той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в середине I тысячелетия осваивается также междуречье Волги и Клязьмы. О появлении в этих землях крупных масс нового населения говорят и новый тип расселения, и новая форма хозяйственной деятельности, не совместимые с прежними. В период становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьменского междуречья именовались мерей - этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в основной своей массе растворившегося среди пришельцев. Когда летописец писал, что "перьвии насельници... в Ростове меря", он имел в виду славян, заселивших земли мери, а не финноязычных аборигенов. Ростов, как показывают раскопки, с самого начала был славянским городом. Славяне, расселившиеся в период великого переселения народов в лесной полосе Восточно-Европейской равнины, составили основу будущих северных великорусов.

Судьба антов после натиска гуннов была различной. Обитатели лесостепного Подольско-Днепровского региона, в меньшей степени пострадавшие от гуннов, в V веке заложили основу пеньковской культуры, которая характеризуется специфической лепной керамикой и квадратными в плане полуземляночными жилищами. Это - анты, известные по источникам VI-VII веков. В VI веке они расширили свою территорию до нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Из среды антов вышли известные по русским летописям племена тиверцев, хорватов и уличей. В составе миграционного потока гуннов в конце IV века анты расселились на среднем Дунае. В описании Иорданом похорон Аттилы упоминаются "страва" и "мед", указывающие на присутствие славянского этнического компонента в ставке гуннов. Еще более значительным было перемещение славян-антов на средний Дунай в процессе миграции аваров в 560-х годах. В Среднем Подунавье формируется мощное государство - Аварский каганат, господствующее положение в котором занимали авары, а основным населением были подвластные им славяне. Это население складывалось из антов, а также носителей пражско-корчакской культуры. В пределах каганата сформировалась смешанная культура, именуемая аварской или славяно-аварской.

Политическая история Аварского каганата - это беспрерывные войны, многочисленные стычки с Византией и ограбление порабощенных народов. Угнетаемые аварами славяне в 623/624 годах восстали и создали свое государство, во главе которого стал Само - купец из франков. В течение 35 лет славяне под его предводительством выдерживали натиск аваров, расширили свои владения и совершали набеги на Тюрингию. Однако после смерти Само держава распалась.

Авары властвовали над славянами до последних десятилетий VIII века. В 791 году они были побеждены Карлом Великим, а чуть позже его сын Пипин завершил разгром Аварской державы. Основным населением Среднего Подунавья становятся славяне. Началось зарождение политических образований славян. К 820-м годам оформилось Моравское княжество, которое в середине IX столетия расширило свою земли и превратилось в крупную Великоморавскую державу. Появляются укрепленные грады с развитыми ремеслами и каменной архитектурой. Великая Моравия приняла христианство и стала крупным центром славянской культуры. В конце IX века Великоморавская держава с трудом отражала натиск Восточнофранкского королевства, ее военный потенциал был подорван, а появление на Дунае венгров привело к падению этого государства. Из Дунайских земель славяне начали заселение Балканского полуострова и Пелопоннеса. Небольшими группами, иногда отдельными племенами славяне стремились на юг, спасаясь от гнета аваров, гуннов и других азиатских племен, а также в связи с перенаселенностью отдельных местностей Подунавья. Славяне оседали на Балканах и во время многочисленных аварских военных походов во Фракию, Адриатику, на византийские города. В составе аварских войск, как свидетельствуют письменные источники, численно преобладали славяне. Иногда сами византийцы селили пленников-славян в своих землях. В VI-VII веках весь Балканский полуостров оказался занятым славянами, а местное население постепенно было славянизировано. Два столетия славяне доминировали и в Греции, но здесь местное население сумело сохранить свое этническое лицо и постепенно ассимилировало пришельцев. Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона переселилась в пустовавшие плодородные земли Среднего Поволжья, где сложилась именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и VIII веков под натиском появившихся здесь тюркоязычных кочевников значительные массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в лесостепь в междуречье Днепра и Дона, где ими была создана волынцевская культура. Оставшиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились кочевникам-болгарам и составили земледельческую часть населения Волжской Болгарии. Еще в Х веке ее правитель Алмуш именуется Ибн-Фадланом "царем сакалиба" (то есть славян), а Волга называлась арабским автором Славянской рекой. Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию - лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Они стали основой будущих южно-великорусов. Славяне этой племенной группы, как можно судить по "Баварской хронике" IX века, назывались русами и были непосредственными соседями Хазарии. Русы в это время были достаточно хорошо известны в Баварии, и это были не скандинавы. В 30-х годах IX века русы в противовес Хазарскому каганату создали свое раннегосударственное образование - Русский каганат. Хазария вынуждена была для укрепления своих рубежей пригласить инженеров из Византии, которыми на славяно-хазарском пограничье было выстроено семь каменных крепостей и еще несколько пунктов дополнительно укреплено каменными фортификациями. Византийские источники рассказывают о военных походах русов на византийские города.

Результатом широкого расселения славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и дифференциация праславянского языка на отдельные славянские языки. Формирование народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных племенных образований предшествующего времени; чехи - путем объединения небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление болгар стало результатом синтеза разноплеменного славянства с расселившимися в его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские народности - польская и древнерусская - складывались в условиях интеграции различных племенных образований праславян.

Древнерусская народность включила в себя несколько разнодиалектных племенных образований славян и ассимилированное местное население Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, была миграция славян из Дунайского региона. Она относится уже к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина была освоена славянами. Началась она еще в VII-VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел место в VIII-IX веках и продолжался еще в начале Х века. Проникновение славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом, переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в русском фольклоре и обрядности, а также в летописях. Весьма существенным моментом объединения славянских племен Восточной Европы в единый этнос было формирование военно-дружинного сословия, впитавшего представителей разных племен, в том числе скандинавов-варягов и финнов. Древнерусская дружина стала основным элементом государственного управления на Руси, она участвовала в сборах податей и осуществляла местную судебную власть. Определенную роль в интеграции славянского населения Восточной Европы принадлежит и развивающимся торговым связям. Славянские земли пересекли два международных водных пути - "из варяг в греки" и Волжский путь в страны Востока. Огромнейшая роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их обитателям - городскому сословию. К XII веку на Руси насчитывалось более 220 городов, а в начале XIII столетия их число перевалило за 300. Городское население было своеобразным новообразованием, составленным из разных племен. В условиях города прежние региональные различия стирались, создавалось единое население с единой городской культурой, оказывавшей нивелирующее влияние и на сельские округи.

В укреплении древнерусской народности несомненную роль сыграло и христианство, но определяющим стало создание и упрочнение единого государства. К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно - европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы).

Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.
Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.
Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

Призвание Рюрика - исторический факт, но он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.


После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.
В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

Государственная власть осуществляла свои функции на всей территории Руси, не считаясь с прежним племенным строением. Определяющая роль Древнерусского государства в развитии единого восточно-славянского языка подчеркивал еще академик А. А. Шахматов.

Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. Долгое время преобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.
Летописи и памятники агиографии XI-XII веков свидетельствуют, что на первых порах русами именовали себя военно-служилое и церковное сословия, но очень скоро русыо, русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос о происхождении этнонима русь остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Об этом, кажется, говорит и Повесть временных лет. В 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое войско " мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи " (руси в дружине не было). И только после того, как Олег утвердился в Киеве, " варязи и словени и прочи прозвашася русыо ".

С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году "русь, чюдь, словени и кривичи и вси" решили пригласить князей из-за моря и обратились "к варягам, к руси". "И от тех варяг прозвася Русская земля". Племени руси в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литературе гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.

Древнерусская народность была вполне сформировавшейся этноязыковой общностью. Во второй половине XIII-XIV века восточно-славянская территория оказалась политически раздробленной, но единство древнерусского этноса сохранялось еще некоторое время, о чем свидетельствуют летописи и хроники этого времени. Однако интеграционные процессы были прерваны, возобладали иные тенденции: началось становление отдельных языковых образований - русского, украинского и белорусского.

Литература

Нидерле Л. Славянские древности. М. 1956.

Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.

Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М. 1999.

Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические

исследования. М. 1991.

Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М.; Л. 1962.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.