Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фольклор




(Методические указания

по фольклорной практике для студентов-бакалавров

филологического факультета)

 

Армавир-2015


 


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

Основные задачи практики………………………………………………

Содержание практики…………………………………………………….

Примерный перечень тем бесед для сбора фольклорного материала..

Методика собирания………………………………………………………

Примерный тематический вопросник……………………………………

Перечень форм отчетности студентов о прохождении практики……..

Примерный вопросник для составления отчета по фольклорной практике…………………………………………………………………….

Требования к записи фольклора…………………………………………

Оформление собранных текстов………………………………………….

Образцы оформления фольклорных записей……………………………

Список часто встречающихся песен литературного происхождения…

Литература………………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная (фольклорная) практика проводится для студентов-бакалавров филологического факультета в летний период по окончании 1-го курса. Длительность ее – 1 неделя. Для успешного выполнения задания по фольклорной практике студент обязан прослушать теоретический курс «Фольклора», отработать практические занятия, посетить специальное занятие по методике собирания фольклора, назначаемые преподавателем во внеучебное время. По итогам практики студенты организованно сдают материалы – дневник практиканта по фольклорной практике, оформленный соответствующим образом. Вместе с записями каждый участник фольклорной практики сдает краткий отчет о своей работе, в котором представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов (по жанрам). Отчетная конференция по фольклорной практике подводится в начале третьего семестра (сентябрь) второго года обучения. По результатам практики студенты получают зачет.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Углубление знаний по истории и теории фольклора.

Приобретение и закрепление навыков собирательской работы.

Приобретение начальных навыков научной работы.

Подготовка студента к будущей профессиональной деятельности.

Расширение культурного кругозора студентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Комплексное ознакомление с избранным районом (география, экономика, быт, культура).

Сплошное обследование фольклорной традиции местности, изучение особенностей бытования фольклора в наши дни.

Изучение репертуара и особенностей творческой манеры известных в своей местности исполнителей.

Собирание и первоначальная обработка бытующих фольклорных текстов различных жанров: проведение магнитофонной записи или видеозаписи и расшифровка записанного и отснятого материала.

Паспортизация и классификация собранных материалов.

Фотографирование исполнителей, хороводной игры, мизансцен театральных представлений.

 

Основной формой получения фольклорного материала является метод беседы (по заранее разработанной тематике беседы и конкретным вопросам, которые будут заданы фольклороносителю).

Студентам-практикантам предлагаются вопросы. Вопросы должны задаваться в такой форме, чтобы с одной стороны, исполнитель их понимал, с другой – чтобы они подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ БЕСЕД ДЛЯ СБОРА ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА:

1. Календарные обряды и обрядовая поэзия в разных районах Краснодарского края.

2. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в разных районах Краснодарского края.

3. Заговоры.

4. Сказки.

5. Несказочная проза: предания, легенды, былички, сказы, бывальщины и т.д.

6. Былины и исторические песни.

7. Лирическая песня и ее основные тематические группы (любовная, бытовая, тюремная, солдатская и т.д.).

8. Малые лирические жанры – частушки.

9. Народный театр.

10. Детский фольклор в его разновидностях: а) фольклор взрослых, созданный для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки); б) собственно детский фольклор (считалки, жеребьевки, дразнилки, заманки, страшилки и т.д.).

11. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присловья, пустобайки).

 

МЕТОДИКА СОБИРАНИЯ

Первое, что способствует успеху проведения практики, – установление контакта студентов-практикантов с местными жителями. Важно, чтобы студенты просто держали себя, были доброжелательны и коммуникабельны, относились с уважением к людям, правилам и привычкам, к традициям и обрядам жителей сельской местности.

Если студент едет в местность, которая ему известна (он часто бывает или живет в этой местности или же его родственники проживают там), он, вероятно, уже слышал об интересных исполнителях, то есть имеет некоторые предварительные сведения. Тем не менее, надо заранее, например, в период зимних студенческих каникул, уточнить эти сведения и узнать об иных талантливых исполнителях песен, рассказчиках, людях, помнящих старину. Получить начальную информацию об известных исполнителях или существующих еще народных хорах, а также иные полезные для собирателя рекомендации, можно обратившись к местной интеллигенции: учителям, работникам учреждений культуры или в органы, связанные с образованием и культурой (районные отделы культуры, районные отделы образования, сельсоветы).

При работе с отдельными исполнителями надо помнить о том, что нельзя начинать опрос непосредственно с разговора о фольклоре или, тем более, о фольклорной практике. Предварительная беседа может касаться воспоминаний рассказчика о его семейной жизни, о каких-то знаменательных событиях в жизни исполнителя, о том, как «было в старину», о деревенских делах, о международных или политических событиях, о событиях, связанных с войной, перестройкой, о прошлом населенного пункта. Собиратель должен внимательно следить за реакцией информатора. В случае отказа информатора принять участие в работе, нужно постараться уговорить его, ссылаясь при этом на уже состоявшуюся запись в соседней деревне или в соседних домах. Собиратели, записывающие песни, должны не забыть о записи фольклорных паспортов у информаторов.

Запись фольклора следует начинать с просьбы исполнить самые любимые произведения. Когда, как это покажется исполнителю, его репертуар будет исчерпан, собирателю надо попробовать продолжить работу, так как обычно певец или рассказчик знает больше, чем он мог вспомнить сразу и в одной беседе. Далее при помощи вопросов надо попытаться выяснить, что еще сохранилось в памяти информатора. Однако вопросы надо задавать по памяти или, в крайнем случае, пользуясь карточками, на которые они записаны. Смотреть в карточки нужно так, чтобы не привлекать внимание исполнителя и не отвлекать его. Заглядывание в вопросник, как правило, настораживает собеседника и может привести к нежеланию разговаривать с собирателем.

Контакт с собирателем устанавливается в том случае, когда исполнитель почувствует в своем собеседнике подлинную заинтересованность и знание предмета разговора. Вопросы должны активизировать память исполнителя, их надо формулировать так, чтобы они были понятны и доступны собеседнику, подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения.

Необходимо записывать все услышанные варианты произведений, независимо от их сохранности, то есть и полные по содержанию, и плохо сохранившиеся, кроме абсолютно повторяющих друг друга.

Не следует пренебрегать записями произведений литературного происхождения, так как талантливые исполнители зачастую делают эти тексты весьма своеобразными.

Запись исполняемого произведения должна делаться только «с голоса», то есть непосредственно в момент пения или рассказывания, а не по памяти собирателя. Записи по памяти делаются в том случае, если информатор не согласился не только на магнитофонную запись, но и на ручную. Если ситуация сложилась так, что собирателю пришлось восстанавливать текст по памяти, в паспорте записи надо делать помету: «записано по памяти». Во время работы с информатором нельзя прерывать исполнение какими бы то ни было замечаниями, вопросами, просьбами повторить то или иное непонятное слово или тот фрагмент текста, который не успели записать сразу, если запись производится вручную. Все вопросы по услышанному и записанному тексту и особенностям исполнения надо задавать после.

Если собиратель в момент ручной записи не успевает фиксировать все, следует оставлять свободные места в записи текста. Вписать пропущенное можно только после окончания исполнения. Можно попросить информатора исполнить произведение еще раз, чтобы проверить правильность сделанной записи. Это относится только к тем случаям, когда запись плохо получилась. Начав запись, нельзя ее прерывать, не закончив, так как исполнитель может отказаться от дальнейшей работы. Лучше всего ручную запись вести вдвоем – один заканчивает, другой продолжает, либо одновременно. При записи нельзя опускать такие особенности исполнения, как включение в текст различных междометий, восклицаний, частил, повторов, обрывков слов или диалектных слов.

Задавая вопросы и пользуясь приводимым ниже вопросником, следует помнить о том, что беседа должна носить характер свободный.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВОПРОСНИК

 

Студентам предлагается исследовать современное состояние конкретных фольклорных жанров в соответствии с предложенными вопросниками. Вопросник содержит основной круг вопросов, на которые необходимо получить ответы.

Пользуясь вопросником, необходимо также помнить, что расположение в нем вопросов не определяет полностью порядка работы собирателя с исполнителем. Предлагаемый вопросник примерный: на одни вопросы практикант сможет получить подробные ответы, на другие – нет; в процессе собирания фольклора могут появиться новые вопросы или уточняющие уже сформулированные ниже.

 

Сведения о населенном пункте, в котором ведется запись фольклора, можно получить, предварительно обратившись в краеведческий отдел краевой библиотеки, где имеется необходимая справочная литература, в местную библиотеку, в учреждение культуры, находящееся на территории данной местности или сельский совет. Однако полученную информацию нужно пополнять и уточнять на месте записи, учитывая сведения, которыми располагают старожилы. Очень возможно, что сохранились какие-либо топонимические предания, то есть те, что связаны с названиями населенных пунктов, рек, озер, лесов. Если выяснится, что в данной местности существует или существовали промыслы, надо выявить круг людей, помнящих фольклорные жанры и произведения, исполняемые в этой профессиональной среде.

1. Что известно об основании населенного пункта?

2. В какую волость, уезд, область или район входил данный населенный пункт до революции 1917 года, до Великой Отечественной войны, после нее?

3. С какими промыслами, производством или только с крестьянским трудом связано его основание?

4. Откуда произошло название данного населенного пункта?

5. Сколько дворов и жителей было до революции 1917 года и как изменилась картина в 20-е, 30-е, послевоенные годы в годы перестройки и в настоящее время?

6. Есть ли коренные жители других национальностей и каких?

7. Есть ли переселенческое население, когда и откуда шло переселение?

8. К какому приходу относился этот населенный пункт? Где было приходское село? Какие еще станицы входили в этот приход?

9. Какие храмы были или имеются в настоящее время? Какова история этих храмов?

10. Какие христианские праздники и святые почитались в данной местности? Почему?

11. Где находились ближайшие монастыри?

12. Имеются ли в обследуемом населенном пункте или поблизости древние захоронения (курганы)?

13. Как называются ближайшие реки, озера, ручьи, леса? Что известно о происхождении их названий?

14. Были ли заповедные места в лесах?

15. Есть ли в данной местности лица, занимавшиеся в молодости или в настоящее время народными промыслами? Живы ли их потомки?

16. Существовала ли до революции школа? Когда и кем была основана?

17. Какова дальнейшая судьба школы?

По результатам беседы должны быть составлены описания посещенных населенных пунктов, прилагаемые к дневнику практиканта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.