Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструкции, не входящие в структуру предложения




Предложения, осложненные однородными членами

 

Однородность членов предложения — это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфоло­гических, ни из семантических условий, хотя в известной ме­ре и зависит от них. Так, однородными могут быть члены предложения, представленные.

Например:

Или одинаковыми словоформа­ми: Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в лам­повом стекле зелёных мошек (Пауст.),

или разными: Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.)

 

Итак, синтаксическими условиями однородности членов предло­жения являются:

1) синтаксическая связь с одним и тем же членом как подчиненным или господствующим;

2) однотип­ность синтаксической функции;

3) отсутствие между членами однородного ряда отношений зависимости.

 

Средствами выражения однородности в русском языке яв­ляются:

- интонация;

- союзы;

- формы слов.

 

 

 

Наряду с предложениями, заключающими сообщение, по­буждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру предложения. Они служат для выражения добавочных оттенков, замечаний, отношения говорящего к высказыванию, обращения к собеседнику и т. п. По значе­нию, по форме и по характеру отношения к предложению эти конструкции представляют следующие типы:

1) обращение;

2) «именительный представления»;

3) вводные конструкции;

4) вставные конструкции;

5) междометия.

 

Обращение употребляется в речи для того, чтобы при­влечь внимание собеседника. Само оно не заключает сообще­ния и непременно употребляется с предложением. Обращение может предшествовать предложению, находиться в середине или вконце его.

Например:

Товарищи казаки! Прошло полтора месяца, как у вас стала советская власть (Ш.);

Ты не кричи, това­рищ, и не говори глупостей (Ш.);

«Вы не спите, Иван Ильич?»спросил тихий голос Мельшина (А. Т.)

 

Обращение выражается существительным в форме имени­тельного падежа, или субстантивированным словом, или сло­восочетанием.

Наиболее типичной формой обращения является имя соб­ственное.

Например:

Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне (М. Г.);

Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна (А. Т.)

 

Часто в роли обращения выступают нарицательные одушевленные существительные.

Например:

«Кондуктор!крикнул сердитый голос.Почему не даёте билетов?» (Пауст.)

 

В русском языке есть «традиционные» формы обращения (дорогой мой, друг мой, брат, братец, браток, папаша, моло­дой человек, милый, матушка, батюшка, голубчик ит. п.).

Например:

И как ты, мать моя, с таким злыднем жила? (М. Г.);

«Па­паша,сказал он композитору,пойдёмте в столовую пообедаем» (Пауст.);

Голубчик мой [обращение к женщине], я только умею молчать (М. Г.)

 

Обращение может представлять собой не только название лица, к которому обращается говорящий, но и выражать эмо­циональное отношение к этому лицу. Это достигается или под­бором эмоциональной лексики, или ироническим употреб­лением слов,словосочетаний.

Например:

Хорошо! Я буду помнить это, Соня... буду! Ну, до свиданья, славная моя (М. Г.);

Езжай, контра! (Щ.);

[Б ар о н:] Настёнка подметёт... Эй, ты, роко­вая любовь. Очнись! (М. Г.)

 

При ироническом обращении мо­жет субстантивироваться слово или словосочетание в самых различных формах.

Например:

Эй! «Собственно говоря»! Иди-ка подо­три пол за ребёнком, собственно говоря (М. Г.)

 

Употребление обращений имеет прямое отношение к куль­туре речи. Прежде всего, при вежливом обращении интона­ция не должна быть резкой, раздраженной, а голос слишком громким. Следует не только избегать в своей речи, но и бо­роться с употреблением школьниками таких просторечно-гру­бых обращений, как малый, тётка, бабка, алло! (не в теле­фонном разговоре), дядечка, хозяин и т. п. Не нужно пользо­ваться в обращении к незнакомым людям и такими фамильярными словами, как парень, дорогуша, красавица, курносая и т. п. К знакомому принято обращаться по имени или по имени-отчеству, а не по фамилии.

В русском языке есть особая сфера употребления обраще­ния — к предметам и явлениям действительности, а не к ли­цам.

Например:

Так вот ты какая, Москва! (Б. П.)

 

Грамматическая форма обращения в этом случае имеет другое значение: назы­вает предметы, явления, к которым обращается, о которых го­ворит автор. Этот прием обращения называют олицетво­рением. Он используется, главным образом, в поэтической речи и является экспрессивным и эмоциональным средством. Эмоциональность и образность олицетворения могут быть уси­лены с помощью эпитетов.

Например:

Низко кланяюсь и no-сыновьи це­лую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! (Ш.)

 

«Именительным представления» (А. М. Пешковский) на­зывается конструкция, сходная по форме с обращением. Од­нако она не содержит обращения к собеседнику. Не заключает она и сообщения. «Именительный представления» только на­зывает предмет или явление, о котором пойдет речь дальше.

Например:

Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.)

 

Без после­дующего предложения, заключающего определенное выска­зывание, «именительный представления» не имеет и не мо­жет иметь самостоятельного значения. В контексте нередко подчеркивается, что «именительный представления» — это лишь слово, а не предложение.

Например:

Сибирь! Москва! Два эти сло­ва звучали именем страны (Тв.)

 

«Именительный представ­ления» как бы предупреждает о значительности того, что будет сказано о данном предмете. Поэтому употребление «именительного представления» в основном свойственно поэ­тической речи, где он является экспрессивным и эмоциональ­ным средством.

Например:

Сибирь! Леса и горы скопом, земли доволь­но... (Тв.);

Москва! Как много в этом звуке для сердца рус­ского слилось (Л.)

 

В поэтической речи бывает не просто отличить «имени­тельный представления» от обращения (олицетворения): фор­ма совпадает, обе конструкции эмоциональны и образны. Для разграничения их важно учесть то, что при обращении в кон­тексте есть прямое или косвенное указание на 2-е лицо, а при «именительном представления» — на 3-е лицо.

 

Задание:

Сравните:

Урал! За­вет веков и вместепредвестье будущих времён... и в на­ши души, точно песня, могучим басом входит он (Тв.) — «именительный представления»;

Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди: тебя, как будто край родимый, я оставляю позади (Тв.) — олицетворение; при внимательном анализе видно различие и в их значении: в первом случае Урал! звучит многозначительным предупреждением о после­дующем высказывании, вызывает представление о соответст­вующем явлении.

 

Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значе­ние лишено лексической конкретности, индивидуальности, — оно имеет отвлеченный грамматический характер.

Например:

Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина (Пауст.) — слово очевидно выражает грамматическое значе­ние предположения

 

Вводные конструкции не входят в структуру предложе­ния, не являются его частью и не представляют собой само­стоятельных предложений. Однако это не означает, что они безразличны для предложения и что их пропуск ничего не меняет (так нередко рассуждают в школьной практике). При устранении вводной конструкции предложение теряет тот грамматический оттенок, который она выражала, и, следова­тельно, содержание приобретает несколько иной характер. Так, предложение Без тебя, вероятно, я бы погиб (М. Г.) при устранении вводной конструкции, приобретая катего­рический характер (Без тебя я бы погиб), существенно меня­ется; но его основное содержание, грамматическая структу- -ра, состав членов и отношения между ними остаются неиз­менными.

Вводные конструкции в предложении интонационно выде­ляются. Они произносятся обычно пониженным тоном и отде­ляются паузами от членов предложения. Если вводная конст­рукция включена в середину предложения, то его интонация «размыкается».

Например:

Солдатов тягот одиночества, видимо, не чувствовал (Ш.)

 

На письме вводные конструкции выделяют­ся запятыми, иногда — тире. По составу вводные конструк­ции могут быть:

1) одиночными словами: Человек, работавший в этой комнате, видимо, был педант (Сим.);

2) сочетаниями слов: От него тянуло бензином. По всей видимости, это был тракторист (Пауст.);

3) предложениями: Бета считалась умницей, носила пенсне и, как говорили, хотела даже когда-то поступить на курсы (Купр.).

Однако разные по составу вводные конструкции выполня­ют одинаковые функции, поэтому мы будем пользоваться тер­мином «вводные конструкции», объединяющим вводные сло­ва, словосочетания и предложения.

По значению вводные конструкции делятся на следующие группы:

1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или воз­можное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомне­ния, без всякого сомнения, факт, само собой и др.: Причиной этому, без сомнения, было нравственное и физическое пере­утомление (Купр.); Музей был, конечно, закрыт (Пауст.); Доктор, действительно, лежал на диване... (Купр.)

Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо, кажется, надо полагать, видать, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности и др.: У автобусной стоянки стояла небольшая очередь, ка­жется, уже отчаявшихся дождаться автобуса людей с че­моданами (Сим.); «Может быть, уже пора продолжать ре­петицию?»напомнила Лидочка (М. Г.); Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, су­хую траву и перья, поднимались под самое небо (Ч.).

2. Вводные конструкции, выражающие эмоциональ­ную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, стыд и др. С ними
могут сочетаться слова, указывающие, кто испытывает чувст­во, т. е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержа­ния: к стыду моему, к его огорчению, на её счастье и др. В состав вводных конструкций могут также входить слова к моему великому огорчению, к его неожиданной радости и др., обозначающие полноту, степень проявления чувства
или его оценку: Час назад ему, к его радости, позвонил с но­вого места один из начальников и сказал, что скоро вернёт­ся сюда с группой работников (Сим.); Я, к сожалению, дол­жен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.); Ло­шадка его, к истинному моему удивлению, бежала очень недурно (Т.); Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Т.).

3. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщения, включают слова: мнение, предположение, сло­ва и др. С ними могут сочетаться слова по моему мнению, по его словам, по нашему предположению, как мы полагаем; по-моему, по-твоему и др., уточняющие, кому принадлежит мнение и т. д. и кому, следовательно, приписывается сообщение: По-вашему, всё это мелочи, пустяки, но поймите же, что этих мелочей так много... (Ч.); В каюте Иван Ильич просидел часа три, придумывая, как объяснить Даше свой, по его пониманию, пошлый и навязчивый поступок (А. Т.); О самом Кукушкине, который был, по его мнению, большим прохвостом, Малинин со злостью подумал, что этот выкру­тится (Сим.); В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.).

4. Вводные конструкции по правде сказать, признаться, откровенно говоря, говоря попросту и др. оценивают способ выражения мысли: Между нами говоря, чуть
было уже не законопатили тебя на Карельский
[фронт] (Сим.); Ещё, признаться, грунт хорош, а то бываетка­мень (Тв.); Строго говоря, дивизией он с мирного времени не
командовал
(Сим.).

5. Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногдо случается и др. указывают на степень обычности из­
лагаемых фактов
: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, ядовольно плохо, по обыкновению (Т.); Герасим... ввалился в дом со своей ношей, а Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (Т.). Вводные конструкции этого типа немногочисленны. Они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, на­
оборот, на их случайность, единичность.

6. Вводные конструкции, обращенные к собесед­нику с целью возбудить его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это такие конструкции, как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устар.); судите сами, согласитесь и др. Они близки к частицам. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей: Однако, знаете, мне стало грустно. Тяжело как-то (М. Г.); Ведь, судите сами, вы­красть из дел какой-нибудь документ, вексель и прочееминутное дело! (Ч.); Да, я герой... А он мне даёт комические роли. Нелепо же, согласитесь! (М. Г.); Слышь, подкинь ещё одну ложечку такую, я вторую, брат, войну на веку воюю (Тв.); ...Сапожника Алёшу в часть отвёз. Лёг, понимаешь, среди улицы, играет на гармонии и орёт... (М. Г.)

7. Вводные конструкции, указывающие на отноше­ния между частями высказывания, по своему значению сближаются с союзами. Они могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении (во-первых, во-вторых и т. д.; наконец и др.): Краснов от пря­мого ответа ускользнул, предложив взамен совместный по­ход на Царицын, для того, чтобы, во-первых, овладеть крупнейшим стратегическим центром и, во-вторых, удер­жав его, соединиться с уральскими казаками (Ш.); Но, во-первых, больная, действительно, находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал к ней расположение (Т.).

8. Вводные конструкции напротив, наоборот, впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на про­тивопоставление содержания предложения предыдущему вы­сказыванию: Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом (Т.); [Бобров] тихонько отыскал свою шляпу и осторожно вышел на крыльцо. Его ухода, впрочем, и так никто бы не заметил (Купр.); Прошли ров­но сутки, и Синцов стоял снова перед тем же самым здани­ем райкома. Правда, здание было уже не совсем то же са­мое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.).

9. Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предло­жения логически вытекает из предшествующего высказыва­ния как его следствие: Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля [выпал снег] (Пауст.).

10. С помощью вводной конструкции может также выражать­ся вывод, обобщение, заключение (итак, вообще, таким об­разом и др.): У неё уже давно вошло в привычку дразнить Гюброва его лошадью, к которой он был так привязан. Вооб­ще, в доме Зиненок вечно кого-нибудь и чем-нибудь дразнили (Купр.).

Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенНо необходимо. Однако неумеренное и неправильное использование вводных конструкций (например, таких, как скажем, так сказать, к примеру, понимаешь ит. п.) делает речь неблагозвучной, косноязычной, тусклой, вызывающей непри-язнь и раздражение слушателей, а порой и непонятной.

 

Вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений и т. п. Они не входят в структуру предложения, с которым употребляются (этим они сходны с вводными конструкциями). Однако, в отличие от вводных, вставные конструкции выражают конкретное содержание, которое тесно связано с содержанием предложения.

Например:

До берега было около двухсот шагов, Ермолай шёл смело и безостановочно (так хорошо заметил он дорогу), лишь изредка покрикивая: «Лещ вей, тут направо колдобина!» (Т.)

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом, или словосочетанием, или предложением, простым или сложным.

Например:

Правда, хозяева и гости,а среди них были почти все молодые поэты, посещавшие вторники у Смоковниковых,сидели на неоструганных досках, полощ женных на обрубки дерева (дар Телегина) (А. Т.)

 

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения «размыкается» вставной конструкцией. На письме вставные конструкции выделяются, как правило, скобками, реже — тире или запяты­ми.

Например:

На подоконнике (в комнате был только один стул) по­лулежал присланный из Вешенской милиционер Ольшанов (Ш.);

Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с ба­рином на охоту (Т.)

 

По содержанию и смысловым связям с предложением вставные конструкции очень разнообразны. Они могут заклю­чать в себе.

Например:

Название или описание какого-либо предмета, ли­ца, упомянутого в предложении: На маленьком озереоно называлось Лариным прудомвсегда плавало много ряс­ки (Пауст.);

уточнение количественного характера: Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось два­дцать девять лет) влюблялся раз шесть (А. Т.); Через не сколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.);

причину действия, события, явления, описываемого в предложении: Пётр Михайлович сел на другой конец стола (он не любил тёт­ки) и стал молча пить чай (Ч.); выражать значение следст­вия: Слышно было по Дону, как где-то, не ближе Устъ-Хо-пёрской, глухо гудели орудия и совсем тихо (нужно было припадать ухом к промёрзлой земле) выстрачивали пуле­мёты (Ш.);

для пояснения содержания всего предложения или от­дельных его частей также служат вставные конструкции: Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хоте­лось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановил­ся там в раздумье (Ч.); они могут содержать и добавочное со­общение: Клевета Кузяря разозлила меня не во время его рассказа (я слушал его разинув рот), а в тот момент, ког­да он нагло хотел наскочить на меня (Гл.);

кроме того, вставные конструкции могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части: На­деньте на голову такому человеку вместо шляпысолн­це,что может быть великолепнее!он всё же будет ныть и жаловаться: «Ах, я так несчастен! Я так одинок!» (М. Г.)

 

Междометия обычно не входят в состав предложения в ка­честве его членов. Употребляясь с предложением, они непосредственно выражают чувство, о котором далее идет речь или придают эмоциональную окраску предложению.

Например:

«Э!подумал я,да он сочиняет» (Т.) — междометие выражает удивление;

Эх, старик! Ну и жаль мне тебя) Прощай! (М. Г.) — междометие выражает чувство жалости, о котором говорится далее

 

В предложении Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,житьё вашео-ой! (М. Г.) междометие о-ой употреблено иносказательно и является членом предло­жения — сказуемым (ср.: ...житьё ваше неважное, тяжёлое, нерадостное).

Междометия часто употребляются с восклицательными предложениями, поэтому эмоциональность выражается не только междометием, но и восклицательной интонацией пред­ложения.

В качестве самостоятельных нечленимых предложений междометия, из-за неопределенности, неустойчивости своего значения, употребляются редко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.