Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Употребление тире между членами предложения




Знаки препинания в простом предложении

Упражнение 13

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор про­стых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказыва­ния (повествовательное, побудительное, вопросительное); если воск­лицательное, отметьте это; 2) двусоставное или односоставное (какое именно); распространенное или нераспространенное, полное или неполное; 3) отметьте, если осложнено однородными или обособлен­ными членами (какими именно), обращениями, вводными словами и др.; 4) разберите по членам предложения и укажите, чем они выра­жены (сначала выделяются подлежащее и сказуемое, затем второ­степенные члены, относящиеся к ним); объясните пунктуацию.

 

Начало апреля // Вас тянет в пробуждающиеся от зимнего сна леса // Жел..ный миг наступил // Вы едете по размокшей от вес..ней воды дороге // Вас толкает и трясет // Но можно ли на это обращать внимание // Как легко дыш..тся //

Пойдемте в лес вечером // Понаблюдаем за пробуж­дающейся в лесу ж..знью // Весенний вечер имеет особую прелесть //

Воздух прозрачен // В дальней лощине стел..тся ту­ман // Из ближнего ельника отч..тливо слыш..тся пере­ливы певчего дрозда // Дрозд р..няя прилетная пти­ца // (По С. Огневу.)

 

Упражнение 14

 

Перепишите, обозначая подлежащее и сказуе­мое и ставя, где это нужно, тире.

 

1. Дон река капризная (Пауст.). 2.Июньская ночь коротка (Троеп.). 3. Только труд всему основа (Исак.). 4.Цена человеку дело его (М.Г.). 5. Прямая обязан­ность художника показывать, а не доказывать (Бл.). 6. Думать и стараться понять окружающее отныне моя цель (М.-М.). 7. Грузоподъемность судна тридцать тонн (Каз.). 8.Не правда ли, что мы краса долины всей? (Кр.) 9. Первая и главная прелесть рассказа это про­стота и искренность (Ч.). 10. Точность и краткость вот первые достоинства прозы (П.). 11. Ласковое слово что весенний день (Посл.). 12. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н.). 13. Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества (Бел.).

 

Упражнение 15

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 

I. 1. Труд основа культуры. Все в мире создано и соз­дается трудом. 2. Главное содержание культуры суть ее и смысл наука техника искусство. 3. Дело наших ли­тераторов трудное сложное дело. 4. Творчество Пуш­кина широкий ослепительный поток стихов и прозы. 5. Весною солнце ярче. 6. Дома города точно груды грязного снега. Земля под ними черная голая. Деревья садов как бугры. (М. Горький.).

II. 1. Ритм это основная сила основная энергия сти­ха (М.). 2. Эльбрус наивысшая вершина Большого Кавказа. Высота главной вершины 5633 метра (Э. С.). 3. Уметь читать это значит быть чутким к смыслу и кра­соте слова... Чтение это окошко в мир (Сух.). 4. Ночь. Прибой. Земля как будто глобус (Ив.). 5.Грушницкий юнкер... Его цель сделаться героем романа (Л.). 6. Тя­жела мокра шинель дождь работал добрый. Крыша небо, хата ель, корни жмут под ребра (Твард.). 7. Глаза что часы руки что грабли (Даль).

 

Упражнение 16

Прочитайте. Укажите неполные предложения. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 

1. Перед нами развернулась красивая панорама. Земля внизу казалась морем а горы громадными окаме­невшими складками (Арс.). 2. Десять часов утра. Мы в доме Марьи Александровны... В мебели, довольно не­уклюжей, преобладает красный цвет. Есть камин над камином зеркало перед зеркалом бронзовые часы... у задней стены превосходный рояль (Дост.). 3. Возы казались высокими и пухлыми а лошади маленькими и коротконогими (Ч.). 4. Ночью, первым из колонны, об­ломав у края лед, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился оттолкнулся и пошел. Второй за ним. При­готовился пригнулся третий следом за вторым (Твард.). 5. Болтливость растратчик рабочих часов. В рабочее время язык на засов (М.).

Упражнение 17

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Определите стилистическую принадлежность отрывка. Мотивируйте свой ответ.

 

Призыв об охран.. природы лесов должен быть обращен прежде всего к молодежи. Ей жить и хозяйствовать на этой Земле ей и укр…шать ее. Чем раньше моло­дежь приме (т, ть) ся за это дело, тем больше накопи (т, ть) ся зеленого добра ко времен… ее вступления в полноправное наследство. Живое дерево есть капитал который множится с каждым часом. Разведение лесов это мудрая работа (в) прок на буд…щее...

Родина это, в частности, наши поля реки лес и небо над нами. Свою любовь к Родине мало только деклари­ровать ее, кроме того, надо пр…творять в живые дела. Вот (по) чему, чем больше труда вкладывает гражданин в дело Родины, тем в большей степей… дорога она ему тем на большие жертвы готов он пойти для нее. Самые великие патриоты в нашей истории это самые беззавет­ные труж…ники. Не слишком (ли) прописные ист…ны я изл…гаю? Нет! Если (бы) это было так то наши дети выйдя из школы (не) разоряли (бы) гнезд и муравейни­ков молодежь торопилась (бы), пока силушки имеются. пр…брать украсить Родину хотя бы в ста метрах вокруг себя...

Огл..нись вокруг себя молодой человек Все, что ты вид…шь, сотк…но слож...но из плам…ной любви твоих предков твоих старших сограждан к Отечеству (По Л. Леонову).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.