Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обособление определений




Знаки препинания при обособленных членах предложения

Упражнение 23

Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них.

 

1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенной к морю (М. Г.). 2.Мягкое и сереб­ристое, оно слилось там с синим южным небом (М. Г.). 3....Тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан (М. Г.). 4. Им, гагарам, недоступно наслаж­денье битвой жизни (М. Г.). 5. Поток стремился к морю, гремя камнями (М. Г.). 6. Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний (М. Г.). 7. Не­смотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григория Ивановича не прибавлялись (П.). 8. Случа­лось, что во всем доме, кроме двух свечей, не было огня (П.).

 

Упражнение 24

 

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях.

 

I. 1. За домом Ожогиных находился довольно большой сад оканчивавшийся рощицей заброшенной и за­росшей. 2. Сердце мое томилось неизъяснимым чув­ством похожим не то на ожиданье не то на воспомина­ние счастья. 3....Раздался женский голос. Он пел ка­кую-то песню мне незнакомую. 4. Взволнованный и усталый я бросился в кресло. 5. За деревней догнал
нас человек лет сорока. 6. Я долго любовался его лицом кротким и ясным, как вечернее небо. 7. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями.
8. Все общество подошло к беседке известной под име­нем Миловидовой и остановилось. 9. Мурава покры­вавшая весь скат холма до главного пруда придавала самой воде необыкновенно яркий изумрудный цвет. 10. Весь облик Аркадиева дяди изящный и породистый сохранил юношескую стройность (И. С. Тургенев.)

II. 1. Окно моей комнаты выходило в одичавший сад заросший смородиной малиной лопухом и крапивой вдоль забора (Каз.). 2. Трамвай направлявшийся к стадиону был переполнен (Триф.). 3. А на дворе унылый и докучный раздался колокольчик однозвучный (Л.). 4. Вышел Алеша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном (Дост.). 5. Издали доносится гудок парохода долгий и назойливый (Ант.). 6. Кругом было поле безжизненное унылое (Бун.). 7. Усадьба очень красивая стоит на крутом берегу. Внизу река богатая рыбой (Ч.). 8. Федор производил на меня впечатление человека дикого и даже страшного (Ч.). 9. Наступили сумерки внезапные гнетущие непонятные (Форм.). 10. Солнце тусклое и оранжевое опускается в голубую быстро растущую тучу (Форм.). 11. В южной части Индийского океана при погоде пасмурной и дождливой корабли потеряли друг друга (Н. Чук.). 12. Над степью то зеленой то серо-серебристой от полыни безоблачное майское утро пело голосами жаворонков (А. Н. Т.). 13. Полный раздумья шел я однажды по большой до­роге (Т.). 14. Офицеры увидели подъезжавшие к ним повозки (Л. Т.). 15. Испуганный положением Денисова Ростов предлагал ему раздеться выпить воды и послал за лекарем (Л. Т.). 16. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный (Т.).

Упражнение 25

 

Прочитайте. Укажите несогласованные опре­деления. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 

1. Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблач­ных морозов (Т.). 2. Пароход в черных клубах дыма дал последний гудок (Форм.). 3. Шабашкин с картузом на голове стоял подбочась (П.). 4. Он [Бурмин] с своим умом и опытностью мог уже заметить что она отличала его (П.). 5. На балконе седьмого этажа появился маль­чик в бордовом свитере и в зеленых брюках лыжного костюма (Триф.). 6. Аркадий оглянулся и увидел жен­щину высокого роста в черном платье остановившуюся в дверях залы (Т.). 7. И Фенечка стала другая. В све­жем шелковом платье с широкою бархатною наколкой на волосах с золотой цепочкой на шее она сидела поч­тительно-неподвижно (Т.). 8. В сенях ему попался Наум совсем одетый и в шапке (Т.). 9. Между высокими в рост человека сугробами была расчищена дорожка (Пан.). 10. Французский гусарский унтер-офицер в малиновом мундире и мохнатой шапке крикнул на подъ­езжавшего Балашова... (Л. Т.)

 

Упражнение 26

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Объясните слитное и раздельное написание не и написание н и нн.

1. Дальние горы обве..ные синеватою мглою реяли и казалось расплавлялись в истоме (Кор.). 2. Двор был кам..ный стар...ной постройки с кол…нами на фасаде. Многочисл…ные дворовые постройки были запущ...ны частью разруш…ны (Рыб.). 3. Лица всех были внима­тельны и насторож...ны (А. Н. Т.). 4. Зар...сли травой давно (не) чищ…ные дорожки (Н. О.). 5. Перед Ковриным лежало широкое поле покрытое молодою еще (не) цветущею рожью (Ч.). 6. (Не) слыша ответа Печо­рин сделал несколько шагов к двери (Л.). 7. На хутор­ском глухом подворь… в тени обкур..ных берез стояла кузница в Загорь… и я при ней с рожденья рос (Твард.). 8. Во всей аллее параллельной Малой Бронной улице (не) оказалось ни одного человека (Булг.).

 

Упражнение 27

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

 

Между Инкерманом и Северным укреплением на холме телеграфа около (полу) дня стояли два моряка один офицер смотревший в трубу на Севастополь и дру­гой вместе с казаком только что под…ехавший к боль­шой вехе.

Солнце светло и высоко стояло над бухтой игравш... с своими стоящими кораблями и движущимися пару­сами и лодками веселым и теплым блеском. Легкий ветерок едва шев…лил листья засыхающих дубовых ку­стов около телеграфа надувал п…руса лодок и колыхал волны. Севастополь всё тот (же) с своею (недо) строен­ной церковью колонной набережной зеленеющим на горе бульваром и изящным строением библиотеки с своими маленькими лазуревыми бухточками наполн…ными мачтами живописными арками водопроводов и с облаками синего порохового дыма освещаемыми иног­да багровым плам...нем выстрелов; всё тот (же) краси­вый праздничный гордый Севастополь окруж…ный с одной стороны желтыми дымящимися горами с другой (ярко) син…м играющ…м на солнце морем виднелся на той стороне бухты (Л. Н. Толстой).

 

Приложения и их обособление

 

Упражнение 28

Приложения (нераспространенные и распро­страненные) используются в драматических произведениях в перечне действующих лиц для их краткой характеристики. Прочитайте дан­ный список персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза». Среди выделенных приложений укажите распространенные и нераспрост­раненные. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Какие возможны варианты пунктуации?

 

Действующие лица. 1. Савел Прокопьевич Дикой купец значительное лицо в городе. 2. Борис Гри­горьевич племянник Дикого молодой человек порядочно образованный. 3. Марфа Игнатьевна Кабанова (Каба­ниха) богатая купчиха в городе. 4. Тихон Иванович ее сын. 5. Катерина жена его. 6. Варвара сестра Тихона. 7. Кулигин мещанин часовщик самоучка. 8. Ваня Куд­ряш молодой человек конторщик Дикого. 9. Шапкин мещанин. 10. Феклуша странница.

Упражнение 29

Прочитайте и укажите приложения. Какие из них необособленные, какие обособленные? Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приложения подчеркните.

 

I. 1.«Вот что значит мы солдаты» — прослезился дед солдат (Твард.). 2. Со времен Ермака русские люди одержимые страстью познания двигались на Во­сток с рек Цны голубки Десны красавицы Волги ма­тушки (газ.). 3. Мы вошли в Суглинку чистую и пустын­ную деревню вымощенную торцами (Пауст.). 4. То был пустыни вечный гость могучий барс (Л.). 5. Поют пти­цы. Вижу старых приятелей коршунов (Ч.). 6. Ложится роса предвестник ясного утра (Троеп.). 7. Совершенно иссохшая трава везде уже истреблялась пожарами или как здесь называют палами (Прж.). 8. К нам спуска­ется Иван Иванович Тишкин агроном (Г. Ф.). 9....Я предвкушал ожидавшее меня радушие и гостеприим­ство старенькой Акимовны моей квартирной хозяйки (Г. Ф.). 10. Мне жалко ее бедняжку (Л. Т.). 11. Перед самым концом обеда старичок батарейный писарь вошел в комнату с тремя запечатанными конвертами (Л. Т.). 12. Лысые горы именье князя Николая Андреича Болконского находилось в шестидесяти верстах от Смоленска... (Л. Т.) 13. Народ подвижник и герой ору­жье зла оружьем встретил (Твард.).

II.1. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне (П.). 2. Михаил Исаковский получил широкую известность как поэт песенник (газ.). 3. Чита­тели особенно молодежь писали автору о своей готов­ности следовать примеру его героев (газ.). 4. Над вели­кой русскою равниной над простором нив лесов и вод летчица по имени Полина совершила славный перелет (Твард.). 5. У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых наследника Лермонтов и Гоголь (Гонч.). 6. Как человек замечательно умный он Базаров не встречал себе равного (Д. П.). 7. Аплодис­менты не всегда можно рассматривать как одобрение (газ.). 8. Телетайп или телеграф похожий на пишущую машинку есть теперь во многих учреждениях (газ.). 9. Левин как свой человек должен был принять участие в этих планах (Л. Т.).

Упражнение 30

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Определите стилисти­ческую принадлежность текста. Мотивируйте свой ответ.

 

Александр Блок классик русской поэзии. Он зав…ршает поэтические искания XIX века. Он внес свой бога­тый и неповторимо оригинальный вклад в развитии... русской национальной поэтической культуры созд…ной гением Пушкина Лермонтова Некрасова. Он оказал глубокое воздействие на поэзию своего врем...ни во многом определив ее характер ее судьбы...

Неправомерно принимать в поэзи… Блока за главное и основное то пр…ходящее уже безвозвратно отжившее что было порожд…но вл…янием среды литературной моды. Высокие бл…городные человеческие чувства жи­вая человеческая страсть и тревога вот что обеспечи­вает бессмертие стихам и поэмам Блока вот что волнует и всегда будет волновать сердца людей зап…дает им в душу обог…щает их душевный опыт...

Прекрасны стихи Блока о России согретые нежной и пред…ной любовью к родине к красоте и оч…рованию ее природы к ее неоглядным далям и бесконечным доро­гам серым избам и ветровым песням. Будят волю и зо­вут к борьбе гра…жданские стихи Блока полные огня и гневной энергии. Тревожат и воодушевляют обогащают и очищают душу его глубокие исполн…ные трагической страсти и печали раздумья о жиз… и человеке его несравн…ные стихи о любви поистине ове...ные «вихрем музыки и света» (В. Орлов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.