Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная среда хозяйствования предприятий и организаций




Понятие, функции и структура рынка. В широком понимании рынок является сферой проявления возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических отношений. В более узком пони­мании рынок — это сфера товарного обращения и связанная с ним совокупность товарно-денежных отношений, которые возни­кают между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи товаров.

Расширенное толкование раскрывает очень важный сущест­венный аспект рынка, который дает возможность определить его место и роль в процессе воспроизводства: рынок обеспечивает органическую связь между производством и потреблением, под­вергается их влиянию и сам влияет на них. На рынке определя­ются реальные объемы и структура разнообразных потребностей, общественная значимость производственного продукта и затра­ченного на его изготовление труда, устанавливается соотношение между спросом и предложением, которое формирует определен­ный уровень цен на товары и услуги.

Кроме специальной функции по обеспечению движения това­ров от производителя к потребителю рынок выполняет в эконо­мической системе общества регулятивно-контрольную и стиму­лирующую функции. Через его посредничество определяется, что именно, сколько, когда, как и для кого производить. Вследствие действия закона стоимости и закона спроса и предложения уста­навливаются необходимые пропорции воспроизводства, оптими­зируется распределение инвестиционных, материальных и трудо­вых ресурсов между сферами деятельности и отраслями произ­водства, обеспечивается действенный экономический контроль за рациональным общественно допустимым уровнем производствен­ных затрат.

Стимулирующая функция рынка состоит в том, что он ини­циирует производство именно тех товаров, которые необходи­мы потребителям. Через механизм конкуренции рыночные от­ношения активно влияют на увеличение ассортимента и улуч­шение качества продукции, снижение затрат производства и обращения, исключение из производства и потребления уста­ревших видов продукции, которые не имеют перспективы рас­ширения сбыта.

Стремление получить преимущество на рынке стимулирует интенсивную инновационную деятельность производителей, на­правленную на своевременное обновление технико-технологи­ческой базы предприятия, освоение новых видов продукции и ус­луг, а также усиливает побудительные мотивы работников к по­вышению своей квалификации, творческой и высокопроизводи­тельной работы.

Рыночные отношения имеют общий характер, распространя­ются на все хозяйственные сферы и регионы страны, проникают во все части экономической системы государства. В эти отноше­ния вступает множество субъектов, а в сферу обращения посту­пают разнообразные товары и услуги, что формулирует сложную и многомерную структуру рынка. Изучение последней дает воз­можность комплексно исследовать единство, взаимосвязь и взаимо­действие составных элементов рынка, искать и развивать новые организационные формы хозяйственных связей и товарно-денеж­ного обмена, управления спросом и предложением, механизмами самоналаживания основных звеньев производства на эффектив­ный режим хозяйствования. Исходя из этих задач, наиболее рас­пространенным является четырехпозиционный подход к общей структуризации рынка, а именно: с позиции его субъектного со­става, продуктово-ресурсного наполнения, элементно-технологи­ческих связей и территориально-пространственной организации (рис. 1.7).

 

Наибольший охват субъектов рынка, группировка их с учетом специфических особенностей рыночного поведения достигается выделением пяти основных типов рынков:

 

• рынка потребителей — отдельных лиц и домашних хозяйств, которые покупают товары или получают услуги для личного потребления;

• рынка производителей — совокупности лиц и предприятий,
покупающих товары для использования их в производстве других
товаров и услуг;

• рынка промежуточных продавцов (посредников) — сово­купности лиц и организаций, становящихся собственниками то­
варов для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с прибылью для себя;

• рынка общественных учреждений, покупающих товары и
услуги для сферы коммунального хозяйства или для обеспечения
деятельности различных некоммерческих организаций;

• международного рынка — зарубежных покупателей, потребителей, производителей, промежуточных продавцов.

 

Укрупненное деление рынка по субъектному составу, а также более углубленная его структуризация с учетом продуктово-ре-сурсного наполнения, которая охватывает рынки продовольствен­ных и непродовольственных товаров широкого потребления, рын­ки орудий труда, сырья, материалов, энергии и других видов про­дукции производственного назначения, рынки жилья, земли, при­родных богатств и т. п., имеют важное аналитическое и практичес­кое значение для обеспечения структурной сбалансированнос­ти рынка, а также разработки субъектами хозяйствования своей маркетинговой стратегии.

К наиболее развитым элементно-техническим формам рын­ка, относительно отделившимся и играющим важную само­стоятельную роль как субъекты обмена в воспроизводствен­ном процессе, принадлежат: рынок средств производства; ры­нок предметов потребления; рынок инноваций и информа­ции; рынок инвестиций; рынок рабочей силы; денежно-кре­дитный и валютный рынки. Названная система рынков, не­смотря на относительную ограниченность элементов, входя­щих в нее, охватывает основные циклы процесса воспроизвод­ства (инновационного, инвестиционного, сугубо производст­венного), делит (с учетом неодинакового экономического на­значения, обращения и потребления) общественный продукт на средства производства и предметы потребления, интегри­рует факторы производства (рабочую силу и средства произ­водства), охватывает рынок денег как необходимую предпо­сылку осуществления обменных операций, приобретения на элементных рынках товаров, необходимых для тех или иных процессов потребления и воспроизводства. Этим определяется ее значение для понимания первоочередных задач по созда­нию ключевых товарных рынков как неразрывной взаимосвя­занной и взаимодействующей системы, формирующей рыноч­ную среду.

 

Рис. 1.7. Общепринятая структура рынка

 

Рынок как сфера товарного обмена имеет свои пространст­венно-территориальные пределы. С учетом последних, а также масштабов товарообмена можно выделить местный (локаль­ный), региональный, национальный, транснациональный и ми­ровой рынки. Каждому из них присущи собственные специфи­ческие черты, обусловленные емкостью рынка, разновидностя­ми реализуемых товаров и услуг, структурой товарооборота, со­ставом агентов товарного движения (производители, посредни­ки, потребители), особенностями инфраструктуры, уровнем цен и другими рыночными факторами.

Развитие территориальных рынков, их взаимопроникновение и интеграция в более масштабные рыночные структуры возможны только на основе дальнейшего углубления международного разделения труда. Последнее расширяет пределы рыночно­го производства до тех максимальных размеров, при которых эта продукция может быть реализована с возмещением произ­водственных и транспортных затрат и получением нормативной прибыли.

Бесперебойное функционирование такой сложной и много­уровневой системы, как рынок, который в развитом товарном производстве представлен более чем двадцатью основными его видами, требует высокоразвитой и широко разветвленной общей и специальной инфраструктуры, учитывающей рыночные осо­бенности. Инфраструктуру рынка составляет совокупность орга­низаций (учреждений), имеющих разные направления деятель­ности, обеспечивающих эффективное взаимодействие товаро­производителей и других рыночных агентов, которые осуществ­ляют оборот товаров, продвижение последних из сферы произ­водства в сферу потребления.

К наиболее важным элементам рыночной инфраструкту­ры принадлежат: коммерческие информационные центры, то­варно-сырьевые, фондовые, валютные биржи; коммерческие, инвестиционные, эмиссионные, кредитные и другие банки; транспортные и складские сети; коммуникационные системы и т. п.

В обеспечении непрерывного движения товаров определяю­щую роль играют снабженческо-сбытовые организации — по­средники, дилерская сеть предприятий оптовой и розничной тор­говли, пункты проката и лизинга, ремонтные и сервисные цент­ры по обслуживанию изделий у потребителей, страховые, ауди­торские, холдинговые, брокерские компании, торговые дома, аукционы, рекламные агентства, выставки, система внешнеторго­вых организаций. Существует также соответственно направлен­ная инфраструктура каждого из ранее рассмотренных конкрет­ных видов рынков. Она учитывает специфику их организации, формирования и функционирования, особенности связи и взаи­модействия рыночных агентов.

 

Принципы поведения субъектов хозяйствования на рынке. Наряду с определенными законодательством Украины нормами и правилами хозяйствования и юридической ответственностью за нарушение таковых в рыночной экономике сформировались и широко используются в предпринимательской деятельности об­щепризнанные принципы поведения субъектов хозяйствования на рынке. Особое место занимает принцип социального партнер­ства, который, исходя из широты охвата поведенческих аспектов и направлений их реализации, принадлежит к базовым, а поэтому определяет любую развитую рыночную экономику как социально ориентированную.

Этот принцип вытекает из того, что предприятие как социаль­но-экономическая целостность одновременно является составной частью своего внешнего окружения. Поэтому наряду с сугубо экономическими функциями по производству продукции и услуг и получению благодаря этому максимально возможной прибыли предприятие обязано постоянно держать в поле зрения вопросы социального развития не только своего трудового коллектива, но и местного населения. Только социально ответственное поведе­ние всех субъектов хозяйствования может обеспечить необходи­мый общественный консенсус, надежное партнерство предпри­нимателей и других суверенных социальных слоев и групп, государственных и общественных организаций.

 

Другим важным принципом поведения на рынке является принцип свободы предпринимательства. Последний обеспечива­ется определенными правами предприятия, а именно:

во-первых, возможностью инициативной, самостоятельной, осуществляемой на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность экономической деятельности любого дееспособного гражданина государства, граждан других государств в пределах правовых полномочий, а также любой группы граждан (партне­ров), которые объединяются для коллективного предпринима­тельства (акционерные общества, арендные коллективы, союзы, совместные предприятия и т. п.);

во-вторых, самостоятельностью организации производства (выбор направления продукции или услуг) и его ресурсного обеспечения (использование с этой целью собственного иму­щества, привлечение на добровольных началах имущества (средств) юридических лиц и граждан, а также любых других материальных, трудовых, интеллектуальных и природных ре­сурсов за исключением тех, применение которых запрещено или ограничено законодательством);

в-третьих, самостоятельностью принятия любых хозяйствен­ных решений, коммерческой свободы ценообразования, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры, правом оп­ределения путей и способов реализации продукции, в том числе экспортированных товаров и услуг;

в-четвертых, реальным правом распоряжения имуществом, а также прибылью, остающейся после уплаты налогов и других платежей, установленных законом.

 

Эти принципы конкретизируются через определенные локаль­ные саморегуляции хозяйственного поведения. Главными из них являются:

 

• общность коммерческих интересов и постоянный поиск средств максимального удовлетворения потребностей потре­бителей

• взаимовыгодность деловых отношений, предусматривающая
обеспечение достаточной прибыли партнерам по хозяйственным
соглашениям;

• равноправные взаимоотношения, предполагающие одинаковую ответственность за нарушение условий соглашения и сво­бодный выбор контрагентов хозяйственных связей;

• ответственность производителей, продавцов, торговых по­средников, т. е. всех лиц, принимающих участие в производст­ве и обращении товаров, перед конечным потребителем продукции;

• самоограничение личного потребления, добровольное стремление к постоянному производственному инвестированию, воз­
можно более полному удовлетворению новых общественных по­требностей, созданию дополнительных рабочих мест;

• подчинение производственной и коммерческой деятельности
не достижению кратковременных успехов, а обеспечению устой­чивого финансово-экономического состояния предприятия в длительной перспективе; достижение коммерческого преимущества только благодаря инновационным преобразованиям во всех сфе­рах деятельности.

 

С целью формирования благоприятной экономической среды нужно разрабатывать и соблюдать определенные этические нормы поведения субъектов хозяйствования на любом рынке. Они наряду с общими этическими ценностями (взаимное дове­рие, порядочность, добросовестность, честность, уважение к человеку, вера в его силы, высокая мотивация творческого труда) включают также правила этического поведения в бизне­се: верность слову и услужливость во взаимоотношениях, де­ловая честность и партнерская надежность, соблюдение ком­мерческой тайны и другие правила, отвечающие высшим стандартам деловой чести. Все это вместе взятое способствует формированию имиджа фирмы как партнера, с которым воз­можно длительное, надежное и взаимовыгодное сотрудничест­во, что является жизненно важным в быстро меняющейся ры­ночной среде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.