Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности товарного рынка




Понятие, экономическое содержание и классификация рынков

Семінарське заняття №1

Вопросы для самостоятельного изучения

 

1. Характеристика предприятия (фирмы) как первичного звена производственной сферы и юридического лица.

2. Методологические посылки обоснования множественности целей деятельности предприятия (фирмы).

3. Правовые основы деятельности предприятий (фирм)
в условиях рыночной экономики.

4. Тенденции динамики развития в Украине количества предприятий разных форм собственности и с раз­ной численностью работников.

5. Социально-экономические преимущества и недо­статки акционирования государственных предприятий.

6. Актуальные проблемы обоснования оптимальной
производственной и общей структуры предприятий раз­личных форм собственности.

7. Целесообразность и эффективность создания холдинговых компаний в отдельных отраслях экономики Украины.

8. Сущностно-содержательная характеристика ры­ночной сферы деятельности отечественных пред­приятий.

9. Углубленная оценка основных принципов поведения
субъектов хозяйствования на отечественном и миро­вом рынках.

1. Особливості функціонування підприємств в різних економічних системах.

2. Характеристика організаційно – правового механізму функціонування різних видів підприємств.

3. Структура ринкового середовища діяльності підприємства і характеристика його складових.

4. Чинники, що обумовлюють силу конкурентної боротьби.

5. Механізм прямого державного регулювання діяльності підприємства.

6. Характеристика непрямого державного регулювання діяльності торговельного підприємства.

 

Література:

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22.

8, 11.

 

Рыночная экономика является такой формой организации экономической жизни общества, в котором производители и потребители взаимодействуют в виде посредством рынка

Рынок - это механизм формирования и движения воспроизводительных процессов, форма связи производства и потребления, а также разных видов коммерческо-хозяйственной деятельности посредством купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и тому подобное.

Рынок в своем развитии прошел путь от примитивных базаров к современным организованным рынкам. История развития рынка позволяет выделить четыре типа рынка:

- неразвитый;

- свободный;

- регулируем;

- деформирован.

Классификация рынков включает достаточно большое количество признаков рынка (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация рынков

 

Классификационный признак Тип рынка  
Структура хозяйства отрасли 1. Рынки промышленно развитых стран 2. Рынки стран, промышленно развиваются 3. Рынки стран-экспортеров. 4. Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства  
Уровень доходов и характер их распределения в стране 1. Ринки стран с очень низким уровнем доходов 2. Рынки стран с очень низким и очень высоким уровнями доходов 3. Рынки стран с низким, средним и высоким уровнями доходов 4. Рынки стран преимущественно средним уровнем доходов  
Экономическое назначение объекте в рыночных отношений 1. Рынок товаров и услуг 2. Рынок факторов производства 3. Финансовый рынок 4. Информационный рынок  
По территориальному признаку 1. Внутренний рынок: 1.1. Местный 1.2. Национальный рынок 1.3. Региональный рынок) 2. Внешний: 2.1. Транснациональный 2.2 Мировой  
Тип конкуренции 1. Рынок чистой конкуренции 2. Рынок монополистической конкуренции 3. Рынок олигополистической конкуренции 4. Рынок чистой монополии  
Степень привлечения потребителя в процесс продажи 1. Потенциальный рынок 2. Доступный рынок 3. Квалифицированный доступный рынок 4. Целевой рынок 5. Освоенный рынок
Уровень насыщенности рынка 1. Равновесный рынок 2. Убыточный рынок 3. Дефицитный рынок
Вид потребителей 1. Рынок продавца (спрос превышает предложение) 2. Рынок покупателя (предложение превышает спрос) 2.1 Рынки потребители 2.2 Организационные рынки  
Соответствие законодательным нормам 1. Легальный рынок 2. «Черный» рынок

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где посредством купли-продажи товаров реализуются общественные потребности.

Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами товарного рынка выступает товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и тому подобное.

Товар - это продукт труда, предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовлен с целью продажи тем, кто в нем нуждается.

Субъектами товарного рынка выступают:

- продавцы - производители; торговые посредники; государственные и социально-бытовые учреждения; общественные учреждения и ассоциации; население;

- покупатели - производственные потребители, в частности те, которые переделывают товары на другой продукт; торговые посредники; конечные массовые потребители товара - социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения и ассоциации, государственные
учреждения; индивидуальные конечные потребители - населення.

Необходимо различать две категории продавцов и покупателей – индивидуальные и массовые:

- индивидуальные продавцы принадлежат отдельные индивидуумы и их семьи, которые не создали зарегистрированного производственного или торгового предприятия;

- массовые продавцы - предприятия и фирмы, которые сбывают товар собственного производства, перепродают товар, предоставляют платные услуги;

Товарный рынок позволял:

- следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему;

- побуждать производителей к выпуску новых, более совершенных товаров;

- рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю в достаточном объеме, нужном ассортименте, в необходимое время;

- сохранять товарные запасы;

- предоставлять соответствующие услуги;

- расширять и совершенствовать хозяйственные связки.

Организационно-экономическими условиями функционирования товарного рынка является:

- наличие конкуренции товаропроизводителей;

- свободное ценообразование;

- возможность свободного перемещения материальных, финансовых и трудовых ресурсов из одной отрасли в другую;

- наличие у каждого товаропроизводителя всесторонней информации о состоянии рынка, предложение и спрос, уровень цен и их динамику, нормы прибыли;

- полная самостоятельность, независимость участников рыночных отношений один от другого та их экономическая ответственность.

Роль товарного рынка определяется следующими факторами:

1) рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;

2) качество и конкурентоспособность товаров, что влияют на спрос и предложение;

3) приспособление структуры производимых товаров и их объема через цены к платежеспособному спросу;

4) оздоровление рыночной среды путем освобождения ЕЕ от недееспособных и убыточных предприятий.

Товарный рынок является совокупностью процессов, в результате которых осуществляется купля-продажа и обмен товаров. В основу этих процессов положенная модель товарного рынка, основными компонентами которой с: потребность, спрос, предложение, продукт (товар), цена, операция, обмен.

Потребности формулируются в конкретные желания, которые с учетом предложения и денежных возможностей покупателей трансформируются в спрос на товары, осуществляется купля-продажа, что оформляется как торгово-коммерческая операция и обмен. В этом понимании рынок выступает как целостная система, что обеспечивает:

- формирование ассортиментной политики и объема выпуска
продукции;

- распределение ее между конкретными рынками;

- установление цены;

- стимулирование сбыта товаров.

Товарный рынок характеризуется следующими основными признаками: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность.

Потенциал рынка - это, прежде всего, его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса.

Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров с высшими потребительскими свойствами (технико-экономическими параметрами), что означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и роста престижа рынка.

Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности потребителей. Мероприятия, что при этом употребляются, должны отвечать направлению и целям конкретных рынков товаров.

Стабильность рынка зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений и определяется:

- структурой предложения относительно товаров и ее количественным выражением;

- степенью обновления торговой номенклатуры;

- удовлетворенностью спроса на товары;

- соотношением цены изделия и эффекта полезности от его использования.

Известно, что потребности общества на товарную продукцию подразделяются на:

1) потребности, связанные с определенными обязательствами каждого человека в семье, личной жизни;

2) потребности, продиктованные общественными условиями проживания людей, что предусматривают подчинение законам, подзаконным актам и правилам общего проживания;

3) потребности, которые возникают в результате общения и деятельности в малых социальных группах;

4) потребности, что возникают в результате включения людей в
деятельность больших коллективов - производственных и непроизводственных.

В процессе движения от производителя к потребителю определенное количество товарной массы сосредоточивается на составах готовой продукции производителя; в пунктах отправления и назначения; на транспортных средствах: на составах посреднических организаций и у потребителей. Товар здесь располагается не хаотически, а согласно с признаками, воплощенными в понятие «ассортимент». Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательного спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, полнотой, глубиной, степенью обновления, структурой.

Различают ассортимент промышленный (производственный) и торговый.

Перечень товаров, что выпускаются предприятием или отраслью, является промышленным ассортиментом, а номенклатура товаров, что находятся в сфере обращения, называется торговым ассортиментом. Торговый ассортимент, как правило, шире промышленного, поскольку включает товары разных отраслей, а также импортные.

Различают товары простого и сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента на практике в пределах одного вида не различествуют, как правило, по назначению, фасонами, размерами и другими признаками (часы, тетради, автомобили отечественного производства и тому подобное).

Товары сложного ассортимента в пределах одного вида различествуют по назначению, фасонами, размерами, материалами и другими признаками.

Товары объединяются в группы за признаком их производственного происхождения (металл, ткани) или потребительского назначения (одел, хозяйственные товары), Такой подраздел имеет название группового ассортимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.