Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика установления цен




а)основные этапы ценообразования

Методика установления цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:

1.выбор задачи ценообразования;

2. определение спроса на товар;

3. анализ издержек, цен и товаров конкурентов;

4. выбор метода ценообразования;

5 установление окончательной цены.

 

Ι Существуют три основные задачи ценовой политики для предприятия:

а) обеспечение сбыта своей продукции;

б) максимизация прибыли;

в) удержание рынка.

Обеспечение сбыта своей продукции – одна из главных задач любого предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке имеется много производителей с аналогичными товарами. В этих условиях для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта своей продукции предприятие использует прием занижения цен на свою продукцию – так называемые цены проникновения. Специальное занижение цен способствует повышению конкурентоспособности продукции, расширению объема сбыта и захвату большей доли рынка. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального объема сбыта и увеличения на этой основе совокупной прибыли при некотором снижении дохода с каждой единицы товара.

В целях максимизации прибыли на свою продукцию предприятие делает оценку спроса и издержек производства на свою продукцию применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая реально может обеспечить максимальную прибыль.

Третья задача поведения предприятия на рынке – удержание рынка сбыта своей продукции, т.е. сохранение предприятием существующего для него положения на рынке и создания благоприятных условий для своей деятельности. В этом случае предприятие принимает различные меры для предотвращения спада сбыта своей продукции и обострения конкурентной борьбы (качество продукции, реклама, снижение цен, совершенствование условий платежа, улучшение сервисного обслуживания покупателей и т.д.).

II Изучение влияния спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия. Чем менее эластично (т.е. менее влиятельно) реагирует спрос на изменение цены, тем более высокую цену может установить продавец товара. Например, установление монопольных цен на электроэнергию, газ или на жизненно важные продукты питания (хлеб). Здесь при установлении любой цены на эти товары спрос на них, по существу, изменяться не будет. Проявляется неэластичный спрос на товар. Поэтому на такого рода важные товары (товары неэластичного спроса) осуществляется государственное регулирование цен. И, наоборот, чем мене эластично, т.е. более влиятельно реагирует спрос на изменение цены, тем больше должно быть оснований (желания) у продавца использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а, следовательно, и дохода предприятия. Цену, рассчитанную с учетом максимального спроса, можно рассматривать как верхнюю границу цены, т.е. предельную цену. При дальнейшем ее повышении спрос будет снижаться. Анализ спроса позволяет определить максимальную цену, которую может запросить предприятие за свою продукцию.

Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать также издержки производства и реализации продукции, оценивать средние издержки на единицу продукции, сравнивать издержки предприятия с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли. В противном случае производство является экономически не выгодным.

Разница между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом и нижней границей, образуемой издержками производства, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цены. Именно в этом интервал обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.

III. Уровень установления цен должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных товаров других предприятий. Изучая продукцию конкурентов, цену на эту продукцию, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на свою продукцию.

Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их товар по качественным характеристикам и пользуется повышенным спросом. И, наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цена должна быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.

Если на рыке товаров среди конкурентов существует явный ценовой лидер, то предприятие устанавливает и меняет цены на свои товары в зависимости от поведения предприятия – ценового лидера на рынке, независимо от состояния своих издержек производства и поведения равных ему конкурентов.

У предприятия цена его товара может отклоняться также от средне сложившейся цены на тот же товар за счет индивидуальных издержек производст

ва на эту продукцию, качественных характеристик товара и других факторов.

 

б) Методы ценообразования.

После того, как предприятие определило основную задачу ценообразования, изучило рыночный спрос на свою продукцию, цены и издержки конкурентов, определило собственную ценовую стратегию, предприятие может перейти к выбору конкретного метода ценообразования на производимый товар.

Очевидно, что правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства и сбыта продукции. В связи с этим возможны три подхода к ценообразованию:

а) установление минимального уровня цен, определяемых затратами;

б) установление максимального уровня цен, формируемых спросом;

в) установление оптимального уровня цен.

К наиболее часто используемым методам ценообразования относятся:

1. установление цен на основе средних издержек + средняя норма прибыли;

2. установление цен на основе обеспечения безубыточности товара + целевой прибыли;

3. установление цен на основе текущих цен;

4. установление цен, исходя из ощущаемой ценности товара;

5. установление цен на основе закрытых торгов.

Каждый из этих методов имеет свои особенности, преимущества и недостатки (ограничения).

І Самый простой метод установления цен считается – на основе средних издержек и среднеотраслевой прибыли, которая отражается в цене в виде начислений наценок на издержки (себестоимость) продукции (товара). Величина наценки может быть стандартной для каждого вида реализуемой продукции, т.е. ограничена одинаковым процентом наценки на себестоимость единицы товара или наценка может быть дифференцирована в зависимости от вида товара, его качества, объемов продаж и т.д. В этом случае оптовая цена предприятия определяется так:

 

Rн*C

Цо = С + Пу = С + -----------, где

 

С – себестоимость единицы каждого вида продукции;

Пу – удельная прибыль, т.е. прибыль на единицу продукции;

Rн – нормативный уровень рентабельности, %.

К недостаткам стандартного метода относится, то, что стандартная (одинаковая) наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть покупательный спрос и конкуренцию на разные товары и тем самым определить реальную цену товара. В тоже время метод установления цен на основе дифференцированных наценок прибыли к издержкам остается популярным по ряду причин:

1. продавцы больше знают о своих издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.

2. этот метод уменьшает ценовую конкуренцию, поскольку все предприятия отрасли определяют цену по одному и тому же принципу – «средние издержки + прибыль», поэтому их цены близки друг к другу.

II. Другой метод ценообразования ориентирован на получение целевой прибыли - метод безубыточности. В данном случае предприятие устанавливает цену, исходя из желаемого размера прибыли и определенного объема товарной продукции. С этой целью рассматриваются разные варианты цен на определенный вид продукции, и выбирается их них та цена, которая сможет обеспечить сбыт продукции, возместить издержки производства и получить целевую прибыль.

III. Установление цен на уровне текущих цен.

Назначая цену с учетом уровня текущих цен, предприятие в основном ориентируется на цены конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Этот метод используется для установления цен главным образом на тех рынках, где имеется много продавцов однородной продукции, например, пищевая продукция, сырьевые материалы. Продавцы, реализующие однородные товары на рыке с высокой степенью конкуренции, имеют, как правило, очень ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях им, по существу, не приходится принимать решение по ценам. Поэтому, чтобы компенсировать упущенную выгоду от пассивной ценовой политики, предприятие в данном случае должно в большей степени заниматься контролем над собственными издержками производства.

Это метод довольно популярен, так как продавцам кажется, что уровень текущих цен представляет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли и обеспечивает нормальное равновесие между спросом и предложением в рамках отрасли.

ΙV. Установление цен на основе «ощущаемой ценности товара». В данном методе затратные ориентиры, как фактор формирования цены отходят на второй план. Здесь фактором установления цены является восприятие товара покупателем. Для формирования в сознании потребителя благоприятного представления о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия: представляют сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, льготные кредиты на товар, усиленную рекламу и т.д.

Пятый метод установления цены на основе закрытых торгов или «запечатанного конверта». Наиболее часто этот метод применяется в том случае, когда фирмы (предприятия) учувствуют в торгах в целях получения объявленного Правительством государственного заказа на покупку у производителей определенной партии товара для какой-либо важной цели. Например, заказ Министерства обороны на покупку крупной партии сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности или партии какого либо вида вооружения. В этом случае проводится тендерные торги. Тендер представляет собой цену на товар, предлагаемую каждой фирмой, участвующей в конкурсе на получение государственного заказа.

При определении этой цены каждый участник конкурса исходит, прежде всего, из цен, которые могут назначать конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Цель, которую здесь преследует каждый участник торгов, состоит в том, чтобы выиграть торги и получить задание (контракт) на выполнение заказа. При этом каждый участник понимает, что чем более высокую цену он предложит на торгах под заказ, тем ниже будет вероятность получить этот заказ. Поэтому каждый участник торгов старается установить свою тендерную цену на уровне ниже, предложенной конкурентами.

В результате полученной информации о возможных действиях конкурентов фирма иногда предлагает цену ниже себестоимости своей продукции с тем, чтобы выиграть торги и обеспечить полную загрузку производства. В тех случаях, когда фирма лишена возможности предвидеть действия конкурентов в ценах, она исходит из информации об их издержках производства.

 

Тема 5: ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

 

План:

1.Содержание и основные элементы производственно-финансовой деятельности предприятия.

2.Финансовые ресурсы предприятия: источники финансовых ресурсов и направления их использования.

3.Формирование доходов и расходов в предприятии.

4.Прибыль предприятия: понятие, формирование, виды и значение прибыли.

5.Функции прибыли.

6.Порядок использования и распределения прибыли в предприятии.

7.Факторы, влияющие на формирование прибыли.

. 8.Система показателей экономической эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия..

9.Понятие, значение и виды рентабельности

1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Обобщённая модель хозяйственной деятельности предприятия представляет собой кругооборот производственных средств предприятия в виде следующей схемы:

Т Кс Д ПТ ВП ТП Д' К3 СТ

                           
             

 


где Кс- собственный капитал; К3- заёмный капитал; Д- денежные затраты, вкладываемые в процесс производства; Т- труд, используемый в производственном процессе; ПТ- предметы труда; СТ- средства труда; ВП- валовая продукция, произведённая в процессе производства; ТП- товарная продукция, предназначенная для реализации; Д '- выручка (доход),полученная в результате реализации продукции.

Хозяйственная деятельность предприятия включает в себя инвестиционную, производственную и финансовую деятельность. При этом, как следует из приведённой схемы, инвестиционная деятельность предприятия представлена собственным и заёмным капиталом. В свою очередь, производственная деятельность предприятия состоит из трёх стадий: заготовительной, производственной и реализационной. Организация любого вида деятельности требует наличия финансовых и материальных ресурсов. Поэтому в начальный момент производственной деятельности хозяйственные средства предприятия представлены денежными средствами (см. схему). На стадии заготовки предприятие за счёт денежных средств как собственных, так и заёмных приобретает средства труда, предметы труда и нанимает рабочую силу. В результате этого денежные средства меняют свою вещественную форму, превращаясь в матери

из предметов труда (исходных материальных ресурсов) в процессе их обработки получают новый материальный продукт -готовую валовую продукцию.

На стадии реализации в процессе продажи произведённой продукции предприятие получает доход в виде выручки, и хозяйственные средства вновь меняют свою вещественную форму - из материальной превращаются в денежную. Таким образом, хозяйственные средства совершают кругооборот.

При этом следует заметить, что в нормальной экономики денежные средства или выручка, получаемые в результате кругооборота средств и продажи произведённой продукции по своим размерам должны быть больше денежных средств, вложенных в начальной стадии кругооборота. Полученная выручка должна обеспечить возмещение всех затрат и принести чистый доход (прибыль). И тем самым создать необходимый запас финансовых ресурсов, достаточный для возобновления процесса производства в расширенном масштабе.

Таким образом, совершая кругооборот, хозяйственные средства предприятия постоянно находятся в движении под воздействием ежедневно выполняемых многочисленных хозяйственных операций и процессов. Для организации непрерывного производственного процесса в любой момент времени хозяйственные средства должны находиться, как в многообразной вещественной форме, так и в денежном виде. Следовательно, для управления производственной деятельностью руководству предприятием необходима информация о положении дел на предприятии. Поэтому необходимо организовать сплошной и непрерывный учёт наличия и движения хозяйственных средств по виду и размещению в процессе производства.

 

2.Финансовые ресурсы предприятия:: источники финансовых ресурсов и направления их использования.

 

Финансовые ресурсы предприятия -это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счёт реализации товаров и услуг, выбывшего имущества предприятия, а также путём привлечения внешних источников финансирования.

Финансовые ресурсы в предприятии должны обеспечить кругооборот основного и оборотного капитала, т. е. они должны строится таким образом, чтобы предприятие было в состоянии осуществлять текущую производственную деятельность, своевременно оплачивать поставки сырья, материалов, техники, выплачивать заработную плату работникам, своевременно осуществлять налоговые и иные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, возвращать в полном объёме и в установленные сроки заёмные финансовые ресурсы, осуществлять возобновление и расширение своей производственной деятельности. Таким образом, финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов. От того, насколько предприятие обеспечено финансовыми ресурсами зависит его платежеспособность и финансовая устойчивостью.

Все источники средств предприятия условно можно разделить на две большие группы -собственные и заёмные. Собственные источники включают:

а) уставной капитал;

б) фонды накопления предприятием в процессе его деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль)

в) прочие взносы юридических физических лиц (целевое бюджетное финансирование и различные пожертвования).

Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятия происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Способы образования уставного капитала, его величина, название зависят от выбора организационно-правовой формы хозяйствования. Для товарищества -это складочный капитал, для ООО-уставной капитал, для АО-акционерный капитал, для производственного кооператива -паевой фонд, для унитарного предприятия-уставной фонд. Способы формирования уставного капитала также определяются организационно-правовой формой предприятия. Например, в товариществе -путём внесения вкладов учредителями; в АО -путём проведения подписки на акции; в производственном кооперативе-путём внесения паевых взносов членами кооператива.

В любом случае уставной капитал -это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности предприятия. Вкладом в уставной капитал могут быть деньги,ценные бумаги, имущество и т.д. Уставной капитал минимально гарантирует права кредиторов предприятия. Поэтому его нижний предел законодательно ограничивается.Например, для ООО и закрытого АО он не может быть меньше 100 кратного размера минимальной месячной оплаты труда, для открытого АО и унитарных предприятий-1000 кратного размера. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных средств и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности. Он может также расходовать на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау и т.п. Величина сформированного уставного фонда покрывает размер тех денежных средств (основных и оборотных),которые инвестированы в процесс производства.

В последующем основными источниками денежных ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от продажи продукции основного производства. Механизм её формирования и воздействия на воспроизводство материальных ресурсов состоит в следующем. Капитал, инвестируемый в производство, создаёт продукцию определённой стоимости. После реализации продукции её стоимость принимает денежную форму, форму дохода от реализации продукции или выручку. В процессе

использования выручка делится на качественно разные составные части.

Одно из направлений использования выручки - это формирование амортизационного фонда. Он образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных средств и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведённых товаров потребителю и поступление выручки.

Создавая товар, предприятие расходует также сырьё, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты. Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных средств, заработной платой работников и прочими расходам составляет расходы предприятия на производство и реализацию продукции и принимает форму себестоимости. До поступления выручки эти расходы финансируются за счёт оборотных средств, которые авансируются в производство из уставного фонда. После поступления выручки от реализации товара, оборотные средства как составная часть уставного фонда восстанавливаются и понесённые предприятием расходы на производство продукции также возмещаются (воспроизводятся).

В условиях предприятия выручка,.как источник финансовых ресурсов поступает также от реализации выбывшего имущества, передачи имущества в аренду и других источников. (Подробно об этом будет рассмотрено в 3-м вопросе).

Таким образом, для простого воспроизводства затрат основным источником финансирования ресурсов является выручка -её первая часть, за счёт которой происходит накопление амортизационных отчислений и воспроизводство других основных, накладных и коммерческих затрат.

После возмещения затрат предприятие из выручки имеет также прибыль. Это третий собственный источник финансовых ресурсов предприятия. Прибыль идёт на формирование различных фондов предприятия (резервного фонда, фонда накопления, фонда социального развития, фонда потребления.) либо образует единый фонд предприятия-нераспределённую прибыль.

Собственным источником финансовых ресурсов Акционерного общества является также добавочный капитал, который имеет следующие источники формирования:

а) эмиссионный доход,т. е.средства, получаемые акционерным обществом (эмитентом)при продаже акций сверх их номинальной стоимости.

б) сумма дооценки внеоборотных активов, возникающая в результате прироста стоимости имущества при проведении его переоценки по рыночной стоимости.

в) курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала в рублёвой оценке и иностранной валюте.

г) доход, полученный на финансовом рынке в форме продажи акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых хозяйствующими субъектами.

Однако на практике финансовых ресурсов (средств), образуемых за счёт собственных источников бывает, как правило, недостаточно для осуществления производственной деятельности. Это связано с особенностями движения денежных потоков, при которых моменты поступления на предприятие платежей за товары и услуги не совпадает со сроками погашения обязательств предприятия. Возникают также непредвиденные задержки платежей. Дополнительная потребность в источниках финансирования может быть обусловлена также инфляцией. Это когда поступающие на предприятие в виде выручки от реализации средства обесцениваются и не могут обеспечивать возросшую в связи с повышением цен на сырьё и материалы потребность предприятия в денежных средствах. Кроме того, расширение деятельности предприятия требует вовлечения дополнительных ресурсов. Таким образом, появляется необходимость в привлечении заёмных источников финансирования. К ним относятся:

а) банковский кредит-это ссуды, выдаваемые банком или другой кредитной организацией под определённый процент. В зависимости от того, на какое время берётся кредит, различают краткосрочный до года), среднесрочный (т 1 до 3лет), и долгосрочный (от 3 до5лет). Кроме того, банковский кредит может быть с полной процентной ставкой и льготной. Льготный кредит выступает в том случае, когда госорганы принимают на себя часть причитающегося коммерческому банку процентных выплат.

б) коммерческий кредит.Он возникает в том случае, когда сырьё и материалы уже поставлены (отгружены) предприятию, а оплата за них производится позже. Сроки и условия оплаты определяются в договоре. При этом коммерческий кредит может быть процентным и беспроцентным.

в) в форме займа - это средства, взятые в займы у других предприятий или организаций.

г) акционерное общество и ООО могут получать финансовые ресурсы путём выпуска облигаций. Облигация-это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долгового обязательства. Облигации могут быть краткосрочными на 1-3 года, среднесрочными - на 3-7 лет и долгосрочными на 7-10 лет. В конце срока обращения они погашаются,т. е. владельцам выплачивают их номинальную стоимость. Облигации могут быть купонными, по которым выплачивается периодический доход и бескупонными, по которым периодический доход не выплачивается. Они размещаются по цене ниже номинала,а погашаются по номиналу. Разница между ценой размещения и номиналом образует дисконт- доход владельца. Недостатком данного способа финансирования является наличие затрат на эмиссию ценных бумаг, необходимость выплат процентов по ним, ухудшение ликвидности баланса.

Одним из возможных внешних источников финансовых ресурсов, поступающих в порядке перераспределения, являются бюджетные субсидии. Однако доля этих средств в финансовых ресурсах хозяйствующих субъектов в современных условиях незначительна и ориентирована на строго ограниченный перечень затрат (на целевые программы)Это целевое финансирование.

Таким образом, финансирование деятельности предприятия может осуществляться за счёт внутренних и внешних источников денежных средств. Внутренние или собственные финансовые ресурсы формируются за счёт уставного капитала, прибыли, амортизационного фонда предприятия, благотворительных или спонсорских взносов и других источников. Внешние источники формируются за счёт средств, мобилизуемых на финансовом рынке, поступающих в порядке перераспределения и других источников.

Классификация финансовых ресурсов предприятия может быть представлена следующей схемой..

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.