Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского поведения




 

 

Студент: 1 курса ФТКиТ группы 317

Кольцова М.А.

 

Научный руководитель: старший преподаватель Объедкова Е.А.

.

 

 

Санкт-Петербург

2013г

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..4

Глава 1. Модель поведения потребителя……………………………………5-6

1.1 Полезность как цель и основа выбора потребителя.

Закон убывающей предельной полезности………………………6-9

1.2 Особенности потребительского спроса……………………….…9-11

1.3 Бюджетное ограничение………………………………………….11-12

Глава 2. Неэкономические факторы потребительского выбора.

2.1 Факторы культурного порядка…………………………………..13

2.2 Факторы социального порядка……………………………….13-14

2.3 Личностные факторы……………………………………….….14-15

2.4 Факторы психологического порядка…………………………15-17

Глава 3. Правило максимизации полезности…………………………….…17

Заключение………………………………………………………….…………..18

Список использованной литературы…………………………………………19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теория потребительского поведения - теория, которая позволяет рассмотреть и оценить поведение потребителей на рынке, также она показывает механизм взаимодействия потребностей и спроса. В фундаменте формирования рыночного спроса находятся решения отдельно взятых потребителей, например отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Эти решения продиктованы желанием получить большую выгоду, или отдачу, или полезного эффекта, при имеющихся возможностях или затратах.

Маржинализм (от французского marginal – дополнительный, предельный) – название анализа соотношения потребностей и спроса. Впервые это определение использовали представители теоретического течения.

Зародилось оно во второй половине 19 века. Такие положения, определения и выводы, как первый и второй законы Госсена, бюджетная линия, функция полезности, кривые безразличия и др., сейчас можно встретить во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора берет свои корни от того, что потребитель имеет индивидуальные вкусы и определенные предпочтения в выборе товара, что он ограничен в удовлетворении своих предпочтений и вкусов бюджетным ограничением (своими доходами) и что в этих условиях он делает свой выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Актуальность выбранной темы не берется под сомнение, потому что проблемы, которые затрагиваются в данной теме, имеют большое практическое значение как для группы людей и для каждого отдельно взятого человека, в виде производителей или потребителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы. Индивидуальные качества потребителей и продавцов в условиях рыночной экономики обусловливают актуальность данной темы.

Процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен, называется поведением потребителя.

Выбор потребителя то есть наш выбор товаров и услуг для приобретения, зависит, в первую очередь, от наших привычек, традиций, потребностей и вкусов, то есть от наших предпочтений.

Выявление преимуществ каких-либо благ перед остальными благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими – это предпочтение потребителя.

Предпочтения покупателя являются крайне индивидуальными и субъективными. Также, субъективными можно считать и оценки каждого выбираемого потребителем блага. Но выбор потребителя определяется не только его желаниями и предпочтениями, он ограничен также своим доходом и ценой на выбранный им товар. Ресурсы индивидуального потребителя ограничены, также, как и в масштабах мировой экономики. Ограниченность ресурсов потребителя, и практическая неограниченность его потребностей приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

 

Целью исследования данной темы является формулировка основных законов и принципов, применяемых потребителем и теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель.

 

Задачей исследование является изложение законов потребительского поведения, их связь между собой, выявление закономерности возникновения тех или иных реакций.

 

Объектом данной работы является потребительский выбор, предметом – принципы и формулировки, на которых он базируется.

 

Глава 1. Модель поведения потребителя

 

Полезность блага - это удовлетворение, испытываемое человеком в процессе потребления блага; различные биологические, химические, физические и прочие свойства блага лежат в основе полезности

В экономической теории предполагается, что каким-то определенным образом потребитель блага может определить степень полезности, которое он получит от потребляемого им блага, а зная полезность этих разных благ, он может совершить выбор между различными благами. Этот выбор благ должен быть наилучшим по мнения потребителя, то есть приносить ему наибольшую степень удовлетворения и полезность.

Но со временем мы осознаем, что мы получаем меньшее удовлетворение от определенного блага, так как потребляя разные количества одного единственного блага его уникальность теряется. На пример, первый съеденный нами пирожок с яблоком в школьном буфете приносит нам наивысшее удовлетворение, второй яблочный пирожок приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Потребитель также руководствуется этим, покупая разные количества благ. Закон убывающей предельной полезности – именно такое название получила теория данной закономерности

Предельная полезность абсолютно любого блага – это величина дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности имеет в виду зависимость между дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага и увеличением количества потребляемого блага. Общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается из-за увеличения количества потребляемых благ, но в меньшей степени, потому что каждая дополнительная единица блага прибавляет уменьшающуюся величину полезности.

Предельная полезность блага уменьшается из-за увеличения количества используемого блага – в этом и состоит закон убывающей предельности.

Потребитель руководствуется принципом убывающей предельной полезности, выбирая такой потребительский набор, который сможет принести ему наибольшую полезность при данном доходе потребителя и при данной цене блага.

Итак, мы можем довольно кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.

Покупатель руководствуется только своими предпочтениями при выборе блага для потребления.

Рациональным является поведение потребителя, он ставит некоторые определённые цели и руководствуется своим личностным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.

Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, иными словами, он хочет выбрать такой набор благ, который способен принести ему наибольшую общую величину полезности.

На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности приобретаемых благ оказывает влияние закон убывающей предельной полезности.

Бюджетным ограничением называется ограничение ценами благ и доходами потребителя при выборе благ.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, которые включают в себя, в первую очередь, бюджетное ограничение, максимизацию совокупной полезности и закон убывающей предельной полезности.

Модель поведения потребителя, которая изложена выше, является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, тяжело представить, что, съев два яблочных пирожка, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли задумались о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощённая модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.