Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авербальные формы мышления




С развитием более высоких типов мышления, вербальных, генетически более ранние виды мышления не вытесняются, а преобразуются и превращаются в высшие формы наглядного мышления в силу неразрывной связи всех форм мышления между собой. К авербальным формам мышления относят образное, практическое, редуцированное, авербально-понятийное.

 

Об относительной свободе языка и мышления писал еще А.А. Потебня: «Область языка далеко не совпадает с областью мысли. В середине человеческого развития мысль не может не быть связана со словом, но в начале она, по-видимому, еще не доросла до него, а на высокой степени отвлеченности покидает его, как не удовлетворяющего его требованиям»; «Несовпадение языка с мыслью видно уже там, где творческая мысль живописца, ваятеля, музыканта не выражается посредством слова и совершается без него, а в математике самые сложные соображения совершаются с помощью условных знаков».

 

Образное мышление – это такой тип мышления, при котором в качестве основных элементов выступают образы предметов внешнего мира, которые могут быть внеситуативными. Образное мышление сводится к воспроизведению в памяти конкретной ситуации, ее фрагментов, деталей, основано на действии памяти. Все воспринимается в естественной связи. Этот вид мышления характерен для высших животных. В преобразованном виде характерен для людей художественного типа мышления.

Практическое мышление – это мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности.

Это древнейшая форма мышления, проявлением его является, например, ориентирование на местности животных. В преобразованном виде эта форма мышления связана с управлением простыми формами практической деятельности: вязание, приготовление пищи и т.д. О возможности невербальной формы существования такого типа мышления свидетельствуют факты говорения на другие, в том числе весьма отвлеченные темы, в процессах осмысленной физической деятельноcти.

Авербально-понятийное мышление. О наличии элементов авербально-понятийного мышления свидетельствует, по мнению Б.А. Серебренникова, невыраженность средствами языка определенных логических категорий. Это утверждение представляется спорным, так как лексическая невыраженность не означает невыраженности другими языковыми средствами.

Редуцированное мышление. Как отмечает Б.А. Серебренников, при мышлении образ вещи может сворачиваться и разворачиваться. Когда я в более или менее сложной форме мыслю привычную для себя вещь, то образ этой вещи бывает в свернутом виде, однако вполне достаточном для мышления. Например, когда кто-либо произносит «Мы с другом были в кино», то образ друга мыслится сокращенно.

Примером типа сокращенного мышления может быть так называемая сокращенная форма внутренней речи. С синтаксической точки рения эта форма речи фрагментарна, сокращена по сравнению с внешней речью. Ее характеризует слабая синтаксическая структурированность. Единицы ментального лексикона также весьма своеобразно соотносятся с единицами вербальными. Предполагают, что в данном случае даже нет слов в их грамматическом значении, а лишь некоторые элементы артикулирования, которые являются носителями общего смысла.Слова здесь представляют конденсированное выражение смысловых групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.