Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключ к методике Н.Холла на эмоциональный интеллект




 

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

 

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

 

Манойлова Марина Алексеевна,

канд. психол. наук, старший преподаватель

кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института;

имею 29 публикаций, в том числе 3 учебных пособия;

являюсь учредителем и членом Псковского

отделения федерации психологов образования России, член Псковского отделения РПО с 1997 года.

Авторская методика диагностики

эмоционального интеллекта – МЭИ.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

Так как ЭИ это интегративное понятие, состоящее из эмоции, интеллекта и воли, возникает необходимость дать понятия основных элементов ЭИ. Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности. Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления. (Большой психол. словарь. СПб., 2005). Можно сделать вывод, что воля в ЭИ - средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.

Исходя из данных определений, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека. ЭИ – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ - субъективная характеристика личности.

Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субьекта.

Средства ЭИ: 1.Внутреннего аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом); 2.Внешнего аспекта - операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).

Процесс ЭИ - осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.

Результат ЭИ – психические новообразования личности.

 

Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, была поставлена цель, разработать авторскую методику и адаптировать ее на русскоязычной выборке. Методика разрабатывалась на основе разработанной (Манойлова М.А., 2004) модели эмоционального интеллекта - МЭИ (рисунок).

 

(На рисунке две ошибки – 1 номер рисунка читать 1: 2- в центре рисунка вместо EQ необходимо ЭИ. Извиняюсь за неточности)

 

 

 
 

В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии. ЭИ считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.

Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.

 

Стандартизация методики эмоционального интеллекта (МЭИ)

С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.

Для выявления половых, возрастных и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта выборка стандартизации была разделена на подгруппы по полу, возрасту, профессиональной деятельности, стажу работы (для студентов – по курсам обучения). Выборка педагогов также была поделена на 2 подгруппы по показателю удовлетворенности профессиональной деятельностью, соответственно, с высокой и низкой удовлетворенностью трудом. Всего было выделено 4 возрастных категории: 17-21 год – юношеский возраст, 22-35 лет – первый период зрелости, 36-55 лет – второй период зрелости, 55 лет и старше – пожилой возраст. Также исследованы различия уровня развития эмоционального интеллекта у представителей трех категорий профессий – педагоги, медицинские работники, рабочие и служащие других специальностей, и студентов педагогического вуза с 1-го по 5-й курсы.

Статистический анализ различий в средних значениях шкал методики показал следующие тенденции.

Наиболее явно прослеживаются половые различия (таблица 1). Свойства эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у мужчин и женщин; соответственно, женщины имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта по сравнению с мужчинами.

Таблица 1.

Достоверные различия в средних значениях шкал

методики МЭИ у мужчин и женщин

шкала Средние и стандарт-ные отклоне-ния мужчины Средние и стандарт-ные отклоне-ния женщины Значение t – критерия Стьюдента Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций. 5,52 ±3,52 6,99±3,46 3,67 0,001
2.Управление своими чувствами и эмоциями. -3,95 ±5,18 -2,47±5,44 2,38 0,05
3. Осознание чувств и эмоций других людей 4,31±3,93 5,93±3,96 3,62 0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей 0,52±3,42 1,28±3,87 4,13 0,001

 

Возрастные различия в показателях эмоционального интеллекта проявляются в меньшей степени (таблица 2). В этом плане «критической точкой» является переход от юношеского к зрелому возрасту. Так, в юношеском возрасте более выражен внутриличностный аспект эмоционального интеллекта, внимание к собственному внутреннему миру, осознание своих чувств и возможность самоконтроля; что обусловлено возрастными закономерностями психического развития.

 

Таблица 2.

Достоверные различия в средних значениях шкал

методики МЭИ у представителей различных возрастных групп

шкала Средние и стандартные отклонения юношеский возраст Средние и стандартные отклонения зрелый возраст Значение t – критерия Стьюдента Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций. 7,5 ±3,28 6,23±3,71 2,86 0,01
2.Управление своими чувствами и эмоциями. -0,69 ±4,72 -3,89±5,04 5,2 0,001

 

Анализ различий в средних значениях эмоционального интеллекта у представителей различных профессиональных групп выявил, что показатели эмоционального интеллекта работников «помогающих профессий», деятельности в сфере «человек-человек» являются выше, чем у представителей других профессий. В выраженности эмоционального интеллекта педагогов и медицинских работников значимых различий не обнаружено (таблица 3).

Таблица 3.

Достоверные различия в средних значениях шкал

методики МЭИ в различных профессиональных группах

шкала Средние и стандартные отклонения педагоги Средние и стандартные отклонения другие профессии Значение t – критерия Стьюдента Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций. 7,52±3,32 6,73±3,49 1,73 0,05
2.Управление своими чувствами и эмоциями. -0,53 ±4,68 -3,96±5,98 2,85 0,001
3. Осознание чувств и эмоций других людей 5,66±3,98 3,92±3,85 3,78 0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей 1,10±3,98 0,45±3,63 2,20 0,01

 

 

В то же время, выявлены значимые различия характеристик эмоционального интеллекта у педагогов с различным стажем работы и различной степенью удовлетворенности трудом. Так, в группе педагогов с большим стажем работы, не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью, прослеживается снижение показателей внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта (таблица 4). Такие педагоги нечетко осознают собственные чувства, большей частью не принимают их, и испытывают сложности в управлении своими эмоциями. Это свидетельствует о тенденции к профессиональной деформации личности таких педагогов. Таким образом, показатели внутриличностного аспекта методики эмоционального интеллекта могут служить индикаторами для диагностики тенденций к эмоциональному выгоранию, профдеформаций личности педагогов.

Таблица 4.

Достоверные различия в средних значениях шкал

методики МЭИ у педагогов в зависимости от стажа и удовлетворенности трудом

 

шкала Средние и стандарт-ные отклоне-ния Педагоги с большим стажем, не удовлетворенные трудом Средние и стандарт-ные отклоне-ния Педагоги с большим стажем, удовлетворенные трудом Значение t – критерия Стьюдента Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций. 5,21 ±3,45 7,23±3,92 2,95 0,001
2.Управление своими чувствами и эмоциями. -4,49 ±3,72 -0,69±4,04 5,33 0,001

 

 

Сравнение показателей методики на выборках студентов и работающих педагогов позволило выявить, что у студентов менее выражены характеристики эмоционального интеллекта, характеризующие межличностный аспект (таблица 5). То есть, студенты не обладают необходимыми коммуникативными и педагогическими умениями, связанными с пониманием чувств и эмоций других людей и возможностью управления состоянием другого с целью его гармонизации, снятия эмоциональной напряженности. Межличностный аспект эмоционального интеллекта формируется в профессиональной деятельности и общении. Этот факт подтверждает значимость активных методов социально-психологического обучения для развития эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов.

Таблица 5.

Достоверные различия в средних значениях шкал методики МЭИ

у педагогов и студентов педагогических вузов

 

шкала Средние и стандарт-ные отклоне-ния педагоги Средние и стандарт-ные отклоне-ния студенты Значение t – критерия Стьюдента Уровень статистической значимости
3. Осознание чувств и эмоций других людей 5,66±3,98 3,23±3,75 4,86 0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей 1,10±3,98 -1,84±3,84 2,07 0,01

 

Таблица 6. Средние значения и стандартные отклонения показателей методики МЭИ для различных групп респондентов.

 

Респонденты показатели
Шка- ла 1 Шка-ла 2 Шка-ла 3 Шка-ла 4 Общий балл
Педагоги   7,52± 3,32 -0,53± 4,68 5,66± 3,98 1,10± 3,98 10,79± 7,40
Медицинские работники 6,14± 3,27 -0,22± 4,53 6,14± 3,96 0,57± 3,92 10,60± 11,42
Служащие, рабочие 5,32± 3,55 -4,79± 6,52 3,51± 4,40 -0,86± 3,52 7,92± 12,04
Военнослужащие 5,71± 3,08 -3,15± 4,30 3,57± 3,76 1,05± 3,78 7,78± 9,69
Студенты педагогического вуза:
1 курс 7,70± 3,05 -0,76± 5,04 2,20± 3,52 -1,82± 3,98 11,97± 10,24
2 курс 5,75± 3,40 -1,12± 5,35 3,75± 3,46 -1,28± 4,28 8,65± 2,47
3 курс 6,71± 3,73 -0,51± 4,48 3,02± 4,83 -1± 3,90 9,29± 9,95
4 курс 8,28± 2,60 -2,35± 3,30 4,64± 3,15 -2,0±7 4,28 11,64± 5,71
5 курс 5,84± 3,48 -2,94± 5,37 4,36± 4,61 -1± 4,57 6,26± 13,34

 

 

Таким образом, для определения средненормативных значений и перевода сырых баллов в стандартные наиболее значимыми оказались различия по признаку пола. Таблицы 7 и 8 содержат перевод сырых балов в стандартные (стены) для мужчин и женщин по всем шкалам опросника.

 

Таблица 7.

Перевод сырых баллов в стены

(мужчины)

 

Шкалы (сырые баллы) стены
                   
  До -3 -2 -1 -1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11 +12 +13 +14 и выше
  До -14 -13 -12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 и выше
  До -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11 +12 +13 и выше
  До -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 и выше
Интегральный индекс До -16 От -15 До -11 От -10 До -6 От -5 До 0 От +1 До +5 От +6 До +10 От +11 До +15 От +16 До +20 От +20 До +26 +27 и выше

 

 

Для перевода сырого балла в стандартное значение (стен), нужно найти в строке нужную шкалу и двигаться по строке, до столбца с интервалом значений, в который попадает подсчитанный сырой балл. В первой строке найденного столбца (сверху) указан соответствующий стен.

Например, если сырой балл по шкале 1 равен +7, в строке 1 находим интервал 6-7. В первой строке данного столбца указано значение стена: 5.

 

 

Таблица 8.

Перевод сырых баллов в стены

(женщины)

 

Шкалы (сырые баллы) стены
                   
  До +1   +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8   +9 +10 +11 +12 +13 +14 и выше
  До -14 -13 -12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 и выше
  До -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7   +8 +9 +10 +11 +12 +13 +14 и выше
  До -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 и выше
Интегральный индекс До -12 От -11 До -6 От -5 До -1 От До +5 От +6 До +11 От +12 До +16 От +17 До +22 От +23 До +28 От +29 До +34 +35 и выше

 

В результате получения стеновых показателей уровень выраженности каждого свойства эмоционального интеллекта определяется следующим образом:

1-4 стен – низкий

5-6 стен – средний

7-10 стен – высокий.

Внутренняя согласованность шкал опросника определялась посредством корреляционного анализа на общей выборке испытуемых. Все шкалы опросника имеют значимые положительные взаимосвязи друг с другом и с интегральным показателем (общим баллом эмоционального интеллекта) (таблица 9).

 

Таблица 9.

Интеркорреляции шкал опросника МЭИ

 

шкалы         Интегральный показатель
    0,37 0,26 0,29 0,682891
  0,36   0,20 0,23 0,743536
  0,26 0,30   0,25 0,613017
  0,29 0,33 0,2   0,63472
Интегральный показатель 0,68 0,74 0,61 0,63  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.