Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие коммуникативной деятельности, невербальных форм общения детей с ТМНР




Формирование социального опыта детей с ТМНР

Состояние инвалидности заметно осложняет адаптацию ребенка в обществе. Невозможным ее делает отсутствие толерантного и дружественного отношения к детям, как простых граждан, так и людей, от которых зависит формирование толерантности и системы помощи.

Люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребенка с ТМНР.

Специфика множественных нарушений влечет за собой полную и постоянную зависимость во всех сферах жизни. Дети не только не могут передвигаться, умываться, одеваться, самостоятельно есть, они также могут не уметь говорить, читать, писать, бегать. Отсутствие навыка коммуникации, ясного и понятного для всех языка общения делает каждого ребенка с множественными нарушениями существом особенным, непохожим на других детей. Полное отсутствие самостоятельности приводит их к постоянной зависимости, если у них не будет достаточной поддержки от семьи и государства, их жизнь может оказаться под угрозой.

Очень важным является всестороннее признание личности ребенка с ТМНР. У детей с ТМНР необходимо развивать самоуважение, поскольку именно оно подвергается испытаниям из-за переживаний, которые могут возникнуть в связи с апраксией и ограниченными возможностями самовыражения, или из-за бестактных взглядов окружающих. Именно благодаря правильному отношению ближайшего окружения у ребенка может сформироваться чувство уверенности в том, что к его внутренней жизни относятся с уважением.

 


Коммуникация носит неизменно деятельный, диалогический характер. У детей с ТМНР наблюдается весьма обширный круг поведенческих реакций, служащих попытками коммуникации. Для общения им служат изменение выражения лица, движения тела, какие-либо звуки, плач, агрессивные действия для выражения гнева, недовольства и т.д. (Т.А. Смирнов).

У детей с ТМНР коммуникация строится на взаимодействии с телом, а также на использовании мелодики и тембра голоса (А. Фрелих). На начальном этапе развития ребенка значимыми элементами коммуникации являются невербальные знаки: мимика, положение тела, жесты, движения, позы, взгляд, выражение лица.

В настоящее время педагогами-практиками (Т.Н. Басилова, И.Миненкова, А. Пель, М. Тонхойзер и др.) создаются специально разработанные методики, адаптивные среды с целью развития коммуникативной активности у детей с ТМНР, так называемые, дополнительные способы коммуникации. Разработанная А. Фрелихом концепция «базальной стимуляции» детей с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития позволяет моделировать элементарные импульсы и связи, составляющие основу ощущений и восприятия ребенка. В последние десятилетия во многих странах прочное место в коррекционно-педагогической работе с детьми с множественными нарушениями развития заняла «терапия сенсорной интеграции» (Э. Джин Айрес). Терапия направлена на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

В ряде отечественных и зарубежных методик (достаточно успешно применяются методы воздействия на пациентов средствами музыкального искусства и музыкального сопровождения. Известный метод музыкальной терапии Нордоффа- Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации» средствами совместной игры на музыкальных инструментах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.