Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По Теме 8. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. Международно-правовые аспекты регулирования конкуренции и монополии




По Теме 6.

В связи с тем, что важные полномочия по защите Российского рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, наряду с указанными выше источниками при изучению данной темы полезно также использовать наряду с материалами сайта Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли.

В связи с тем, что важные полномочия в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий (в настоящее время вопросы контроля деятельности субъектов естественных монополий отнесены к ведению Федеральной антимонопольной службы, а вопросы регулирования деятельности субъектов естественных монополий к ведению Федеральной службы по тарифам), наряду с указанными выше источниками при изучению данной темы полезно также использовать наряду с материалами сайта Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и материалы официального сайта Федеральной службы по тарифам (электронный адрес сайта: www.fstrf.ru), на котором размещен, в частности, реестр субъектов естественных монополий.

Кроме того, хотелось бы заметить, что по данной теме в учебной литературе, изданной в соответствии с прежним законодательством о конкуренции уделено не так много места, некоторые вопросы вообще не освящены, поэтому студентам при подготовке по данным темам в большей степени полезно руководствоваться материалами курса лекций, посвященными данным вопросам или обращаться к преподавателям курса за методической помощью, в частности, за указанием дополнительных, наряду с указанными выше, источников для подготовки по данным темам.

Учитывая разнообразие, неоднозначность судебной практики по антимонопольному праву, прежде всего, рекомендуем студентам изучать материалы официальных актов высших судебных органов, а также обзоры судебных решений, судебной практики, а затем, в оставшееся время, непосредственно материалы судебной практики (конкретных судебных дел) применительно к конкретной изучаемой теме.

1. Особенности исторического развития конкурентного регулирования и конкурентного права в России, связанные с приостановлением нормального развития конкурентного и, прежде всего, антимонопольного права в советский период, что было сопряжено с нацеленностью государства на максимальную концентрацию экономики, и, прежде всего, в России в начале 20 века, обусловили значительное отставание России в области обеспечения конкуренции и вызвали необходимость формирования эффективной системы конкурентного регулирования в условиях с одной стороны наследия государственного монополизма советского времени, с другой необходимость интеграции России в мировые экономические процессы и создания условий конкурентноспособности российских компаний на мировом рынке. Данные объективные условия являются необходимыми предпосылками внимательного изучения истории и современного состояния конкурентного регулирования в зарубежных странах. Изучение зарубежного опыта важно как с точки зрения разработанности многих теоретических положений антимонопольного (конкурентного) права, которое по указанным выше причинам в России еще не успело во многом получить достаточную теоретическую разработку. Изучение зарубежного опыта важно также для расширения кругозора студентов, для приобретения навыков разбираться в мировых экономических процессах и действующих в мире механизмах противодействия мономолистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иным антиконкурентным действиям. Наконец, изучение зарубежного опыта поможет студентам лучше понять логику отесественной системы конкурентного регулирования, сформировать свои представления о проблемах конкурентного регулирования в России и мире, и может быть, предложить и свои варианты развития отечественной сиетмы конкурентного регулирования с учетом зарубежного опыта, рассмотренного и воспринятого с учетом объективного своеобразия российской экономической и политической системы и мировоззренческих традиций.

2. В настоящее время многие экономические процессы происходят в условиях мировой глобализации, на различных рынках действуют транснациональные корпорации, многие рынки действуют на транграничных пространствах, многие преступления и правонарушения, связанные с ограничением конкуренции происходят на международных рынках. В связи с этим, важную роль в антимонопольном (Конкурентном) регулировании играет между народное сотрудничество государств в целом и конкурентных ведомств отдельных государств, выражающееся в заключении международных соглашений, создании международных органов и организаций в сфере конкурентной политики, организации встреч между правительствами государств и антимонопольными (конкурентными) ведомствами по вопросам согласования и координации конкурентной политики. Все это делает важным и актуальным и важным изучение также международно-правового опыта регулирования конкуренции и монополии.

Вместе с тем, учитывая, ограниченное число часов, отведенных на изучение зарубежного и международного опыта регулирования конкуренции, представляется важным обратить внимание студентов на пользу самостоятельного ознакомления с материалами зарубежного и международного опыта конкурентного регулирования. Для упрощения освоения этих материалов, хотелось бы предложить студентам следующие рекомендации:

- Зарубежный опыт представляется более полезным изучать по учебникам, учебным пособиям, статьям, монографиям и иным печатным работам, поскольку в них в сжатом виде представлен анализ разнообразного массива зарубежных актов и теоретических и практических наработок, судебной практики в данной области, освоить которые студентам самостоятельно будет вполне проблематично. Кроме того, зарубежные правовые акты не содержатся в отечественных правовых базах данных. Во многих случаях они доступны лишь в сети Интернет на сайтах организаций по конкуренции или сайтах правительств иностранных государств или иных сайтах, в основном иностранных языках.

- Материалы международного опыта правового регулирования представляется полезным изучать самостоятельно не только по учебной и научной литературе, но и по первоисточникам, многие из которых доступны в правовых базах данных. Представляется, что самостоятельное чтение международных актов в сфере конкурентного регулирование, или даже поверхностное знакомство с перечнем таких актов, например различных соглашений о сотрудничестве конкурентных ведомств России и ряда зарубежных государств было бы весьма интересным и полезным.

Вместе с тем, следует заметить, что в некоторых правовых базах, не всегда можно найти международно-правовые источники, в которых не участвует российская страна. Поэтому, многие важные документы Европейского Союза или другие международные документы не всегда доступны. Поэтому в данном случае следует пользоваться литературой и Интернет источниками – официальными сайтами Евросоюза и других международных организаций, другими сайтами, и при этом быть готовым к изучению первоисточников на иностранных языках. Кроме того, напоминаем о важности использования (при изучении этой и других тем дисциплины) такого удобного источника, как материалы сайта Федеральной антимонопольной службы, размещенного по адресу: www.fas.gov.ru, который также содержит ссылки на ряд других Интернет проектов в области конкурентного регулирования.

II. Дополнительные общие рекомендации:

1. Работа с источниками и литературой. В целях успешного освоения курса целесообразно регулярно использовать в работе правовые базы данных (справочно-информационные системы). Необходимо отслеживать изменения в законодательстве и самостоятельно корректировать использование учебной литературы и судебной практики в соответствии с изменениями в законодательстве. При возникающих вопросах следует обратиться за разъяснением (советом) к преподавателю курса.

2. Рациональное планирование времени на самостоятельную работу. В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей антимонопольного (конкурентного) права в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

3. Порядок освоения материала. С учетом ранее указанных замечаний также хотелось бы высказать и общие рекомендации по освоению материалов дисциплины в виде изучения различных источников, содержащих сведения по предмету. В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов конкурентного (права), наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения конкуренции и монополии в России, за рубежом и на международном уровне.

На основе полученных на лекционных занятиях направлений представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.

В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, который представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм антимонопольного (конкурентного) права и их толкования. В то же время, в связи с разнообразием судебной практики, в частности, содержания конкретных судебных решений по антимонопольному праву, представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений материалам конкретных судебных решений.

4. Рекомендации по написанию рефератов и подготовке докладов и т.п. Для более успешной работы по подготовке рефератов, докладов и других видов учебных работ, в частности, по вопросам выбора темы работы, основных направлений ее содержания, структуры, выбора источников и литературы и другим вопросам студентам, при сохранении их индивидуального предпочтения в отношении выбора темы работы, полезно также обращаться за советом к преподавателю антимонопольного антимонопольного (конкурентного) права для получения методологических рекомендаций и советов по подготовке работы.

К общим рекомендациям по данному вопросу можно отнести следующие:

1. Письменная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам (выравненные поля, единый шрифт, титульный лист, указаны заглавия разделов работы, указана библиография и приведено содержание работы).

2. Работа (письменная работа или доклад) может быть небольшой по объему, но должна быть выполнена самостоятельно. Работы могут быть двух основных видов, а также иных по согласованию с преподавателем:

1 вид – Письменная работа (с последующим докладом или без такового) по изучению отдельного института, проблемы, актуального вопроса и т.п. в области конкурентного права. Желательно брать в качестве темы небольшой вопрос, но проработать его (рассмотреть) на основе нормативно-правовых источников, теоретической литературы, судебной практики. В этом случае в библиографии должно быть не менее 5 источников. По объему работа может занимать около 3-5 страниц.

2 вид – Реферат с последующим устным его докладом. В данном случае берется значительный по объему основной источник (статья, глава из книги, учебного пособия, текст закона и др.) и реферируется (кратко излагается) студентом в письменном виде и устно представляется на семинарском занятии в виде доклада.

В этом случае реферируемый текст (первоисточник) должен быть по объему не менее 30 страниц. Сам реферат должен быть объемом 5-7 страниц. При этом реферат должен быть не копированием отдельных блоков реферируемой работы, а кратко излагать основное содержание глав, параграфов и разделов реферируемой работы, при желании и необходимости с комментариями студента – автора реферата и доклада.

Библиография ограничивается одним первоисточником или в крайней необходимости по желанию студента какими-либо другими вспомогательными источниками для удобства подготовки и изложения реферата.

5. Рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем дисциплины, не вынесенных на аудиторные занятия. В соответствии с настоящей программой на лекционных занятиях планируется охватить все основные темы дисциплины. Вместе с тем, по понятным причинам одним наиболее важным и актуальным темам будет уделено больше внимания, другим меньше.

В связи с этим, темы в меньшей степени охваченные материалами лекций и проработкой на семинарах, студентам необходимо более изучать самостоятельно. При этом изучение менее затронутых в лекциях тем и вопросов, в целом также предлагается изучать по схеме, предложенной выше в пункте 3 настоящих дополнительных рекомендаций. По отдельным возникающим вопросам обучения представляется полезным обращаться за советом к преподавателям конкурентного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.