Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа лидерства




Слово «лидер» происходит от английского «lead» - вести. Лидер – это ведущий, идущий впереди. Это член организации (группы), обладающий высоким личным статусом. Это символ общности и образец поведения для остальных людей в организации (группе). Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть более или менее устойчивое (пусть временное) объединение людей.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на две категории: формальные лидеры и неформальные лидеры. Формальным лидером является любой руководитель, т.е. источником формального лидерства является должностное положение, иначе говоря, организационная основа власти. Неформальным лидером может стать любой из участников организации, который в силу своих личных особенностей или складывающейся ситуации оказывает наибольшее влияние на других. Источником неформального лидерства являются индивидуальные качества работника, его знания, умения и навыки, а также проявление этих качеств в особой ситуации, в которой оказались два и более человек, иначе говоря – личная основа власти.

В организации идеальным для осуществления власти (для лидерства) является сочетание двух указанных основ власти - личностной и организационной. Это дает наиболее полный инструментарий для влияния на коллектив.

Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, сообразительная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из соответствующих потребностей людей и их объединений, возникающих в процессе совместной деятельности. Эти потребности и удовлетворяют лидеры.

В организации лидерством можно и нужно управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, поддерживать конструктивных и нейтрализовывать деструктивных лидеров.

В отличие от формального управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный» заменяются отношениями «лидер – последователь».

Сила и принуждение, свойственные формальному руководству, при лидерстве заменяются побуждением и воодушевлением. Управленческое воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления им власти.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидером и его последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство является функцией лидера, его последователей и ситуационных переменных. Лидер получает власть, доказав свою компетентность и ценность для группы от последователей, когда последователи признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по – другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также выказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Изучение опыта работы лидеров – практиков свидетельствует, что они обладают способностью создавать образ будущего состояния организации и доводить его в приемлемой форме до последователей. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря своему умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате предпринимаемых группой усилий. Речь идет не о любой цели или любом состоянии группы (организации) в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят иметь (неэффективное лидерство) или могут иметь (эффективное лидерство).

Видение будущего становится привлекательным, если оно лучше, чем существующая реальность. Видение будущего захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение будущего вселяет силы в последователей, оно заставляет их верить в успех дела.

В соответствии с современными взглядами, лидерским способностям и умениям можно научиться. Считается, что лидерами обычно становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации, помогающий развить эти навыки и умения. В школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто намерен стать лидером. Подобные программы исходят из того, что лидерство – это не только набор навыков и умений, но, главным образом, качества характера, такие как, например, способность принять на себя ответственность за риск.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.