Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики




Категории диалектики служат формами бытия диалектического мышления. Они дают «строительный материал» для формирования принципов познания и деятельности, конкретных методов диалектического постижения мира.

Система диалектических категорий выступает основой диалектической логики. К основным категориям диалектики относятся: общее, особенное, единичное; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; целое и часть. Задача обсуждения состоит в постижении их содержания, структуры и функций в познавательном процессе.

2.2. Категории «общее», «особенное», «единичное».

Движение мысли от единичного к особенному и к общему, а также и вместе с тем – от общего к особенному и единичному – это магистральный путь познания. Специфика диалектического стиля мышления заключается в удерживании в единстве этих двух (на первый взгляд) разнонаправленных движений. Именно абсолютизация одного из них характерна для метафизического стиля мышления.

Категория «единичное» выражает то уникальное, специфическое в объекте, что отличает его от всех иных.

Категория «общее» характеризует то в объекте, что присуще не только ему, но и другим объектам. Например, любой объект обладает уникальностью и в этом заключается его общность со всеми другими.

Связь единичного и общего в объекте фиксируется категорией «особенное». Понимание этой категории представляет для студентов некоторую сложность, поэтому необходимо с особенной тщательностью изучить фрагмент из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. – С. 538-542).

Уяснение относительности различий единичного, особенного, общего станет свидетельством овладения студентами диалектическим стилем мышления.

Задание 7. На материале Ваших знаний в области науки и техники приведите примеры «работы» категорий «единичное», «особенное», «общее».

В обсуждении системы общих критериев общественного прогресса важно оценить и понять: а) уровень и характер взаимодействия общества, человека и природы: степень и качество достижения оптимального «режима» обмена веществом и энергией между ними, успехи их взаимообусловленного развития; б) уровень и характер человеческих отношений в обществе: степень их свободы от различных форм угнетения и отчуждения человека, от деструктивных и конфликтных процессов; в) уровень и характер индивидуального развития, личности человека, степеней свободы мысли и действия, обретения смысла жизни; г) степень совпадения индивидуально-личных потребностей, интересов, целей, надежд, стремлений, действий и общих результатов исторического развития общества, функционирующего по объективным законам и под действием общих тенденций, но при условиях разных возможностей, деятельности различных общественных сил, при вероятностном характере социальных процессов; уровень приоритетности развития человека и реализации общечеловеческого; д) эффективность и качество реализации этих критериев; жизнеспособность общества как системы в условиях многовариантного развития; способность к обеспечению различных степеней свободы.

2.3. Категории «сущность» и «явление».

В этих категориях мышление фиксирует наличие в объекте единства противоположных свойств, сторон, тенденций: внутренних и внешних, устойчивых и изменчивых, необходимых и случайных, скрытых и непосредственно данных, общих и уникальных, основных и неосновных.

Задание 8. Составьте таблицу классификационных признаков сущности и явления.

Сущность постигается опосредованно, через явления и в явлениях, тогда как явление доступно непосредственно чувственному восприятию. Однако наряду с явлением существует кажимость, видимость. В чем их отличие от явления?

Специфика диалектического способа познания заключается в том, что учитываются условия и обстоятельства существования предметов и процессов. Поэтому то, что в одних обстоятельствах выступает как сущность, в других может оказаться явлением и наоборот.

Задание 9. Подумайте, каким образом метафизически мыслящий человек объяснит несовпадение сущности и явления и какие из этого можно сделать выводы?

2.4. Категории «причина» и «следствие».

Познание сущности явлений предполагает раскрытие их источников и причин. Важно иметь в виду, что та или иная связь причины и следствия имеет место только при определенных условиях. Необходимо различать причину и условия ее осуществления, которые оказывают влияние на характер и форму действия, но не вызывают, не порождают его; конкретно-исторические условия определяют конкретную форму проявления причины и следствия.

Важно различать и классифицировать внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и второстепенные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные причины, вызывающие разные действия. Диалектика причины и следствия выражается и в том, что причина и следствие меняются местами в разных отношениях и связях, что следствие активно воздействует на причину и может в известной степени модифицировать ее. Принцип обратного действия имеет исключительное значение в науке и технике; важно учитывать степень, характер, границы, условия, механизмы и конкретные формы активности следствия.

Причинно-следственная связь – это связь порождения и ее следует отличать от других связей, в которых находятся предметы и процессы.

Признание объективного, всеобщего характера причинно-следственных связей в природе, обществе и мышлении составляет суть детерминизма.

Задание 10. Постройте объяснительную схему изменений в общественной жизни с позиций индетерминизма.

2.5. Категории «необходимость» и «случайность».

Данные категории выражают единство двух противоположных типов связей: необходимость – это сущностная связь, фиксирующая внутренние, неизбежные процессы, в силу которых развитие объекта должно обязательно осуществиться так, а не иначе; случайность – это внешняя связь, поэтому развитие объекта может иметь место в той или иной форме. Исследуя содержание данных категорий, следует помнить, что противоположность необходимости и случайности относительна. Это проявляется в том, что они могут переходить друг в друга в процессе развития предмета или в отношениях различных систем.

Следовательно, неверно утверждать, что в науке нет места случаю, напротив, открытия и изобретения не происходят без действия случайности.

Особенное значение уяснению этих категорий и категорий «причина» и «следствие» имеет в настоящее время в связи с развитием такой области теоретических исследований, как синергетика, предметом которой выступает самоорганизующиеся системы с вероятностными характеристиками преобразований.

В материалистической диалектике случайность трактуется как момент необходимого (устойчивого, целесообразного, т.е. того, что складывается закономерно); требует также рассмотрения вопрос о соотношении волюнтаризма и фатализма.

Задание 11. Объясните, почему утверждения: «все в мире необходимо» – «в мире все случайно» являются метафизическими.

2.6. Категории «возможность» и «действительность».

Эти категории фиксируют различные моменты, ступеньки становления нового качества и его познания. В категории «действительность» отражается момент устойчивости, ограниченности одного состояния предмета от другого, прерывности развития. В категории «возможность» – относительность устойчивого и абсолютность, непрерывность, неодолимость, преемственность и взаимосвязь различных состояний развития. Возможность – все то, что при определенных условиях либо реализуется, либо мыслится как действительное, либо сохраняется в виде потенциального, тенденции преобразования действительности.

Реализация возможностей – становление новой действительности – сложный, противоречивый, неоднозначный процесс, зависящий как от природы предмета, так и от условийего изменения. В связи с этим необходимо различать формальные и реальные, абстрактные и конкретные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные, положительные и отрицательные, прогрессивные и регрессивные возможности.

Диалектическое понимание возможности и действительности не допускает отрыва их друг от друга. Их отношения (как и отношения других категорий) подчинено действию закона единства и борьбы противоположностей.

Задание 12. Покажите, как действуют возможность, вероятность и невозможность в развитии научно-технической и социальной сферах общественной жизни.

2.7. Категории «форма» и «содержание».

Любой объект есть единство формы – внутренняя и внешняя организация (структура и содержание) – совокупность его элементов (свойств, признаков, тенденций и т. д.). Следовательно, содержание всегда оформлено (каким-то образом структурировано), а форма всегда содержательна. В этом состоит отличие диалектической трактовки данных категорий от метафизической.

Диалектика содержания и формы состоит в неразрывном единстве, взаимообусловленности этих противоположностей. Одни и те же элементы и их взаимосвязи одновременно, но в разных отношениях, являются и формой и содержанием, изменение формы неизбежно вызывает различной степени изменения содержания, и наоборот. Они всегда находятся в определенном соответствии, выраженном мерой, которая устанавливает степень их возможных изменений.

В научно-техническом творчестве диалектика содержания и формы проявляется в требовании органического единства «технологичности» и «конструктивности», внутренней и внешней формы.

Методологически важно различать содержание и сущность, форму и явление. Сущность определяет природу предмета от начала и до конца, содержание конкретно-исторично, сущность – общее в предметах, содержание специфично для каждого предмета. Явление изменчиво, а форма устойчива, явление – выражение сущности, а форма – построение содержания. Сущность проявляется в конкретном структурно-оформленном содержании.

Задание 13. Опишите диалектику формы и содержания, используя понятия, которыми выражено содержание законов диалектики.

2.8. Категории «целое» и «часть».

Диалектический способ познания ориентирован на представление объекта в качестве единства противоположностей, и категория «целое» выражает прежде всего в объекте момент единства, устойчивости, оформленности и структурированности. Поэтому целое не должно трактоваться как механическая совокупность или сумма частей. Целое – это новое качество, отличное от качества части или их суммы. Часть – это выражение момента обособленности, выделенности какого-либо свойства, признака, характеристики объекта. Как целое зависит от частей, но не сводится к ним, так и часть зависит от целого, но не растворяется в нем. Знание диалектики части и целого позволяет избавиться и в теории и в практике от элемантаризма – поиска исходных конечных «кирпичиков» объекта, что неизбежно ведет к сведению целого к части, а также от игнорирования особенностей функционирования части.

Задание 14. Выделите основной, с Вашей точки зрения, признак (характеристику, принцип), позволяющий трактовать категорию диалектики в качестве «части».

Итогом обсуждения и исследования законов и категорий диалектики должно стать уяснение их взаимосвязи и взаимообусловленности, формирование мировоззрения специалиста, понимание необходимости использования диалектических категорий как познавательного средства и способа развития творческого мышления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит гуманистический потенциал материалистической диалектики?

2. Чем обусловлено становление и развитие материалистической диалектики в ХIХ веке?

3. В чем основное отличие законов и категорий диалектики от законов и понятий конкретных наук?

4. Можно ли говорить о том, что диалектическое мышление вообще исключает мышление метафизическое?

5. Достаточен ли эволюционный тип развития НТП для эффективного и динамичного прогресса техники и производства?

6. Как вы понимаете неодолимость нового в развитии науки и техники?

7. Способствуют ли категории диалектики формированию мировоззрения? Если да, то какого?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.