Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Предмет, задачи и статус философской антропологии. Человек как философская проблема




IV/ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема. Перспективы человека и проблема человеческой будущности.

Антропологический кризис. Кризис понятия “сущность человека”. Кризис гуманизма. Идея “смерти человека”. Утрата человеком основополагающих ценностей. “ХХI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет” (Леви-Строс). Как возможна единая наука о человеке? Антропогенный фактор глобальных проблем современности. Угроза человеческому существованию.

Новые типы реальности и новые возможности человека. Виртуальный мир и виртуальный человек.

Проблема человеческого превосхождения: постчеловеческое существование, идеи гуманологии. Человеческий потенциал. Ноосфера. Проблема возможности существования человеческого вне самого человека. Человек - это реальность или переход. Человек как “мостик” к Сверхчеловеку (Ницше).

 

Раздел I. Введение в философскую антропологию

1. Религиозный, художественный, научный, философский способы мышления о человеке. Понятие “человек” в науке и философии.

2. Человек как главная “забота” философии. Философия как зеркало и самосознание человека.

3. Предмет и статус философской антропологии в философском и гуманитарном знании. Философская антропология и другие виды антропологий.

4. Антропологический принцип в философии.

5. Общий обзор основных проблем современной антропологии.

Дополнительные вопросы для размышления

В чем причины современного “антропологического бума”? Согласны ли Вы с характеристикой современности как своего рода “антропологического ренессанса”?

Почему философской антропологии присуща “драматическая манера повествования”, как считал Кассирер?

Согласны ли Вы с идеей Бубера о том, что философская антропология возможна лишь в “эпохи бездомности”?

Какое содержание и контекст может иметь выражение “Будь человеком”?

Литература:

Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология. - М., 1993. - С. 142-155.

Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология. - М., 1993. - С. 123-142.

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998. - с. 20-26, 54-67.

Бибихин В.В. Узнай себя. - Спб., 1998.

Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999. - С. 202-211.

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 152-166.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982.

Как возможна единая наука о человеке:? // Человек. - 2003. - № 6; - 2004. - № 1.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 3-30.

Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М., 1996. - С. 8-22.

Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. - 1994. № 5. - С. 5-19.

Несмелов В. И. Наука о человеке. - СПб, 2000.

Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии // Вопросы философии. - № 10, 2001.

Смирнов С.А. Современная антропология // Человек. - 2003. - № 4, 5;. - 2004. - № 1, 2, 3.

Современная наука: познание человека. - М., 1988.

Филарет. Богословие и антропологические концепции ХХ века // Человек. - 2002. - № 1.

Философская антропология: предмет, содержание и функциональная направленностью. - Казань, 2001.

Человек в зеркале наук. - СПб., 1993.

Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. - М., 1948.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 31-33, 90-95.

Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М., 1994. - С. 70- 97.

Это человек: Антология. - М., 1995.

Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории (на основе анализа эпохальных текстов).

Занятие 1.

1. Человек Востока и Запада: сравнительный анализ. Человек глазами древневосточной мысли. Древневосточный идеал человека.

2. Образ человека древнегреческой античности: политическая, трагедийная и философская формы существования человека.

3. Античная философская концепция человека как разумного существа. Основные идеи античной философии человека. “забота о себе” как онтологическая и пайдейтическая задача.

4. Теологическая идея человека в средние века. Открытие человеческой души и исторического измерения человеческого существования.

5. Бог как скрытый образ человека. Христос как единство двух природ: божественной и человеческой.

Дополнительные вопросы для размышления

Образы человека представляют собой исторические типы человека, которые остались в прошлом. Можно ли в исторически-конкретном увидеть всеобщее и современное?

Так ли уж грек был “обустроен”?

Почему продуктивно раздвоение человека, согласно средневековой антропологии?

Литература:

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии. - 1995. - N3. - С.130-181.

Августин А. Исповедь. - М., 1991. - гл. Х.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.

Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словес­ность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. - М., 1971. - С. 206-266.

Ашкеров А.Ю. Гражданин мира полисов // Человек. - 2002. - № 6.

Баткин Л.М. О культурно-историческом смысле “Я” в “Исповеди” бл. Августина // Баткин Л.М.. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000.

Библер В.С. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. - М., 1990. - С. 81-125.

Библия. Книга Иова.

Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999.

Веряскина В.П. Концепт “образцового человека” // Человек. - 2004. - № 4.

Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. - 2003. - № 2, 4, 5.

Григорьева Т. П. Дао - путь к человеку // Человек. - 2003. - № 5, 6.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.

Лифшиц Мих. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание// Лифшиц Мих. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 3. - М., 1988. - С.336-428.

Платон. Апология Сократа // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - Т. 1. - М., 1990. - С. 70-96.

Платон. Федон. Пир. Федр. - СПб., 1997.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983.

Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока // Вопросы философии. - 1991. - №3.

Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки // Социо-Логос. - М., 1991. - С. 284 - 311.

Честертон Г.К. Вечный Человек. - М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

 

Занятие 2.

1. Специфика возрожденческого гуманизма. Гуманист как “специалист по культуре вообще” (Баткин). Концепция “универсального человека”: достоинства и недостатки.

2. Обожествление человека (антропотеизм) в философских учениях возрожденцев. Человек и Абсолют. “Обратная сторона титанизма”. Достоинство человека как категория философской антропологии эпохи Возрождения.

3. Автономия мыслящего субъекта в нововременской философии как логическое следствие идей возрожденцев. Механицизм в воззрениях на человека как форма осуществления идеи его целостности. Разум и страсти как основная дилемма в философии человека 17 вв.

4. Идея естественного человека в эпоху Просвещения. Человек - продукт обстоятельств. Человек-машина.

 

Дополнительные вопросы для размышления

Почему для философской антропологии продуктивен принцип возрожденческого человека: “специалист по культуре вообще”?

Как возрожденцы почувствовали и обосновали опасность превращения человека-гения в человека-демона?

Каковы опасности обожествления человека?

Каким образом сочетались в эпоху Просвещения идеи естественного состояния и социальности человека?

Литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989. (Особенно стр. 161-248).

Баткин Л.М.. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском, У.Шекспира // Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Изд-во «Искусство», 1968. - С. 339-496.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения - М., 1982.

Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1993.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М., 1999.

Перов Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени // Человек в зеркале наук. - СПб., 1993.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. - М., 1981.

Юм Д. О человеческой природе. - СПб., 2001.

 

Занятие 3.

1. Кант о двух точках зрения на антропологию: физиологической и прагматической. Идея человека как родового существа в немецкой классической философии. Область свободы как область специфически человеческого. Человек как самоценность. Человек как историческое существо.

2. Антропологический материализм Фейербаха: достоинства и недостатки. Бог как отчужденная сущность человека. Новая религия человека. Отношения Я и Ты. Мужчина и женщина как род.

3. Марксизм о происхождении и социальной сущности человека. Идея родовой сущности и ее отчуждения. Органическое и неорганическое тело человека. Универсальность человека. Человек как чувственное, предметно-деятельностное существо.

4. “Реальный гуманизм” марксизма. Человек как субъект истории.

Дополнительные вопросы для размышления

Какой смысл вкладывал Кант в понятие “характер рода”?

Каковы единство и различия в обосновании идей родовой сущности человека и отчуждения в немецкой классической философии и в марксизме?

Чем отличается фейербаховская постановка проблема отношения “Я - Ты” от современной?

Литература:

Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология /Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. - М., 1993. - С. 240-296.

Гегель Г.В.-Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. - Т. 3. - М., 1977.

Гиренок Ф.И. Антропологические исследования. Кант и Гегель. - М., 2001.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб., 1999.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.42. - С.41-174.

Мамардашвили М. К. Кантианские вариации // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. - М., 1992.

Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. - Т. 2.- М., 1990.

Фуко М. Что такое просвещение? // Вопросы методологии. - 1996. - № 1, 2.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIX век. - М., 1991.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3-х т. - Т. 3. - М., 1985.

Занятие 4.

1. Вклад философии жизни в антропологию. Жизнь как боль и страдание.

2. Учение Ницше о Сверхчеловеке. “Бог умер”: антропологические последствия. Человек как “неустановившееся животное”.

3. Метафизика человека в русской философии. Идея богочеловечества. Понятие личности в русской философии. Свобода и творчество.

Дополнительные вопросы для размышления

Что случается с человеком при отрицании ценностей?

Каково позитивное содержание антропологии Ницше?

Ницше называл человека “больной обезьяной”. Каковы болезни человека и их причины?

Почему в русской философии столь важное место занимает проблема личности?

Как решается в русской философии проблема возникновения человека?

Можно ли говорить об антропоцентризме русской философии?

Сравните проблему теодицею средневековой философии и антроподицею русской философии? Есть ли какие-то параллели?

 

Литература:

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998.

Бердяев Н.А. Истина Православия // Человек. - 2003. - № 4. - С. 128-135.

Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки - 2003. - № 6,. - С. 41-55.

Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - Т.1. - М., 1992.

Несмелов В. И. Наука о человеке. - СПб., 2000.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. - Т.1. - М., 1990. - С. 231-490.

Новикова М.В. Н.А. Бердяев о православном персонализме // Человек. - 2003. - № 4. - С. 123-127.

Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф. Кафка. - М., 1995.

Феномен человека: Антология. - М., 1993.

Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв” // Вопросы философии. - 1990. - № 7.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIX век. - М., 1991.

Занятие 5.

1. Сущность антропологического поворота в философии ХХ века, его совпадение с онтологическим поворотом.

2. Шелер: проект создания философской антропологии как метафилософии. Предметное самоопределение философской антропологии. Шелер об основных идеях человека в истории. Кризис идеи человека.

3. Специфика подхода Шелера к человеческой сущности: анализ положения человека в космосе. Двойственность человеческого акта в учении Шелера: инстинктивность и духовность. Дух и личность.

4. Эксцентричность человека в учении Плеснера. Основные антропологические законы.

5. Человек как “неспециализированное существо” в учении Гелена.

Дополнительные вопросы для размышления

Чем обусловлен антропологический поворот в философии ХХ века?

Какова метафизическая суть подхода к изучению сущности человека у Шелера, Плеснера, Гелена?

Продуктивным ли оказалось изучение человека, исходя из его положения в космосе, в неживой и живой природе?

Каковы упущения представителей первого поколения направления философской антропологии?

 

Литература:

Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. - М., 1999.

Буржуазная философская антропология ХХ века. - М., 1986.

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 152-201.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982.

Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 96-151.

Субботин М.М. Проблема сущностного проявления человека в современной философской антропологии // Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 31-95.

Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М., 1994. - С. 70- 97.

Это человек: Антология. - М., 1995.

 

Занятие 6.

1. Кьеркегор об экзистенции. Эстетическая, этическая и религиозная стадии человеческого бытия.

2. Экзистенциализм: новое соотношение сущности и существования человека, индивидуального и социального. Основные понятия экзистенциализма: экзистенция, трансценденция, пограничная ситуация. Человек как проект.

3. Абсурдность человеческого бытия. Человек - “пастух бытия”. Ничто как суть человеческой реальности. Сознание как особый род бытия. Я и Другой.

4. Экзистенциализм - это гуманизм. Заброшенность в свободу.

 

Дополнительные вопросы для размышления

Как можно соотнести социализацию и трансценденцию человека?

Как известно, экзистенциализм строит новую онтологию. Является ли человек в экзистенциализме бытийствующим существом без всяких оговорок или он может стать им лишь в определенных условиях?

Как экзистенциализм решает проблему отчуждения (объективации)? Какой статус имеет вещь и техника в антропологии и онтологии экзистенциализма?

Как Вы понимаете идею экзистенциалистов о том, что человек - это проект?

Литература:

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. - М., 1997.

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь, 1997.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д, 1998.

Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1998.

Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф. Кафка. - М., 1995.

Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 319-344.

Феномен человека: Антология. - М., 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков, 2003.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Занятие 7.

1. Психоанализ: фундаментальные влечения человека. Человек - больное существо.

2. Шизоанализ в постструктурализме. Человек-шизоид. Человек как машина желания.

3. Человек как текст. Проблема “смерти человека” и “конца истории”.

4. Основные антропологические темы современной философии.

Дополнительные вопросы для размышления

Можно ли человека понять (всего вывести) из его бессознательного?

Каково социально-философское содержание психоанализа?

Юнг считал, что и Бог, и демон - это синонимы бессознательного. Согласны ли Вы с этим?

Каковы основные ценности современного человека, согласно идеям постмодернистов?

Объясните значимость постмодернистской идеи человека как текста для антропологии.

Согласны ли Вы с идеей Фуко о том, что антропологизм является помехой в развитии философии?

 

Литература:

Барт Р. Смерть автора. - М., 1994.

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь, 1997.

Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века. - Томск, 1998.

Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. - М., 1997.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. - Ростов н/Д, 1995.

Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. - 2003. - № 1.

Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. - 2001. - №3, 4.

Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. - 2001. - № 4.

Постмодернизм и культура (материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. - 1993. - № 3.

Смирнов С.А. Современная антропология // Человек. - 2003. - № 4, 5;. - 2004. - № 1, 2, 3.

Сумерки богов. - М., 1990 (Фрейд З., Фромм Э.).

Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. - СПб., 2003.

Феномен человека: Антология. - М., 1993.

Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.

Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1994.

Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

Фуко М. История сексуальности - III: Забота о себе. - Киев, М., 1998.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб., 1997.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

Фуко М. Что такое просвещение? // Вопросы методологии. - 1996. - № 1, 2.

Это человек: Антология. - М., 1995.

Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека

Тема. Проблема возникновения человека: методологические принципы, основные гипотезы решения.

1. Проблемное поле антропогенеза и основные сложности, пред-рассудки.

2. Основные подходы к решению проблемы антропогенеза, их достоинства и недостатки. Методологический принцип единства фило- и онтогенеза, антропо- и социогенеза.

3. Человек как “выкидыш” природы. Человек как космопланетарный феномен. Антропный принцип космологии.

4. Антропогенез продолжается. Человек как принципиальная незавершенность.

5. Социализация и трансценденция как два пути становления человека. Творение и рождение. Метафизическое рождение человека.

Дополнительные вопросы для размышления и самоконтроля

Можно ли родиться человеком?

Можно ли вообще не родиться в качестве человека?

Как соотносится антропный принцип в космологии с эволюционной теорией и теологической версией объяснения возникновения человека?

Можно ли говорить о том, что биологическая эволюция человека продолжается?

Как решение проблемы антропогенеза “работает” на прояснение сущности человека?

 

Литература:

Алексеев В.Т. Становление человечества. - М., 1984.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1987.

Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. - М., 1993.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

Где возник человек современного типа // В мире науки. - 1992. - № 6.

Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. - М., 1984.

Зубов А.А. Современное состояние теории происхождения человека // Человек. - 2004. - № 5.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. - Новосибирск, 1991.

Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теория и наблюдение. - М., 1978.

Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. - М., 1964.

Моисеев Н.Н., Поспелов И.Г. Направленность эволюции и разум // Природа. - 1990. - № 6.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М., 1966.

Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. - М., 1980.

Шарден П.Т. де. Феномен человека. - М., 1987.

Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 442-455.

Тема. Философия в поисках человеческой сущности:

Проблема о-предел-ения человека.

1. Понятие человеческой природы и его философские контексты. Естественное, искусственное и сверхъестественное в человеческом существовании.

2. Теоретические трудности определения человека. Основные подходы к определению сущности человека. Вопрошание о себе как момент человеческой сущности.

3. “Человеческое в человеке”: суть человека. Разные степени адекватности человеческой сущности: недочеловек, слишком человек, сверхчеловек.

4. Определения человека как своего рода редукция человека.

5. Как возможно человеческое: как собирание человека, в метафизических актах и состояниях, на пределе (лиминальность, пограничная ситуация).

Дополнительные вопросы для размышления

Можно ли изменить природу человека? Если да, то есть ли вообще у человека природа?

Можно ли оправдываться своей природой в нравственной сфере? А в других сферах?

Каково соотношение биологического и социального в человеке?

Согласны ли вы с утверждением: “определить человека - значит убить его”? Обоснуйте.

Можно ли давать метафорические определения человека? Может быть, сущность человека - в поиске человеческой сущности?

Литература:

Веряскина В.П. Концепт “образцового человека” // Человек. - 2004. - № 4.

Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Человек. - 2001. - № 1. С. 5-19.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.

Мечников И. Этюды о природе человека. - М., 1973.

Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики // Вопросы философии - 1987. - № 5.

Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1988.

Совершенный человек. - М., 1997.

Тищенко В.И. Природа человека и современная наука // Современная наука: познание человека. - М., 1988.

Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 377-389. 426-427, 442-455.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.