Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Драма родовой человеческой универсальности. Человек - между Богом и зверем




Занятие 1. Драма родовой универсальности и противоречивая целостность человека.

1. Родовая сущность человека. Несовпадение индивида и рода. Проблема присвоения человеческой сущности.

2. Драма родовой универсальности: одномерность как изнанка универсальности. “Дурная универсальность”, “чудовище универсальности”, “абсурдный человек”.

3. Человек как целостное существо. Противоречивая целостность человека. Собирание человека и его способы. Продуктивность раздвоения человека. Фрагментарность, раздробленность, частичность человека.

Примечание. Вопросы и литература даны после следующего занятия.

Занятие 2. Человек между Богом и зверем.

1. Человек и человеческое. Многообразие человеческого. Формы человеческого: человек-вещь, человек-зверь, человек-Бог, человек-толпа, человек-личность.

2. Человек и Абсолют (Бог). Человек как Абсолют. Узурпация творческого начала у Бога. Бог как персонификация родовой сущности человека.

3. “Чужой” в культуре как символ недочеловека (зверя). Животное в человеке.

4. Возвышенное и демоническое в человеке.

5. Человек-масса (толпа, стадо). Анонимное и личностное общение

Дополнительные вопросы для размышления

Что в человеке только от самого человека?

Почему возможно обожествление человека?

Как Вы можете проинтерпретировать утверждение Н.Н. Трубникова о том, что человек - это не животное, а сверхживотное?

Согласны ли Вы с тем, что люди специально говорят о “животном в человеке” для самооправдания? Что в человеческом бытии люди редуцируют до понятия “животного”? Каковы причины этого?

Может ли человек в толпе быть личностью?

Литература:

Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. - 1992. - №2.

Бачинин В.А. “Человек-паук” и “человек-зверь”: две ипостаси “естественного человека” // Человек. - № 4, 2001. - С. 49-66.

Волков Ю.Г. Целостная личности: сущность, пути формирования. - Ростов н/Д, 1985.

Горелов А.А., Горелова Т.А. “Расщепленный” человек и идея всеединства // Человек. - 2004. - №5.

Григорьева Т. П. Дао - путь к человеку // Человек. - 2003. - № 5, 6.

Гуревич П.С. Проблема “Другого” в философской антропологии М.М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. - М., 1992.

Зюзев Н.Ф. Питирим Сорокин: “собирание человека” // Человек. - 2004. - №5.

Как возможна единая наука о человеке:? // Человек. - 2003. - № 6; - 2004. - № 1.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990. (глава “Абсурдный человек” из “Мифа о Сизифе”).

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб., 1999. (глава “Характер рода”).

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.

Маркузе Т. Одномерный человек. - М., 1994.

Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Ницше Ф. Странник и его тень. - М., 1994.

Ницше Ф. Воля к власти. - М., 1994.

Ортега-и-Гассет Х. “Дегуманизация искусства” и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. - М., 1991.

Трубников Н.Н. От Зверя к Богу (читая “Смысл истории” Н. Бердяева) // Общественные науки и современность. - 1995. - № 5.

Плотин О личном демоне человека // Человек. - 2003. - № 1.

Черниговский В.Б. Античная демонология // Человек. - 2003. - № 1.

Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. - М., 1981.

Якимович А.К. “Свой-чужой” в системах культуры // Вопросы философии. - 2003. - №4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.