Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомилетика (от греч. homileo общаюсь с людьми) — это искусство произнесения проповеди




Общение человека с Богом несло в себе очень мощный нравственный заряд.

Таким образом, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными

В области теории и практики ораторского искусства Средневековье немного добавило к наследию античности.

 

Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, Георгий Херовоск и др.) были связаны

1. с систематизацией уже имеющихся знаний,
2. с упорядочением терминологии риторики
3. с соответствующей организацией текста.

 

Однако, как и в античной риторике, теоретики не предлагали рецептов гарантированного практического эффекта.

Однако авторитет ораторского искусства был еще очень высок

На смену античной риторике, знавшей по преимуществу гражданское и судебное красноречие, приходит гомилетика

Это искусство опирается на неколебимый авторитет Церкви.

Направления гомилетики:

1. Риторическое направление основным моментом, определяющим успех проповеди, ее воздействие на верующих, считает красноречие проповедника, освоение им практических методов убеждения.
2. Упор на знание проповедником своей паствы, «его пастырскую ревность и благочестивую жизнь»

 

 

Начиная с Возрождения риторика теряет свою опору в гомилетике

Риторика теперь ищет своего обоснования в практике художественной речи.

Возрождение и особенно Новое время обогащают риторику живой национальной речью, всё более отходящей от мертвой латыни старых учебников.

Возрождение и Новое время приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения

Это общение основано ныне на гуманистическом миросозерцании.

В центре внимания новой, секуляризированной, «обмирщенной» культуры уже не Бог, а Человек.

 

Новая культура

1. реабилитировала человека,
2. придала подлинную ценность его земному, а не потустороннему бытию,
3. очистила человеческое бытие от религиозного мистицизма.

 

Вместе с тем новая культура способствовала проявлению крайнего индивидуализма

Индивидуализм – это тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.

Индивидуализм включает широкий диапазон ориентации – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

 

Эпохе становления и развития буржуазных отношений был присущ крайний индивидуализм.

Новое мировоззрение нашло свое выражение в знаменитой формуле Т. Гоббса «человек человеку — волк» (Homo homini lupus est).

 

В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются

Всё более широкое признание завоевывает иное понимание сущности человека и человеческих отношений

Это новое понимание сущности человека и человеческих отношений основано:

1. на вере в природную доброту и разумность человека,
2. в возможность создания общества «свободы, равенства и братства».

 

Эпоха Просвещения отмечена бурным развитием педагогики, этики, эстетики, психологической науки

 

В частности, психология изучает психологические механизмы, управляющие взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом.

 

Что касается риторики, то ее популярность в век Просвещения постепенно убывала.

К началу XIX в. в Западной Европе риторика

1. перестает рассматриваться как наука
2. и устраняется из сферы образования.

 

Упадок риторики был столь глубок, что она начинает восприниматься лишь как синоним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

На рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации.

Речь идет о категориях «субъект» и «объект»,

1. «Субъект» человек в его активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру — «объекту».
2. «Объект» Все то, что противопоставлено субъекту в его познавательной деятельности.

 

Большинство немецких философов:

1. трактовали и человеческое общение в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной,
2. и выйти за ее рамки не смогли.

 

В их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса:

1. человеческое индивидуальное Я было настолько абсолютизировано,
2. что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов.

 

Таким образом:

1. вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации
2. восторжествовал принцип ее монологичности.

 

 

Рассмотрение коммуникации как однонаправленного процесса

1. закрывало дорогу к созданию адекватной теории межличностной коммуникации как субъект-субъектного отношения (Я — другое Я)
2. и останавливалось на уровне ее понимания как субъект-объектного отношения

 

При субъект-объектном отношении одна из сторон превращается в пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).

 

Достаточно последовательно рассматривал проблему общения Фридрих Шлейермахер

Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834 — немецкий теолог и философ.

Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван осуществлять и развивать собственную индивидуальность.

В осуществлении этой индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности.

Для Шлейермахера общение между людьми — это общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение).

Признание равенства коммуницирующих субъектов стало для Шлейермахера началом теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.