Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциациярелигиозного и атеистического экзистенциализма во взгляде на природу трансцендентной сущности




1. Религиозный экзистенциализм В религиозном экзистенциализме (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) эта трансцендентная сущность понимается как Бог Но Бога невозможно рационально понять, проанализировать, описать Он есть тайна, недоступная нам, тайна, на которую можно лишь «намекнуть» на языке поэзии и мифа.
2. Атеистический экзистенциализм В атеистическом экзистенциализме (Сартр, Камю) эта трансцендентная сущность понимается как Ничто. Свою задачу философы видят в раскрытии иллюзорности этой сущности

 

Еще одна важнейшая особенность человека — его смертность, а значит, конечность экзистенции

Уже этой конечности экзистенции достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию.

Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее

В частности посмотреть на жизнь не с ее «начала», а с «конца»

Подобный взгляд позволяет нам глубже понять ее сущность

Человеческая жизнь всегда протекает во времени

Но это не объективное, безразличное, космическое время (типа ньютоновского абсолютного времени)

Человеческая жизнь протекает в личностно-историческом времени.

Личностно-историческое время связано с человеческими переживаниями, поисками, надеждами.

Каждый индивид существует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации

Индивид ведет свое существование, будучи «заброшен» в этот мир.

Каковы бы ни были собственные человеческие желания, индивид вынужден считаться с этим миром, в котором находится.

 

Человеку навязаны, помимо его желаний, следующие объективные характеристики и условия:

1. те или иные биологические и психологические задатки,
2. принадлежность к той или иной социальной группе и этносу,
3. нахождение в определенной историко-культурной ситуации и т.п.

 

И все это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции

Это усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире».

Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы.

Сущность свободы объясняется на базе понятия «экзистенция» и такой ее важнейшей характеристики, как «направленность» («интенциональность») на трансценденцию (трансцендентную сущность).

1. Религиозный экзистенциализм свободу можно обрести только в Боге;
2. Атеистический экзистенциализм Сартр: трансценденция есть Ничто Свобода есть возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, не зависящая ни от чего в этом мире.


Свобода у Сартра оказывается при этом тяжелым бременем

Тяжкое бремя свободы вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность.

Но человек может и отказаться от этого выбора

Тогда он перестает быть самим собой и становится «как все».

При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности

В мире обезличенности никто ничего не решает и не несет ни за что никакой ответственности

Человек превращается «в винтик» в общественном механизме или, как его называл Бердяев, «мире объективации»

 

Экзистенция в принципе необъективируема

Стало быть, ее нельзя отождествить ни с чем, научно постигаемым.

Всякое понятие огрубляет действительность: понятие не способно до конца выразить человека («не хватает слов»).

В этом и состоит проблема человеческого одиночества:

1. человек не может быть до конца понят другим человеком, он не может до
2. он не может до конца понять другого человека, разделить его чувства и переживания.

 

Непосредственность существования человеком переживается

Однако поделиться с другим своим переживанием человек не в состоянии.

Камю: люди принципиально одиноки, они обречены на взаимное непонимание

Каждый человек — целый мир.

Но эти миры не сообщаются друг с другом.

Человеческое общение:

1. скользит лишь по поверхности
2. и не затрагивает глубины души

 

По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция является бытием,

1. направленным к ничто
2. и сознающее свою конечность.

 

Конечность проявляется тогда, когда человек оказывается на пороге вечности, в виде таких переживаний, как страх, тревога, тошнота (Сартр), скука (Камю) и т.п.

Именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существования.

Согласно Камю, перед лицом ничто, которое де­лает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно.

Только фальшь и ханжество.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.