Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УПРАЖНЕНИЯ 2 страница




58. Китайское учение, акцентирующееся на взаимоотношениях индивида и мира, призывающее к постижению первоначала мира и гармоничному сосуществованию с природой, называется: а) даосизм, б) легизм, в) буддизм.

59. Укажите европейского философа Нового времени, разработавшего учение об «идолах познания», от которых человеку необходимо очистить своё сознание и мышление: а) Р. Декарт, б) Ф. Бэкон, в) Н. Кузанский.

60. Какому историческому этапу развития философии соответствует данное представление: «Человек есть образ и подобие бога, но человеческая природа искажена грехом»: а) Просвещение, б) Возрождение, в) Средневековье.

 

1. Укажите философскую дисциплину: а) гносеология; б) астрономия; в) экология.

2. Укажите философскую дисциплину, предметом которой является изучение всеобщих законов развития: а) эклектика; б) диалектика; в) схоластика.

3. Укажите столетие, в котором происходит формирование первых философских систем: а) X в. до н.э.; б) III в. до н.э.; в) VII в. до н.э.

4. Укажите философа, творческая биография которого приходится на XVIII в.: а) Ф. Бэкон, б) К. Поппер, в) И. Кант.

5. Укажите, кто из философов является создателем диалектического материализма: а) К. Маркс, б) Г. Гегель, в) Т. Адорно.

6. Укажите правильный смысл понятия «субстанция»: а) причина, б) источник, в) сущность.

7. Укажите философскую позицию, согласно которой невозможно достичь абсолютной истины: а) нигилизм, б) солипсизм, в) агностицизм.

8. Укажите мыслителя, впервые назвавшего себя «философом», а своё творчество «философией»: а) Эмпедокл, б) Пифагор, в) Анаксимандр.

9. Укажите правильное смысловое содержание основного вопроса философии: а) отношение между Богом и миром, б) отношение между сознательным и бессознательным, в) отношение между мышлением и бытием.

10. Укажите философско-этическую позицию, согласно которой высшим благом и целью человеческого существования является наслаждение: а) гедонизм, б) эвдемонизм, в) стоицизм.

11. Укажите философскую школу в Древней Индии, относящуюся к неортодоксальным течениям: а) санкхья, б) вайшешика, в) чарвака.

12. Укажите наиболее точный смысл буддийского понятия «нирвана»: а) состояние душевного покоя, б) окончательное и абсолютное преодоление страдания, в) достижение гармонии с миром.

13. Укажите философскую школу Древнего Китая, в которой наиболее полно разработано учение об идеальном человеке («благородном муже»): а) моизм, б) школа «инь-янь», в) конфуцианство.

14. Укажите наиболее точный смысл понятия «карма» в древнеиндийской философии: а) закон судьбы, б) закон справедливого воздаяния, в) закон всеобщей взаимозависимости явлений мира.

15. Представителем неоплатонизма является: а) Плотин, б) Эпикур, в) Диоген.

16. Укажите автора философского произведения «Никомахова этика»: а) Аристотель, б) Гераклит, в) Сократ.

17. Основателем философско-педагогического учреждения «Академия» является: а) Антисфен, б) Платон, в) Сенека.

18. Укажите автора высказывания «всё течёт, всё изменяется»: а) Зенон, б) Анаксимен, в) Гераклит.

19. Укажите наиболее точный смысл понятия древнегреческой философии «телеос»: а) цель, б) ценность, в) причина.

20. Укажите автора высказывания «я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»: а) Марк Аврелий, б) Сократ, в) Секст Эмпирик.

21. Укажите представителя средневековой патристики: а) Дионисий Ареопагит, б) Фома Аквинский; в) Пьер Абеляр.

22. Укажите философскую позицию в средневековой философии, согласно которой универсалии (общие понятия) есть лишь имена: а) концептуализм; б) номинализм; в) реализм.

23. Укажите автора высказывания «необходимо понимать, для того чтобы верить»: а) С. Боэций, б) У. Оккам, в) П. Абеляр.

24. Укажите философа, выдвинувшего онтологическое доказательство бытия Бога: а) Альберт Великий, б) Климент Александрийский, в) Ансельм Кентерберийский.

25. Укажите основателя европейского эмпиризма: а) Г. Галилей, б) Ф. Бэкон, в) М. Монтень.

26. Укажите философа – родоначальника европейского рационализма: а) Р. Декарт, б) Г. Лейбниц, в) Б. Спиноза.

27. Укажите автора высказывания «мыслю, следовательно, существую»: а) Ж. Ламетри, б) Д. Дидро, в) Р. Декарт.

28. Укажите философское учение, отождествляющее Бога и мир: а) деизм, б) гилозоизм, в) пантеизм.

29. Укажите философа, обосновавшего космогоническую концепцию происхождения Солнечной системы: а) И. Кант, б) И. Фихте, в) Ф. Шеллинг.

30. Укажите наиболее точный смысл понятия «трансцендентное»: а) ещё непознанное, б) пока неизвестное, в) выходящее за пределы познавательного опыта.

31. Укажите философа, разработавшего учение о диалектическом развитии Мирового духа: а) К. Маркс, б) Г. Гегель, в) Ф. Шеллинг.

32. Философское произведение «Диалектика природы» написал: а) Ф. Энгельс, б) Г. Гегель, в) И. Дицген.

33. Укажите этическое основание поступков человека в теории морали И. Канта: а) совесть, б) долг, в) честь.

34. Укажите философа – неопозитивиста: а) О. Конт, б) Р. Карнап, в) К. Поппер.

35. Укажите наиболее точный смысл понятия «интенциональность»: а) направленность сознания на объект; б) концентрация внимания на внешнем предмете; в) сосредоточенность восприятия на психических явлениях.

36. Представителем экзистенциализма является: а) Э. Гуссерль, б) А. Камю, в) А. Жильсон.

37. Укажите наиболее точный смысл термина «герменевтика»: а) способность к самосознанию, б) искусство истолкования и понимания, в) навыки рефлексивного мышления.

38. Укажите автора высказывания «знание само по себе – сила»: а) Л. Витгенштейн, б) М. Хайдеггер, в) Ф. Бэкон.

39. Основной способ религиозного постижения мира: а) вера, б) созерцание, в) интуиция.

40. Кто из философов является автором выражения «чего не желаешь себе, того не делай другим: а) Шан Ян, б) Конфуций, в) Лао-цзы.

41. Укажите философа – материалиста: а) Демокрит, б) Платон, в) Пиррон.

42. Укажите философа – идеалиста: а) Н. Бердяев, б) А. Герцен, в) В. Белинский.

43. Укажите философа – диалектика: а) Л. Фейербах, б) Г. Гегель, в) И. Фихте.

44. Какая из философских позиций противоположна плюрализму: а) дуализм, б) монизм, в) эклектизм.

45. Укажите философа – постмодерниста: а) А. Бергсон, б) Р. Коллингвуд, в) Ж. Деррида.

46. Какая форма истины является антиподом абсолютной истины: а) субъективная истина, б) конкретная истина, в) относительная истина.

47. Кто из философов разработал теорию общественно-экономических формаций: а) К. Маркс, б) А. Тойнби, в) Н. Данилевский.

48. Укажите философа, представителя космизма: а) П. Писарев, б) Н. Федоров, в) И. Киреевский.

49. Укажите философа, представителя прагматизма: а) Ч. Пирс, б) О. Конт, в) Э. Мах.

50. Укажите философа, представителя сенсуализма: а) Ф. Бекон, б) Д. Локк, в) Д. Юм.

51. Укажите философа, представителя иррационализма: а) Ф. Ницше, б) Р. Карнап, в) Э. Гуссерль.

52. Основным способом философского познания является: а) интуиция, б) рефлексия, в) наблюдение.

53. В рамках какого философского течения была высказана идея, что человек есть мера всех вещей: а) скептицизм, б) солипсизм, в) софистика.

54. Укажите философа, представителя славянофильства: а) А. Хомяков, б) П. Чаадаев, в) П. Писарев.

55. Укажите философа, представителя субъективного идеализма: а) Ф. Шеллинг, б) И. Фихте, в) Л. Фейербах.

56. Укажите философа, выдвинувшего принцип всеединства: а) В. Соловьев, б) Н. Чернышевский, в) Л. Шестов.

57. Укажите философа, основным понятием которого является «воля к власти»: а) А. Шопенгауэр, б) С. Кьеркегор, в) Ф. Ницше.

58. Укажите автора философского трактата «Бунтующий человек»: а) Ж.-П. Сартр, б) А. Камю, в) Х. Ортега-и-Гассет.

59. Укажите философа, выдвинувшего тезис «общественное бытие определяет общественное сознание»: а) А. Грамши, б) Д. Лукач, в) К. Маркс.

60. Укажите автора высказывания «Философия есть эпоха схваченная в мыслях»: а) Г. Гегель, б) Платон, в) В. Ленин.

ЗАДАНИЕ 2. ТЕКСТЫ

1. Определите, к какой древневосточной философской традиции относится данный текст: «Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман… Кто знает: «Я есмь Брахман», тот становится всем [сущим]. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом. Кто же почитает другое божество и говорит: «Оно – одно, а я – другое», тот не обладает знанием».

 

2. Определите: а) название данного эпического и философско-поэтического текста, б) имя персонажа, который обращается к Арждуне: «Пусть йогин всегда упражняется в йоге тайно, одинокий, укротив самосознанье, без собственности, без ожиданий… Йога не для того, кто в еде не умерен или ничего не вкушает, кто привык слишком много спать или бодрствовать, Арждуна. А для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях, для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога».

3. Определите: а) название текста, б) какому направлению восточной философии он принадлежит: «Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом идущего… Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений… Трудно стать человеком; трудна жизнь смертных; трудно слышать истинную дхамму; трудно рождение просветленного».

4. Определите: а) к ортодоксальными или к неортодоксальным школам индийской философии принадлежат идеи, высказанные в тексте, б) название данной философской школы: «Единственный смысл жизни человека состоит в удовольствиях, доставляемых чувственными наслаждениями. Их не следует отвергать на том основании, что наслаждения всегда связаны со страданиями. В нашей власти использовать наибольшее число удовольствий и избежать неминуемо сопутствующие им страдания…».

5. Определите: а) пропущенные в тексте категории (они заменены словом [нечто]), используемые в древнекитайской философии, б) название трактата, в) его автора: «[Нечто], могущее быть выражено словами, не есть постоянное [нечто]. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [нечто], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме… Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует [нечто], а [нечто] следует естественности».

6. На основе анализа текста определите: а) основные страхи человека, б) имя мудреца, высказавшего данный афоризм: Благородный муж испытывает три страха: перед …, перед … и перед …. Мелкие люди не знают небесной судьбы и не боятся её, неучтиво относятся к великим людям и презрительно относятся к словам мудреца».

7. Укажите: а) гносеологические, б) социальные, в) экономические, г) политические последствия реализации следующей программы: «Прогоните мудрецов и отрекитесь от знания, и только тогда крупный разбой прекратится; выкиньте яшму и уничтожьте жемчуг, и тогда мелкие воришки переведутся; сожгите все грамоты и разбейте яшмовые печати, и народ станет простым и бесхитростным; уничтожьте мерки и сломайте весы, и прекратятся раздоры среди людей; отмените в Поднебесной все законы мудрецов и совершенномудрых, и тогда с народом можно будет разговаривать» (Чжуан-цзы (ок. 369 – 286 до н.э.)).

8. Определите: а) автора высказывания, б) является ли данное утверждение материалистическим: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

9. Определите: а) автора данного высказывания, б) признаёт ли он наличие в мире красоты: «Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос».

10. Определите: а) философа, высказавшего данный афоризм, б) является ли «временность» качеством именно так описываемого бытия: «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нет; здесь достоверности путь, и к истине он приближает. Не возникает оно и не подчиняется смерти. Цельное всё без конца, не движется и однородно».

11. Укажите: а) автора высказывания, б) древнегреческую философскую школу, к которой он принадлежал: «Мерой [он] называет критерий, вещами же – дела; таким образом, он утверждает, что человек есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследствие этого он принимает только то, что является каждому [отдельному человеку], и таким образом вводит [принцип] относительности».

 

12. На основе анализа текста определите: а) школу древнегреческой философии, базирующуюся на данных тезисах; б) представителей данной школы; в) признается ли здесь наличие в мире случайности. «Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей этой вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие сложные [тела], и наши тела, их состояния и ощущения… Первотела не могут ни в каком отношении измениться, они не могут подвергаться изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта».

13. Определите: а) онтологические основания данного высказывания (материализм или идеализм), б) познавательные установки его автора (скептицизм или гносеологический оптимизм), в) наиболее эффективный прием познания, с точки зрения автора высказывания: «Человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, кода она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершённые таинства, становится подлинно совершенным».

14. Определите: а) автора текста, б) название трактата. По аналогии с авторским определением тимократии (правление честолюбивое) дайте смысловое определение олигархии, демократии и тирании. «Исследуем-ка теперь сперва правление честолюбивое (не могу дать ему другого имени, как разве назвать его тимократиею или тимархиею), за которым рассмотрим и такого же человека; потом возьмем олигархию и человека олигархического; далее взглянем на демократию и на гражданина демократического, и, наконец, перешедши к четвертому роду – тираническому и, изучив его, обратим взор на душу тираническую».

 

15. Определите: а) автора высказывания, б) название трактата, в) название «науки», о которой идёт речь в тексте, в) правильно ли утверждать (с точки зрения автора), что сущее как таковое имеет столько частей, сколько существует наук, эти части изучающие: «Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще самому по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук: ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, но все они выделяют себе какую-нибудь часть его (сущего) и затем рассматривают относительно этой части то, что ей окажется присущим; так поступают, например, науки математические. А так как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности согласно её собственной природе».

16. Определите: а) школу античной философии, к которой принадлежал автор высказывания; б) что имеет в виду под третьим (или руководящим) началом автор афоризма, если первые два это, соответственно, тело и душа: «Чем бы я ни был, я всё же только немощное тело, слабое проявление жизненной силы и руководящее начало… Относись же к твоему телу с таким же пренебрежением, как если бы ты был при смерти; оно лишь кровь да кости, бренное плетение из нервов, жил и артерий. Рассмотри также существо жизненной силы: оно – дуновение, притом не остающееся всегда себе равным, а ежемгновенно то выдыхаемое, то вновь вдыхаемое. Итак, остаётся лишь третье – руководящее начало, и о нём-то ты должен подумать».

17. Определите, о каком способе рассуждения идет речь: «Итак, [этот] способ рассуждения называется ищущим от деятельности, направленной на искание и осматривание кругом, или удерживающим от душевного состояния, в которое приходит осматривающийся кругом после искания, или недоумевающим либо вследствие того, что он во всем недоумевает и ищет, как говорят некоторые, либо от того, что он всегда нерешителен пред согласием или отрицанием; он называется также Пирроновым оттого, что, как нам кажется, Пиррон подошёл к [данным] вопросам нагляднее и яснее своих предшественников».

18. Установите, к кому обращается автор высказывания: «Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили своё бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно».

19. Установите, кого имеет в виду автор высказывания: «Не тем сделался человек походим на [него], что имеет плоть, которой [он] не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку. Ибо и [он] захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине; так что стал говорить ложь от своих, а не от божьих – стал не только лживым, но и отцом лжи».

20. Определите: а) автора текста; б) о какой науке идёт речь; в) ради чего (по мнению автора) человеку необходимо знать заранее цель своих усилий и действий: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью. Между тем цель эта не поддается постижению разумом… Между тем дóлжно, чтобы цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение».

21. Определите, в каких отношениях находятся вера и разум с точки зрения автора высказывания (например, отношения тождества, противоположности, противоречия, подчинения и т.п.): «Вера включает в себя всё, что умопостижимо. Разум, в противовес этому, есть то, что включает вера. Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом. Где нет здоровой веры, там нет и настоящего разумения».

22. Определите: а) гносеологическую позицию автора; б) его основный этический принцип: «Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить, без добродетели же можем… Для меня самого моя жизнь большее благо, чем жизнь всех остальных… И вообще я сказал бы: что может быть выдумано более извращённое, чем счесть кого-то более дорогим тебе, чем ты сам».

23. Укажите: а) название данной астрономической системы мира, б) ученого, первого обосновавшего данный взгляд на Космос; в) основное геометрическое свойство Вселенной (конечность или бесконечность): «Не существует общего центра для всех кругов, т.е. небесных сфер. Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира. Отношение расстояния Солнца от Земли к удалённости небосвода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Солнца, так что отношение это в бездне небес оказывается ничтожным».

24. Определите, какому способу философствования наиболее характерен данный текст (диалектическому или метафизическому): «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения».

25. Определите философскую позицию, обосновывающую данный тезис: «Природа либо есть сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах».

26. Определите, о каких способах (путях) достижения истины говорится в тексте: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём и пользуются поныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

27. Укажите: а) философа, разработавшего учение о призраках человеческого ума, б) название трактата, в котором высказывается данный афоризм: «Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, мы дали им названия. Назовём первый вид призраков призраками рода, второй – призраками пещеры, третий – призраками рынка и четвёртый – призраками театра».

28. Определите: а) автора высказывания, б) его гносеологическую позицию (эмпиризм или рационализм), в) название трактата: «Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение я мыслю, следовательно, я существую истинно и что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли».

29. Определите, существует ли между данными тезисами противоречие: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё под сомнение…Для руководства нашими поступками мы не должны следовать такому сомнению».

30. Определите гносеологическую позицию, на которой основывается данное высказывание (сенсуализм, солипсизм, рационализм или агностицизм): «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения».

31. Используя данные тезисы, определите, является ли человек а) некой субстанцией, б) свободным существом: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образовываться… Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой».

32. Определите онтологическую позицию, на которой основывается данное высказывание: «Я не отрицаю существования ни одной вещи, которую мы можем воспринимать посредством ощущений или рефлексии. В том, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существуют, я отнюдь не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией».

33. Определите, что такое личность человека, с точки зрения автора данных высказываний: [1] «Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому. Каким бы легким ни казался этот шаг, разум никогда в течение целой вечности не был бы в состоянии его совершить… [2] Но нет такого впечатления, которое было бы постоянным и неизменным. Страдание и наслаждение, печаль и радость, страсти и ощущения сменяют друг друга и никогда не существуют всё одновременно. Итак, идея нашего Я не может происходить ни от этих, ни от каких-либо других впечатлений, а следовательно, такой идеи совсем нет».

34. Определите: а) автора высказывания, б) его онтологическую позицию, в) обозначение субстанции Вселенной, с точки зрения автора: «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения. Пища восстанавливает в нём то, что пожирается лихорадкой. Без пищи душа изнемогает, впадает в неистовство и, наконец, изнурённая, умирает… Итак, душа – это лишённый содержания термин, за которым не кроется никакого определённого представления и которым ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит… Мы должны сделать смелый вывод, что человек является машиной и что во всей Вселенной существует только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся».

35. Определите: а) онтологическую позицию автора, б) его основную гносеологическую установку, в) метод философствования: «Я останавливаю свой взор на общей массе тел, я вижу всё в действии и противодействии, я вижу, как всё разрушается под видом одной формы и восстанавливается под видом другой; я наблюдаю перегонки, разложения, всевозможные соединения, явления, несовместимые с однородностью материи; отсюда я заключаю, что материя разнородна, что существует бесконечное разнообразие элементов в природе, что у каждого из этих элементов благодаря его разнообразию есть своя самобытная, внутренняя, неизменная, вечная, неразрушимая сила и что все эти внутренне присущие телу силы действуют, выходя за его пределы; таким образом созидается движение или, вернее, всеобщее брожение во Вселенной».

36. Определите: а) гносеологическую позицию автора, б) а также к кому он обращается: «Неизъяснимый, непостижный! Я знаю, что души моей воображении бессильны и тени начертать твоей; но если славословить должно, то слабым смертным невозможно тебя ничем иным почтить, как им к тебе лишь возвышаться, в безмерной разности теряться и благодарны слезы лить».

37. На основе анализа текста определите: а) гносеологическую позицию автора, б) роль заблуждения в процессе познания, с точки зрения автора, в) что является более важным результатом познания достоверность или ясность: «Итак, заблуждение стоит воскрай истине, и как возможно, чтобы человек не заблуждал! Если бы познание его было нутрозрительное, то и рассуждение наше имело бы не достоверность, но ясность; ибо противоположность была бы во всяком рассуждении невозможна… Итак, воздохнём о заблуждениях человеческих, но почерпнём из того вышшее стремление к познанию истины и ограждению рассудка от превратности».

38. Определите: а) автора высказывания, б) название трактата, в) смысловое содержание латинского выражения a priori: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным а priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией».

39. Определите: а) автора высказывания, б) допускает ли он возможность познания мира явлений, в) признаёт ли возможность существование объективного мира: «Не только возможно или вероятно, но и совершенно несомненно, что пространство и время как необходимые условия всякого (внешнего и внутреннего) опыта суть лишь субъективные условия всякого нашего созерцания, в отношении к которому поэтому все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе; поэтому о том, чтó касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе, которая могла бы лежать в основе этих явлений».

40. На основе анализа данных высказываний определите, достойно ли с точки зрения их автора: а) рассматривать счастье другого человека в качестве средства собственного морального совершенствования, б) рассматривать собственное моральное совершенствование в качестве условия счастья другого человека: [1] «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»; [2] «Человек должен стремиться к счастью другого и к собственному моральному совершенствованию, но никогда иначе».

41. Определите: а) онтологическую позицию автора, б) его основную гносеологическую установку: «Источником всяческой реальности является Я, так как оно есть непосредственное и безусловное полагаемое. Только посредством Я и вместе с ним даётся и понятие реальности. Но Я есть потому, что оно полагает себя, и полагает себя потому, что оно есть. Следовательно, самоположение и бытие суть одно и тоже».

42. Установите, являются ли данные тезисы взаимоисключающими: [1] «Тот, в ком нет ни сил, ни материала для зла, бессилен и для добра»; [2] «Тот, кто совершает добрые поступки, несёт в себе возможность творить и злые дела».

43. Определите, для какого способа мышления (диалектического, метафизического или эклектического) наиболее характерно данное высказывание: «Философский метод столь же аналитичен, сколь и синтетичен; однако это нужно понимать не в том смысле, что эти два момента конечного познания идут рядом или только чередуются, а нужно понимать так, что философский метод содержит их внутри себя как снятые, и соответственно с этим он в каждом своём движении в одно и то же время аналитичен и синтетичен».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.