Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УПРАЖНЕНИЯ 4 страница




Знание – 1) логически обоснованное и предметно адекватное убеждение человека; 2) взаимосвязанная и упорядоченная, полученная определенным способом (методом) и соответствующим образом оформленная информация, имеющая социальное значение.

Идеализация – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, «точка», «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет сформулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

Идеализм – философское направление, основывающееся в решении фундаментальных философских проблем на примате духовного над материальным, сознательного над телесным.

Идеология (гр. idea – идея, образ, logos – учение) – относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций, доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организации политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной социальной действительности.

Интеллект (лат. intellektus – разумение, познание) – система познавательных способностей человека. Интеллект проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в эффективном преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве.

Интуиция (от ср.-век. лат. intuitio, от intueor – пристально смотрю) – способность постижения истины путем непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непосредственных связей, закономерностей.

Информация (от лат. informatio разъяснение, изложение) первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетке к клетке, от организма к организму («генетическая информация»); одно из основных понятий кибернетики.

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное, бессознательное) – совокупность философских течений, провозглашающих приоритет неразумного (волевого) начала и делающих его основной характеристикой как самого мира, таки его мировосприятия.

Истина – категория, содержанием которой является объяснительно-оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметным миром, с одной стороны, и с процессом мышления, с другой. Традиционно истина понимается как адекватное отражение свойств объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта таким, каким он существует вне и независимо от субъекта.

Категория (гр. kategoria – высказывание; признак) – 1) наиболее общее, фундаментальное, универсальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо процесса или явления действительности; 2) разряд, группа явлений, объединённых общностью некоторых признаков.

Каузальность (лат. causalis – причинный) – философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие); это внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, еще только становится.

Коммуникация (лат. communico – делаю общим, связываю) – 1) акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово концепция трактуется как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы». В более позднем «словаре» под ред. Ушакова под этим словом понимается замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-либо.

Коэволюция (лат. co – приставка, обозначающая совместимость, согласованность; evolutio – развертывание) – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Личность – 1) понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений; 2) квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности.

Логос (греч. λόγος – слово, учение) – термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла. В значении данного термина входит также аспект рефлексивности («отдавать себе отчёт»). В переносном смысле – противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Любовь – нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном, самозабвенном, самоотверженном стремлении субъекта к своему предмету.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское направление, основывающееся в решении фундаментальных философских проблем на доминировании и примате материального над идеальным, природного над ментальным.

Материя (лат. materia – вещество) – категория, в материалистической традиции обозначающая субстанцию (начало, основу) мира, всё бесконечное множество существующих объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственный предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

Модус (лат. modus – мера, образ, способ) – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях – в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета).

Мудрость – высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активности. Исторические модели мудреца: созерцатель, учитель, преобразователь. Мудрость включает в себя: активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного (рассудочного) знания, антиномичность или самокритичность разума.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с XVI – XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Научный метод – представляет воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует 1) о взаимосвязи и единстве этих наук и 2) об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

Ноумен (греч. νοούμενον) – понятие, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального постижения, в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. С точки зрения американского философа Т. Куна (введшего в оборот данное понятие) смена парадигм представляет собой научную революцию.

Пространство и время – философские категории: пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности. Реальное пространство – трехмерно, т.е. через каждую его точку можно провести три взаимно перпендикулярные прямые, но уже нельзя провести четыре.

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в его деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Рациональность (лат. rationalis – разумный) – гносеологическая категория, выражающая разумную обоснованность, целесообразность, последовательность и аргументированность, точность и ясность мысли; адекватность содержания мыслительного процесса формам его выражения.

Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание, осмысление и обоснование собственных духовных предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания.

Свобода – понятие, фиксирующее способность действовать в соответствии со своими интересами и целями; возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Синергетика (греч. synergetikos – совместный) – новая универсальная теория изменения, согласно которой в основе всех процессов лежат законы самоорганизации материального мира. Основа синергетики – термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн. Характерная черта синергетики – целостное представление о мире.

Скептицизм (греч. σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – философское направление, не допускающее возможность достоверного знания о мире, а также отрицающее возможность рационального обоснования норм поведения.

Совесть – категория, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сознание – понятие философии, обозначающее: 1) способность человека идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения (целеполагание, целенаправленность, знаковая символизация, самоидентификация и т.п.); 2) высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку; 3) идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.

Субстанция (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития (она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому).

Субъект и объект (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе; objectum – предмет) – фундаментальные категории философии. Субъект – носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющие качественные особенности объекта. Объект – то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности. Понятия субъект и объект не стоит отождествлять с производными от них категориями «субъективное» и «объективное» (в данной связке самодовлеющую природу имеет «объективное», в то время как объект, напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него характеристиками субъекта).

Судьба – представление о предопределённости и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека.

Схоластика (гр. scholastikos – школьный, ученый) средневековое философское учение, представители которого (схоласты) стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, соединить теолого-догматическое знание с рационалистической методикой (например, используя философию Платона и Аристотеля).

Телеология (греч. τέλεος – завершение, цель; λόγος – учение) – учение о целесообразности как характеристике бытия в целом или свойстве отдельных объектов и процессов.

Трансценденция (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможных объектов чувственного опыта, находящихся за пределами любых форм духовного созерцания.

Утопия (греч. u – нет, topos – место; т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu – благо, topos – место; т.е. благословенная страна) – понятие обозначающее: 1) описание идеального общества, политического строя; 2) проект не выполнимых на практике или трудноосуществимых социальных, политических и иных преобразований, необходимых для достижения интеллектуально сконструированного состояния идеального общества; 3) литературный жанр, близкий к фантастике или сатире.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни отдельного человека. Традиции фатализма противостоит волюнтаризм (лат. voluntas – воля), согласно которому высшим принципом бытия выступает иррациональная, абсолютно свободная воля, реализующая себя в мире вне всякой предопределенности.

Хаос (от греч. cháos – беспредельная первобытная масса) – с точки зрения науки – сложное нерегулярное (апериодическое) изменение физической системы в пространстве и (или) во времени. Примеры хаотического процесса: броуновское движение, изменение погоды. Предсказание поведения хаотической системы основано на быстром вычислении как можно большего числа параметров системы.

Ценности – нормативные представления, выражающую положительную или отрицательную значимость явлений, идей, установок жизнедеятельности с точки зрения их соответствия потребностям, интересам и целям общества, социальной группы, отдельной личности; нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные общечеловеческой культурой, в определенном смысле регулирующие поведение и деятельность людей.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии; 2) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

Эвдемонизм (греч. εύδαιμονια – счастье, блаженство) – этическое направление, трактующее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений.

Эклектика (греч. έκλεκτικός – способный выбирать, выбирающий) – некритическое соединение, смешение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.


[1] Это слово буквально означает любовь к мудрости (от греческих слов phileo – люблю и sophia – мудрость).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.