Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 61 страница




ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА – восходящее к Шеллингу понятие истории философии, согласно которому различие между материей и духом, телесным и душевным, субъектом и объектом, мышлением и бытием преодолено в абсолюте или в абсолютном разуме, поэтому они могут рассматриваться как два различных способа проявления и рассмотрения единственной действительности и как тождественные в основе своей. Философией тождества является философия Спинозы и философия нем. идеализма, но, по существу, философия тождества существует уже у Гераклита, который учил, что один и тот же логос находится как в нашей душе, так и в мире и поэтому человек в состоянии понять своим рассудком (логосом) то, на что ему указывают чувства.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (учение о ценностях, аксиология) – выделившаяся после работ Л отце область философии, проблемы которой сначала рассматривались, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой – в психологии (особенно вопросы воления и чувств). Только позднее складывается вокруг проблемы ценности новая философская дисциплина (см. также Этика ценностей).

ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры – название философского направления 18 в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую роль как в мышлении (мировоззрении), так и в поступках (жизни); см. Чувство. Философия чувства была внутренне связана с сентиментальным настроением, характерным для той эпохи, и ее лозунгом «Sturm und Drang» («Буря и натиск»). Осн. представитель – Ф. Г. Якобы.

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ – рассмотрение экономики с философской точки зрения, в особенности исследование ценностей экономического фактора в связи с культурой вообще, а также связей между всеобщими мировоззренческими принципами и экономическими теориями какой-либо эпохи.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Плеснера, в которых на базе многообразных способностей человека определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем. Это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимается поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. В богатство социальной жизни философская антропология включает широкий спектр межличностных отношений, основывающихся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. – В Древней Греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, напр., в случае с Пифагором, Платоном, Эпикуром) и их идеям. Подлинная цель философских школ состояла соответственно в гораздо большей степени в совместном изучении и философствовании, чем в обучении. Глава школы (греч. scholarch [os]) или какой-либо последователь (греч. diadochos, diadoche)" основателя школы распоряжался имуществом и осуществлял управление ею до конца своей жизни. (Относительно отдельных философских школ в Греции см. Греческая философия.) В период средневековья крупные монашеские ордена (доминиканцев, францисканцев, августинианцев) и некоторые известные монастыри (напр., Мартина, Виктора, Шартра, Пор-Рояля) являлись в то же время и философскими школами. В Новое время уже нет никаких школ, которые, представляли бы собой особые институты; т. о., под словом «школа» часто понимают определенное философское направление, обязанное своим названием определенным университетам, напр. марбургская, вюрцбургская, кембриджская, шотл. школы, Венский кружок.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ – см. Алхимия.

ФИЛОСОФЫ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ – название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи Просвещения, в особенности философию Вольфа. К философам-популяризаторам прежде всего причисляются: Энгель, Фр. Николаи, Томас Абт, Хр. Гарве, Карл Фр. Покельс, М. Мендельсон, И. Г. Зульцер. В последнее время популярной философией называют литературное разъяснение философских тем, при котором недостаточное знание дела и предрассудки, свойственные читателю, до такой степени принимаются во внимание, что научная ценность изложения значительно ухудшается.

ФИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – В начале 19 в. появляются первые самостоятельные направления фин. философии, которая с тех пор развилась во многих областях. Г. И. Гартман (1776-1809) исходил из философии здравого человеческого смысла (шотл. школа), естественной воли и естестственного чувства. Его ученик К.Сёдерхольм (1789-1867) позднее стал шеллингианцем. В течение почти целого столетия определяющее влияние на фин. философию оказывал Гегель в лице своих последователей И. В. Снелмена, Т. Рейна (1838-1919), который потом отошел от Гегеля, как и противник идеализма выдающийся исследователь Фейербаха В. Болин (1835-1924). За пределами страны фин. философия была известна, в частности, благодаря группе мыслителей, занимавшихся этнологически-социологическими исследованиями; здесь можно назвать исследователя, изучавшего проблему брака, Э. Вестермарка (1862-1939), философа истории А. Гротенфельта (1863-1928), эстетика И. Хирна, морфолога-идеалиста Г.Фридмана, психолога Р. Лагерборга. В современной фин. философии важную роль играет логический эмпиризм, представленный Э.Кайло, У.Сорнио и Г.Г.Райтом.

ФИРКАНДТ (Vierkandt) Альфред (род. 4 июня 1867, Гамбург – ум. 24 апр. 1953, Берлин) – нем. этнолог и социолог, профессор Берлинского ун-та (1921 – 1935). Предметом рассмотрения его книги «Gesellschaftslehre» являются последние формы, силы и факты общественной жизни, не зависящие ни от каких исторических изменений и обсловленные самой сущностью общества. Сущностью же чело1веческого общества является состояние специфической внутренней связанности, достигающей наивысшей своей интенсивности в общности. Общность характеризуется распространением, выходом Я за пределы собственной личности. В изданных одной книгой работах «Einfьhrung in die Gesellschaftslehre» и «Familie, Volk und Staat» (1936, под заглавием «Kleine Gesellschaftslehre») Фиркандт излагает свое учение о группе, рассматривая значительные общности в процессе их жизни с единой точки зрения. В 1931 он издал «Handwцrterbuch der Soziologie», для которого написал статьи «Группа», «Социальная психология», «Общественный строй у примитивных народов» и «Нравственность».

ФИХТЕ (Fichte) Иммануил Герман (Фихте-младший) (род. 18 июля 1796, Йена – ум. 8 мая 1879, Штутгарт) нем. философ, сын Иоганна Готлиба Фихте, с 1843 по 1862 – профессор в Тюбингене, издатель философских произв. своего отца, один из основателей нем. философских журналов. Развивал свою философию в полемике с Гегелем, оспаривал его панлогизм и пантеизм и, будучи теистом, разработал философию Канта и своего отца в идеалистически-христианское воззрение, близкое к оккультизму. Осн. произв.: «Spekulative Theologie», 1846; «Theistische Weltansicht», 1873; «Anthropologie», 1856; «Psychologie», 2 Tie., 1864 – 1873; «Der neuere Spiritualismus», 1878; «System der Ethik», 2 Bde., 18501853.

ФИХТЁ (Fichte) Иоганн Готлиб (род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц – ум. 27 янв. 1814, Берлин) – великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «наукоучением». Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я – понятие природы и материи; отношение между ними – понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность – Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это прежде всего совершенствование тела и духа и включение в человеческое общество, ибо труд в духов-, ном мире, т.е. культурный труд, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства, как утверждал Фихте в своей работе «Geschlossener Handelsstaat», написанной в 1800. Осн. произв.: «Sittenlehre, 1798; «Die Bestimmung des Menschen», 1800 (рус. пер. «Назначение человека», 1905); «Die Grьndzьge des gegenwдrtigen Zeitalters», 1804-1805 (рус. пер. «Осн. черты современной эпохи», 1906); «Anweisung zum seligen Leben», 1806; «Fichtes sдmtliche Werke», 8 Bde., 1845-1846; «Nachgelassene Werke», 3 Bde., 18341835.

ФИЧИНО (лат. Ficinus Marsilius) Марсилио (род. 19 okt. 1433, ФильинеВальдорно – ум. 1 okt. 1499, Кареджи, близ Флоренции) – итал. философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии (см. Академия). Исходя из Платона и Плотина, которых он переводил, пытался создать новую философскую картину мира и с ее помощью преодолеть христ. религию и снова связать культуру с эллинизмом. Осн. произв. – «Opera» (лат.), 1641.

ФИШЕР (Fischer) Алоиз (род. 10 апр. 1888, Фурт – ум. 23 нояб. 1937, Мюнхен) – нем. педагог, профессор с 1918, известен также как социолог и представитель феноменологии. Осн. произв.: «Die Grundlehren der vorsokratischen Philosophie», 1910; «Psychologie der Gesellschaft», 1922; «Familie und Gesellschaft», 1927; «Pдdagogische Soziologie», 1931.

ФИШЕР (Fischer) Куно (род. 23 июля 1824, Зандевальде, Силезия – ум. 5 июля 1907, Гейдельберг) – нем. историк философии, профессор с 1872, гегельянец. Его «Geschichte der neueren Philosophie», 6 Bde., 1852-1877 (рус. пер. «История новой философии», 1901 – 1909) содержит обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и Бэкона. Известны также его др. работы: «System der Logik und Metaphysik der Wissenschaftslehre», «Goethes Schriften», 9 Tie., 1890-1903; «Schiller-Schriften», 4 Hefte, 1890-1901.

ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – см. Темперамент.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (род. 9 янв. 1882, Евлах Елизаветопольской губ. – ум. 1937, Соловки, расстрелян) – рус. религиозный философ, ученый, священник и богослов, последователь В. С. Соловьева. В 1911 принял священство, до закрытия Московской духовной академии в 1919 редактировал журнал «Богословский вестник». В 1933 был арестован, погиб на Соловках в 1937. Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) – идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Религиозно-философская проблематика в последующем широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в самых различных областях знаний – лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Здесь он пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение. Осн. произв.: «Смысл идеализма», 1914; «Не восхищение непщева». Сергиев Посад, 1915; «Около Хомякова», 1916; «Первые шаги философии». Сергиев Посад, 1917; «Иконостас», 1918; «Мнимости в геометрии», 1922.

ФОБИЯ (от греч. phцbos – страх, боязнь) – навязчивое состояние страха.

ФОГТ (Vogt) Карл (род. 5 июля 1817, Гиссен – ум. 5 мая 1895, Женева) – нем. естествоиспытатель, материалист, получивший известность благодаря своей книге «Kцhlerglaube und Wissenschaft» (1854), в которой неоднократно повторяется положение о том, что мысль находится приблизительно в такой же связи с мозгом, как желчь с печенью и моча с почками.

ФОЛЬКЕЛЬТ (Volkelt) Иоганнес (род. 21 июля 1848, Билитц-Бьяла, Австрийская Силезия – ум. 8 мая 1930, Лейпциг) – нем. философ; в 1894 – 1921 – профессор в Лейпциге. Испытал влияние Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Н. Гартмана и Ницше. Вначале его философские взгляды носили спекулятивный характер, затем преобладал скептицизм, наконец, в последующий период он переходит на позиции критической метафизики, основанной на признании внесубъективной действительности, которую он называл «транссубъективным минимумом». Ему же принадлежит большая заслуга в области систематизации эстетики. Много усилий приложил Фолькельт и к тому, чтобы с позиций критически-реалистической метафизики объяснить понятия времени и индивидуальности. Осн. произв.: «Erfahrung und Denken», 1886; «GewiЯheit und Wahrheit», 1918; «System der Дsthetik», 3 Bde., 1905 – 1914; «Phдnomenologie und Metaphysik der Zeit», 1925.

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (род. 1225/26, замок Роккасекка, близ Акуино, недалеко от Неаполя – ум. 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) – первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философии»); с 1879 признан официальным католич. религиозным философом, который связал христ. вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе; Фома аквинский первый проводит четкую и резкую границу между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры (мистерий); возражения же против них рассматриваются лишь как вероятные, не вредящие их авторитету. В отношении понимания природы универсалий – реалист. Как теолог понимал бытие Бога в смысле христ. религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Все мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Выбранные из его философии (метафизики и натурфилософии) 24 тезиса были определены церковью 24 июля 1924 как истинное учение Фомы Аквинского; см. Томизм. Осн. произв.: «Summa contra gentiles», 1261 – 1264; «Quaestiones disputatae», 1256-1273; «Summa theologiae», 1265-1273.

ФОМА ИЗ СЕН-ВИКТОРА, Фома Галльский, Фома Вер цельск и и (ум. 1225) – франц. схоласт. Будучи аббатом монастырья Сен-Виктор, придал школе Сен-Виктора мистическое направление, был последователем мистицизма псевдо-Дионисия (см. Дионисий Ареопагитп), к соч. которого он написал комментарии (опубликованы в 1502 в лат. изд. соч. Дионисия).

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Г а м е p к е н (род. 1378/80, Кемпен-на-Рейне – ум. 25 июля 1471) – средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании Христу» («De imitatione Christi»). Книга написана в духе правоверного (воинствующего) христианства, разрабатываемого мистикой позднего средневековья. Согласно последним исследованиям, автором этой книги является Герт Гроот. Лат. текст издан' в 1904.

ФОМА СТРАСБУРГСКИЙ (ум. 1357) – нем. схоласт, августинский монах. Как аристотелик выступал в защиту экспериментально-эмпирических методов в естественных науках и точных методов в философских суждениях, относящихся к наукам о духе. В своем учении о воле склонялся к Августину Блаженному, ибо верил в известную независимость воли от разума. Его произв. – «Scripta super quattuor libros sententiarum».

ФОНИЗМЫ (от греч. phone – звук) слуховые галлюцинации, звуковые ощущения, которые вызываются при помощи раздражения не слухового, а др. нерва; аналогичный факт имеет место в случае световых и цветовых ощущений – фотизмов, зрительных галлюцинаций.

ФОНОГНОМИКА (от греч. phone звук и gnome – познание) – см. Учение о выражении.

ФОНТЕНЕЛЬ (Fontenelle) Бернар ле Бовье де (род. 11 февр. 1657, Ру – ум. 9 янв. 1757, Париж) – франц. философ эпохи Просвещения. Защищал демократическое понимание природы против Ньютона, хотя был согласен с последним в некоторых пунктах. Выступал также против христ. метафизики Малъбранша. Широкую известность получила его работа «Dialogus des morts» (1683).

ФОРБЕРГ (Forberg) Фридрих Карл (род. 30 авг. 1770, Мёйзельвиц – ум. 1848, Хильдбургхаузен); стал известен благодаря тому, что вызвал т. н. спор об атеизме своим произв. «Entwicklung des Begriffs des Religion», введение к которому написал Фихте.

ФОРЛЕНДЕР (Vorlдnder) Карл (род. 2 янв. I860, Марбург – ум. 6 дек. 1928, Мюнстер, Вестфалия) – нем. философ; профессор (с 1919). Исследователь Канта, социалист и неокантианец из марбургской школы. Написал пользующуюся весьма широкой известностью книгу по истории философии «Geschichte der Philosophie», 3 Bde., 1903 (рус. пер. «История философии», СПБ., 1911). Др. осн. работы Форлендера: «Kant und der Sozialismus», 1900; «Kant und Marx», 1911; «Kants Leben», 1911; «Kant, Fichte, Hegel und der Sozialismus», 1920; «Von Macciavelli bis Lenin», 1925.

ФОРМА (лат. forma) – прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт), а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный, Формализм, Морфология). Понятие «форма» употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время, в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог – чистая форма (actus purus). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – см. Логистика.

ФОРМАЛИЗМ – направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках, сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им; они подчеркивают в философии понятийно-рациональную сторону в противоположность конкретно-созерцательной, иррациональной. В логистике формализм – это схема, согласно которой располагают и связывают друг с другом высказывания (по чисто формальному признаку), чтобы прийти к логическому пониманию. Существуют двузначные и многозначные формальные системы, в зависимости от того, принимается ли простое отношение выведения между двумя высказываниями (напр., «истинно – ложно») или признаются в качестве логически значимых наряду с этими еще и др. предикаты высказываний (напр., «возможно»).

ФОРМАЛЬНЫЙ – существующий только по видимости, по форме, относящийся только к форме, касающийся формы, но не содержания; иногда имеет смысл абстрактного, далекого от жизни (см. Форма); основанный на принципах формализма,

ФОТИЙ (род. 891, Армения) – визант. теолог, визант. патриарх (857-867 и 877-886). Благодаря своей борьбе против претензии папства на господство стал отцом ортодоксии (см. Европейская философия); ок. 870 Фотий основал в Византии Академию, в которой читал лекции о древнегреч. философии. Сделал ценные извлечения из произв. 280 древнегреч. писателей (позже эти произв. в большинстве своем были утеряны). Оставшиеся извлечения собраны в «Myriobiblion» (2 t., 1824). Др. произв. содержатся в книге Минье «Patrologia gracea» (t. 101 – 105).

ФОТОНЫ – см. Квантовая теория.

ФРАГМЕНТ (от лат. fragmentum обломок, кусок) – отрывок текста, сохранившаяся часть, незаконченное произведение; фрагментарный – отрывочный, неоконченный, неполный.

ФРАЙЕР (Freyer) Ханс (род. 31 июля 1887, Лейпциг) – нем. социолог, профессор (с 1925). На его мышление оказали влияние как молодежное движение и мировая война, так и Платон, Гегель, Ницше («Antдus, Grundlegung einer Ethik des bewuЯ ten Lebens», 1918; «Prometheus, Ideen zur Philosophie der Kultur», 1923; «Der Staat», 1925). В произв. «Theorie des objektiven Geistes» (1923) исследуются формы и структуры объективного духа. В своей близкой к материализму работе «Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft» (1930) Фрайер рассматривает общественную структуру как сложившиеся в конкретный период формы жизни и как экзистенциальную ситуацию человека. Перу Фрайера также принадлежат следующие произв.: «Die politische Insel (eine Geschichte der Utopien)», 1936; «Macciavelli», 1937; «Weltgeschichte Europas», 2 Bde., 1948; «Theorie des gegenwдrtigen Zeitalters», 1955.

ФРАНК (Franck) Себастьян (род. 1499, Донаувёрт – ум. 1542, Базель) – швейц. философ истории и культуры. Получив образование в школе доминиканского ордена в Гейдельберге, был сперва католич., затем евангелич. духовником; с 1528 странствовал по заданию духовного ордена, преследовался (ортодоксальными) лютеранами. Франк учил, что Бог является вседеятельным благом и любовью. Бог обнаруживается в свободной воле человека. Библия – это лишь «вечная аллегория» или «выражение» высшей, недостижимой истины; история, которую он характеризует также как «карнавальную комедию Бога», является, напротив, подлинной Библией («Библией истории»), божественным откровением без слов. Осн. произв.: «Chronica. Zeitbuch und Geschichtsbibel», 1531; «Cosmografia. Weltbuch», 1534; «280 Paradoxa aus der Heiligen Schrift», 1534; «Germaniae Chronicon», 1538; «Sprichwцrter», 2 Bde., 1541.

ФРАНК Семен Людвигович (род. 16 янв. 1877, Москва – ум. 10 дек. 1950, Лондон) – рус. религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского ун-тов до 1922, когда был выслан вместе с большой группой философов, писателей и общественных деятелей из Советской России большевистским режимом. До 1937 жил в Берлине, где преподавал в Берлинском ун-те, входил в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым, участвовал в издании журнала «Путь». С 1937 жил в Париже, а затем до своей смерти – в Лондоне. Еще в 1905 – 1909 редактировал журнал «Полярная звезда», а затем участвовал в издании сборника «Вехи», где напечатал статью «Этика нигилизма» – резкое отвержение ригористического морализма и бездуховного восприятия мира революционной интеллигенции. В своих философских взглядах поддерживал и развивал идею всеединства в духе В. С. Соловьева, пытался примирить рациональное мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения христ. теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-исторической обоснованности общественной и политической культуры» («De profundis». – В сб.: Из глубины. М. -Пг., 1918, тираж которого был уничтожен сразу же после выхода в свет и переиздан только в 1967 издательством «Ymca-Press»). Всю жизнь философ утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве восприятия и признания ценности всего конкретно-живого». Осн. работы: «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему». – В сб.: Проблемы идеализма, 1902; «Философия и жизнь». СПБ., 1910; «Предмет знания», 1915; «Душа человека», 1918; «Очерк методологии общественных наук». М., 1922; «Живое знание». Берлин, 1923; «Крушение кумиров», 1924; «Духовные основы общества», 1930; «Непостижимое». Париж, 1939; «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия». Париж, 1956; «С нами Бог». Париж, 1964.

ФРАНК (Frank) Филипп (род. 20 марта 1884, Вена – ум. 1966) – австр.-амер. философ и физик, представитель неопозитивизма; с 1938 жил в США. Философские взгляды Франка сложились под сильным влиянием Маха, вследствие чего он пытался использовать лишь такие понятия, которые не теряют своей пригодности вне физики. Разрабатывал теории механистицизма и витализма. Писал труды по теории относительности и логике науки. Осн. произв.: «Das Kausalgesetz und seine Grenzen», 1932; «Das Ende der mechanischen Physik», 1935; «Between physics and philosophy», 1941; «Einstein, sein Leben und seine Zeit», 1949; «Modern science and its philosophy», 1949.

ФРАНКЛИН (Franklin) Бенджамин (род. 17 янв. 1706, Бостон – ум. 17 апр. 1790, Филадельфия) – амер.. просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787); кроме того – мыловар, печатник, электротехник, начальник почтового отделения, дипломат, трезвый и практичный человек, выдающийся представитель common sense – «здравого смысла» и философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы ввести здравый смысл, размышление, расчет, всеобщую справедливость и взаимный порядок в самые незначительные и самые важные дела людей, изгнать дух нетерпимости, жестокости, косности, привлечь внимание людей,к своему призванию, превратить их постепенно, мягко и без больших усилий в деловых, прилежных, предусмотрительных и деятельных, показывая, что каждый из этих навыков вознаградит за себя, а всякое пренебрежение ими отомстит за себя в большом и малом. Он заботился о бедных, но не иначе, как открывая им разумный путь прилежания... Его изложение так легко и естественно, его остроты и шутки так приятны и тонки, его характер так непосредствен и приветлив, что я назвал бы его благороднейшим народным писателем нашего века» (Иоганн Готтфрид Гердер. Письма для поощрения гуманности, 1793 – 1797).

ФРАНЦ (Frantz) Константин (род. 12 сент. 1817, Хальберштадт – ум. 2 мая 1891, Блазевиц, близ Дрездена) – нем. естествоиспытатель и государствовед. Вначале был сторонником философии Гегеля и Шеллинга, затем – эмпиризма; полемизировал в работе «Philosophismus und Christentum» с теорией Э. Гартмана о саморазложении христианства. Осн. произв.: «Pholosophie der Mathematik», 1842; «Die Naturlehre des Staates», 1870; «Die Weltpolitik», 1882-1883.

ФРАНЦИСК МЕРОННСКИЙ (род. Меронн, Прованс – ум. 1325, Пьяченца) – средневековый схоласт, Doctor illuminatus (см. Доктор). Преподавал в Париже, ученик Дунса Скота, представитель чистой философии понятий. Осн. произв.: комментарии к «Категориям» и к «Физике» Аристотеля.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью нации. В средние века франц. философия была ведущей, и до кон. 14 в. в Европе вряд ли был хоть один крупный философ, который не учился бы или не преподавал, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или Парижском ун-те, основанном в 1206 (обе высшие школы имели европейский характер).

1. Патристика. Возникновение франц. философии относится еще ко времени отцов церкви: Гиларий из Пуатье (ум. 366) развил креацианистское (см. Креацианизм) учение о происхождении души, а Клод Мамерт (ум. 474) подчеркивал в этом смысле бестелесность души.

2. Схоластика, а) Ранняя схоластика. Во время Карла Великого франц. философия развивалась, в особенности в придворной школе Тура, именно в то время, когда там работал Алкуин. Традиции Тура в гуманистически преобразованном виде были продолжены в философии последователя Цицерона Серватуса Лупуса (ок. 850), исследовавшего отношение между провидением и свободой и между телом и душой, а также в логике Герикуса из Оксера (841-875), метафизика-реалиста Ремигуса из Оксера (ок. 841 – 908). Герберт из Орильяка, позже (с 999) папа Сильвестр II, логик и математик, первым стал критически размышлять о границах применения разума. Его ученик Фульбер Шартрский основал в 990 школу в Шартре – «пристанище ясной разумности», его ученик Беренгар Турский (ум. 1088) так остроумно применил метод ясной разумности к церковным догмам, что появились не только теологические, но и философские противники этого интеллектуализма». Это была почва, на которой развилась противоположность между реализмом и номинализмом; первый был представлен Гильомом из Шампо (ок. 1070-1121), второй – его учителем Росцеллином из Компьенна (ок. 1050- 1123/25). Синтезу номинализма и реализма положил начало Абеляр, который, будучи одновременно этаком и теологом (платоновского толка), представляет собой вершину франц. ранней схоластики. Тем временем развивалась шартрская школа, в особенности в 12 в., к которой принадлежали Бернар Шартрский, его брат натурфилософ Тьерри Шартрский (ум. 1155) и Бернар Сильвестр Турский (ок. 1150); Гильберт Порретанский (ок. 1070-1154) был самым значительным логиком этой школы. Параллельно ей в Париже развивалась школа Сен-Виктора, крупнейшими представителями которой были не только французы. В 12 в. большое влияние на философскую мысль оказали мистик Бернар Клервоский, мистика которого была логически оформлена Альхером Клервоским (кон. 12 в.), и Гильом из Тьерри (ум. 1148/53). Одну из церквей независимого, «пантеистского» направления представляли Амальрик из Бенэ (ум. ок. 1206) и Давид Динанский (жил ок. 1200). Гильом из Конша (1080-1150) тоже не принадлежал к церковно-ортодоксальным мыслителям. Завершением периода ранней схоластики во франц. философии является большая энциклопедия «Большое зеркало [мира]» Винцента из Бове. б) Расцвет схоластики. В этот период франц. философия имеет меньше оригинальных мыслителей, хотя Гильом Овернский (ум. 1249, в сане парижского епископа) играл значительную роль как первый представитель аристотелизма. Франц. философия, особенно в Париже, была почвой, на которой великие люди своего времени, такие, как немец Альберт Великий, итальянец Фома Аквинский, англичанин Дуне Скот, вели теологико-философские споры. Если вначале именно французы боролись против томизма (в особенности парижский епископ Стефан Темпье, вторая пол. 13 в.), то позднее Париж стал цидателью ортодоксального томизма. С др. стороны, был распространен также аверроизм, осуждаемый как еретическое учение; представители его – Сшер Брабантский и Иоанн Жандунский. в) Поздняя схоластика. Наряду с томизмом во франц. философии распространяется скотизм; представители скотизма – Франциск Мероннский и Пётр Тартарет. В то же время постепенно усиливается естественно-научное в своей основе и натурфилософское атисхоластическое направление на схоластической почве у Дюрана де Сен-Пурсена и Петра Орсоня, затем у Иоанна из Мерикура и у умеренного церковника Николая из Отрекура, но в особенности у Иоанна Биридана и Николая Орезмского. Оккамизм еще раз находит отклик у Петра д'Альи, мистика – у Иоанна Жерсона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.